4092

Аружан САИН: Нам надо воспитывать наших детей, чтобы завтра не повторилась трагедия

На днях некоторые алматинцы, чьи дети бесплатно занимаются в спортивных секциях, получили уведомления о том, что в этом году прекращено финансирование государственного творческого и спортивного заказов. Следовательно, получить новые ваучеры, то есть записать детей в секции, будет невозможно. Но для тех детей, кто записался в секции в прошлом году, финансирование имеется. Такой месседж, естественно,вызвал у родителей недовольство и недоумение. Пытаясь узнать, на чем основано решение о прекращении финансирования, мы обратились к уполномоченному по правам детей в Казахстане Аружан САИН, которая вместе со своей командой, по сути, разрабатывала весь этот механизм и активно способствовала его реализации.

Аружан САИН: Нам надо воспитывать  наших детей, чтобы завтра не повторилась трагедия

- Правда ли, что прекращено финансирование? Если неправда, то почему распространяются такие сведения со ссылкой на городское управление спорта?

- Подушевое финансирование занятий детей в спортивных секциях и творческих кружках, запущенное в прошлом году, работает и будет работать. Мы намерены довести эту реформу до конечной цели, чтобы 4,5 миллиона наших детей от 4 до 17 лет (включительно) занимались спортом и творчеством, как положено по закону, за счет государственного бюджета и имели право выбрать по своему усмотрению две секции или два кружка.

То, что произошло в Алматы, на мой взгляд, является недоработкой городского управления спорта, которое не дало никакого внятного ответа поставщикам услуг либо предоставило некорректную информацию руководителям секций и кружков, что позволило им сделать такие выводы. Потому что по культуре, по творческим кружкам таких жалоб не было. Я связалась с Минис­терством культуры и спорта. С новым министром мы постоянно на связи. Даурен Аскербекович (АБАЕВ. - Р.Б.) с самого начала запуска этой реформы, будучи еще заместителем руководителя администрации президента, курировал ее и приложил немало усилий, чтобы были приняты и закон, и соответствующие нормативно-правовые акты и правила. Он также подтвердил, что информация о закрытии финансирования в Алматы не соответствует действительности.

Во вторник городское управление спорта тоже распространило сообщение с опровержением. Оно отметило, что в ближайшее время перед поставщиками услуг будет погашена задолженность за декабрь прошлого года. А на первый квартал 2022-го уже выделено 1,7 миллиарда тенге в Алматы. Эта сумма позволит выполнить обязательства перед действующими поставщиками и активированными ваучерами... Просто произошло какое-то недоразумение.

- То есть саботажа не было?

- Скорее всего, была какая-то неразбериха, учитывая, что здание городского акимата было сожжено во время недавних беспорядков. Режим ЧП уже снят, согласно санитарным нормам в Алматы малые группы могут заниматься в секциях. И я очень надеюсь, что дети скоро войдут в свой обычный ритм, а количество детей как в Алматы, так и по всему Казахстану, занимающихся в кружках и секциях, будет только увеличиваться.

- С чем связано правило, что на одного ребенка может быть выделено только два ваучера? Есть ведь дети, которые хотят, к примеру, заниматься и плаванием, и шахматами, и рисованием или пением. Зачастую у их родителей нет возможности оплачивать эти кружки и секции. Получается, что родители вынуждены выбирать, какие таланты у ребенка более важны, а какие менее?

- Подобного рода реформы, социальные проекты, как правило, направлены на поддержку детей из социально уязвимых слоев населения. Это малоимущие, многодетные и так далее. Но мы с самого начала исходили из логики, что права всех детей равны. И вопрос развития детей - занятия спортом, творчеством - это задача государственной важности. Мы должны создать качественный человеческий капитал. А без воспитания, без спорта, без культуры это невозможно. Поэтому эта программа и должна была охватить всех детей от 4 до 17 лет. Но это очень большие бюджетные затраты. Кроме того, мы предположили, что занятий в двух секциях или кружках, учитывая школьную нагрузку, будет пока достаточно.

Надеюсь, мы сможем в последующем снять это ограничение. Но, честно говоря, нам пришлось очень сильно постараться, чтобы убедить, что нужно как минимум две секции или два кружка. Нам пришлось бороться и за достойные тарифы, которые выплачиваются поставщикам, чтобы они занимались с нашими детьми. Это второй, не менее актуальный эффект реформы - создание рабочих мест и развитие этой важной сферы бизнеса.

- Есть ли данные, сколько средств будет выделено на подушевое финансирование занятий детей в секциях и кружках через спортивный и творческий госзаказы в 2022 году?

- Пока еще нет информации по всем регионам. Но по прошлому году могу сказать: было выделено 11,5 миллиарда тенге. Этого мало! Мы ждем, что в этом году финансирование будет увеличено. Вы сможете посмотреть объемы финансирования на сайте artsport.edu.kz на главной странице.

- То есть можно предположить, что денег будет выделено не меньше, чем в прошлом году?

- Безусловно! Просто проблема в том, что есть сопротивление и противостояние со стороны лиц, которые заинтересованы в финансировании профессионального спорта.

Мы пытались выяснить, сколько расходов акиматы закладывают в бюджет на финансирование спорта или культуры, но безуспешно. По нашим данным, порядка 300 миллиардов направлялись управлениями культуры и спорта на финансирование профессиональных команд, на какие-то культмассовые мероприятия, на концерты, форумы и так далее. То есть на все то, что президент назвал неэффективными и бессмысленными тратами. Ведь на самом деле нигде в мире бюджет не финансирует профессиональные клубы. И президент неоднократно подчеркивал, что эти деньги целесообразнее направить на развитие детского спорта и творчества.

Но фактически профессиональные клубы продолжают, к сожалению, финансировать. На тот же хоккей или футбол могут направлять 1-2 миллиарда тенге, а в регионе может быть не один футбольный клуб, а два. На волейбол или баскетбол выделяют порядка 450 миллионов тенге.

Понятно, что есть определенный круг лиц, который занимается осваиванием этих денег. Вспомните, сколько коррупционных скандалов было в этой абсолютно непрозрачной сфере. Кроме того, эти профессиональные клубы нанимают экспатов - спортсменов и тренеров. И эти деньги, получается, фактически уходят за границу. А народу от этого никакой пользы нет. Если уж мы финансируем спорт и творчество, то пусть лучше эти деньги идут на наших детей. Поэтому было очевидно, что всю систему надо перестраивать. И нам было очень непросто менять законодательство, разрабатывать НПА и внедрять все это. Предстоит еще непростой и большой путь.

Я уверена, что с учетом последних событий спрос и ответственность с чиновников будут намного строже. Хотя мне их отношение непонятно: они ведь тоже граждане, у них тоже есть дети. Ведь это всем идет на пользу. Но вместо поддержки - противостояние.

На сайте детского омбудсмена bala-ombudsman.kz есть специальный раздел, посвященный этой реформе. Там указаны контакты наших сотрудников-координаторов, которые находятся на постоянной связи как с родителями, так и с поставщиками. И мы все эти проблемы решаем фактически в ручном режиме.

- Что можно и нужно предпринять для того, чтобы каждый ребенок в нашей стране получил возможность реализовать свой творческий и спортивный потенциал?

- Я думаю, что акимы должны усилить работу в своих регионах в этом направлении. Постоянно контролировать управления культуры и спорта, следить за бюджетами, которые они выделяют.

Если детей больше, чем бюджет, значит, аким должен об этом знать и вносить в маслихаты уточнения об увеличении бюджета. Сейчас это очень важно.

Если падает уровень воспитания, образования, то мы получаем такие события, как в Алматы, - тех же мародеров, которые не были ни демонстрантами, ни боевиками, а просто выходили на улицу и грабили. Это же уровень нашей культуры. Нам надо воспитывать наших детей, чтобы завтра такие события не повторились. Поэтому эта реформа очень важна для нашего будущего.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть