2068

Пара, взорвавшая Париж

Недавнее выступление казахстанских теннисистов Александра БУБЛИКА и Андрея ГОЛУБЕВА в Париже на турнире Большого шлема “Ролан Гаррос” произвело эффект разорвавшейся бомбы. Впервые в истории этих престижнейших соревнований казахстанская пара дошла до финала, где в упорнейшем поединке уступила французам Пьеру-Югу ЭРБЕРУ и Николя МАЮ.

Пара, взорвавшая Париж

Да, конечно, в 2010 году Ярослава ШВЕДОВА даже выиграла два титула из серии Grand Slam - это были Уимблдон и Открытый чемпионат США. Но сделала она это в паре с американкой Ваней КИНГ. А в этом случае успеха добились исключительно наши игроки, пусть и воспитанники российского тенниса, впрочем, как и экс-москвичка Шведова. Но это уже отдельная история о массовой натурализации российских теннисистов, к которой в свое время прибегла Казахстанская федерация тенниса и от чего, похоже, отказываться не собирается. А нам остается только радоваться достижению наших спортсменов, заявивших своей игрой на весь мир, что Казахстан - это тоже в какой-то мере теннисная держава.

Кто же они такие - герои Открытого чемпионата Франции? Как оказалось, два совершенно разных по возрасту и характеру человека, объединенные одной целью - побеждать. Это стало понятно после недолгого общения с нашими теннисистами с помощью видеоконференции в момент их передислокации из Парижа в Лондон.

Парный теннис - это несерьёзно

23-летний Александр Бублик, несмотря на возраст, уже является первой ракеткой Казахстана и, судя по всему, хочет добиться очень многого на международной арене.

- Можете сказать, что в Париже случилось лучшее теннисное приключение в вашей спортивной карьере?

- Нет, я бы так не сказал. Наверное, я это оцениваю как смешное стечение обстоятельств. Потому что и до этого результата, и после него не буду относиться к парной игре более серьезно. Я вообще не воспринимаю парный теннис как теннис. Для меня это скорее способ развлечься, заработать больше денег ну или сыграть какие-то матчи в зависимости от ситуации. Допустим, в Лондоне участвую в парном разряде, чтобы больше поиграть на траве в случае моего неуспешного выступления в одиночке. Поэтому не могу назвать это выступление на “Ролан Гаррос” самым важным и интерес­ным. Мне было весело.

- Действительно, все видели, как вы шутили перед финальной игрой да и потом тоже... Вы так легко и несерьезно относитесь к парной игре?

- А вы хотите, чтобы начал говорить: какой я молодец, как старался, я такой классный парник, давайте все играть со мной, я так обожаю парный теннис? Но так говорить не буду, потому что это было бы вранье. Это неправильно. И потом, и так достаточно теннисистов, которые это делают. А я выражаю свои эмоции и честно говорю то, что думаю.

- Был ли момент в ходе турнира, когда вы подумали: мы классно идем, все получается, может, стоит попробовать выиграть трофей?

- Знаете, я читал интересную книгу, где ловили преступника, но никак не могли поймать. Так вот один герой сказал другому: чтобы найти преступника, ты должен одновременно и хотеть его поймать, и не хотеть. Вот я не хотел выиграть турнир Большого шлема до счета 5:4 при 15:30. Я вам говорю абсолютно честно: мне было все равно. Но когда счет стал 30:30 и я встал на подачу, то подумал: черт возьми, а ведь хочется выиграть. Я подал, соперник отбил, Андрей ошибся при игре с лету, я к нему подошел и сказал: это конец. Мне это было понятно. Потому что в моей жизни такое происходило не раз, и я видел, как у других такое происходит. Когда человек слишком сильно чего-то хочет, обычно это у него не получается.

- Был эпизод в начале матча, когда Андрей Голубев пробивал смэш три раза, и в этот момент вы чуть ли не начали молиться. Как-то это не очень совпадает с тем, что вы не хотели выиграть…

- Всегда, когда Андрей бьет смэш, хоть на тренировках, хоть на матчах, я смеюсь. Не все знают, но если Голубев замахивается на смэш, мы все отворачиваемся, потому что не известно, что будет. Но на турнире Андрей прекрасно выполнял этот удар. А в финале у меня сработала привычка. Мне кажется, когда я подаю вторую подачу, Булат Джамитович (Утемуратов - президент Казах­станской федерации тенниса. - А. Т.) всегда опускает голову. Ему так спокойнее...

- Как так вышло, что вы договорились с Андреем Голубевым играть в паре на “Ролан Гаррос”?

- Мы это решили еще в начале года. Он - парник, я - одиночник. Но почему бы не попробовать сыграть пару турниров вместе? Так, на всякий случай. Для возможной замены на Кубке Дэвиса. Вот так и получилось. Но я не играю с Андреем в маленьких турнирах. У меня нет мотивации на них играть, потому что парный рейтинг, как я уже сказал, мне совершенно неинтересен. Играть на харде нет смысла - только колени стирать. А денег там не платят. Поэтому мы играем с Андреем в паре только на больших турнирах, чтобы хоть что-то выиграть. И то не всегда получается.

- У вас кепка НБА. Вы болеете за кого-то, кто играет сейчас в плей-офф?

- Я даже не знаю, кто играет в плей-офф. Мне эту кепку подарили, поэтому и ношу.

- Следите за чемпионатом Европы по футболу? Может, болеете за какую-то сборную?

- Я не знаю, что там сейчас происходит. Вы даже не представляете, насколько я далек от футбола. Я не в курсе, кто играет за сборные Казахстана и России. В футболе знаю только имена РОНАЛДУ, МЕССИ, ГРИЗМАНН…

- Кроме тенниса вас что-нибудь интересует?

- Безусловно. Ограничиваться одним теннисом глупо и неинтересно. Я люблю проводить время с семьей и друзьями. Играю в пинг-понг, причем очень неплохо. Предпочитаю, скажем так, мужские занятия: природа, шашлыки, банька, рыбалка…

- Какую самую большую рыбу поймали?

- Ой, мне с этим не везет… А вот мой отец - большой фанат рыбалки. Мы поехали как-то во время турнира серии “Челленджер” в Мексике на океанскую рыбалку. Большие деньги заплатили. Нам обещали, что поймаем на блесну как минимум рыбу-меч. А в итоге мы поймали двух анчоусов.

- Думаете о предстоящей Олимпиаде в Токио?

- А что о ней думать? Будет Олимпиада - будем играть. Думать надо о том, как развиваться в теннисе. А Олимпиада придет. Надеюсь, что подойду к ней в хорошей форме и сыграю достойно.

Когда играешь - реально кайфуешь

33-летний Андрей Голубев выступает за Казахстан с 2008 года. И уже в июле 2010-го отличился на соревнованиях в Гамбурге, став первым казахстанским теннисистом, выигравшим турнир АТР в одиночном разряде. В данное время специализируется только на парных матчах.

- Прокомментируйте, пожалуйста, финальный матч на Открытом чемпионате Франции.

- Матч получился напряженным. По накалу страстей, мне кажется, таким и должен быть финал турнира. Много различных переломных моментов в одну и другую стороны. Зрелищность на самой высокой ноте. Мы были близки к победе над французами, но не так, как, скажем, их предыдущие соперники, которые имели три матчбола. У нас матчболов не было. Но в целом, я считаю, мы отдали все, что могли, и себя нам не в чем упрекнуть. Наши соперники сыграли очень здорово в нужные моменты.

- Александр Бублик сказал, что финал “Ролан Гаррос” далеко не лучшее его достижение. А для вас?

- Если брать мои парные результаты, то однозначно лучшее. В одиночке у меня была победа на турнире разряда “пятисотка”, которая, мне кажется, престижнее. Одиночный разряд в теннисе более на виду, что ли. Телевидение показывает парные матчи только финальной стадии турниров. Но тем не менее могу сказать, что финал Большого шлема в парном разряде будет стоять рядышком с моими финалами и в одиночном разряде.

- А вот Бублик опустил парный теннис на второй и даже на третий план…

- Это естественно. У Сани одиночная карьера хорошо развивается и будет еще лучше развиваться. Поэтому у него в приоритете одиночный разряд. Это нормально. И я был в свое время точно в такой же ситуации. Если помните, я сыграл полуфинал на “Ролан Гаррос” в 2014 году. С одной стороны, я мог уже тогда уделять паре больше внимания, так как набрал определенный рейтинг. Но я и в одиночке стоял достаточно высоко, поэтому отдал предпочтение одиночному разряду.

- Вы неплохо сыгрались с Бубликом. Но у вас и хорошая серия с Александром НЕДОВЕСОВЫМ. С кем будете играть на Кубке Дэвиса?

- У нас теперь есть несколько вариантов. Ведь еще и Саша с Мишей (КУКУШКИН. - А. А.) играли в паре. Понятно, что с Недовесовым мы играем больше. И даже не потому, что мы лучше знаем друг друга, у нас уже сложилась наигранная пара. Но и с Бубликом получается неплохо. Это даже хорошо. Соперники не будут знать, на кого им готовиться, настраиваться. Пус­ть больше думают об этом, волнуются. А мы будем исходить из обстоятельств. Но это сугубо мое мнение. Все варианты будут обсуждаться тренерским штабом.

- А на Уимблдоне с кем играете в паре?

- С голландцем Робином ХААСЕ. Почему не с нашим? Ну, во-первых, заявка на Уимблдон была отправлена за месяц до начала “Ролан Гаррос”. И никто не предполагал, что мы с Бубликом так там сыграем. Во-вторых, на Уимбл­доне парные матчи играются из пяти сетов. Для Бублика, выступающего и в одиночке, это было бы тяжелое испытание.

- Микст не хотели бы сыграть с Еленой РЫБАКИНОЙ?

- Да, конечно. Но тут от моего желания мало что зависит. Все от рейтинга. Допустим, на “Ролан Гаррос” допускаются пары с рейтингом 47. Это значит, если у меня, скажем, рейтинг 39, то мне нужно выбирать партнершу из первой восьмерки.

- Вы с Бубликом парни с юмором, веселые. Кроме обсуж­дений каких-то комбинаций, эмоциональных всплесков что-то можете сказать друг другу, пошутить над кем-то?

- Это Саня более юморной. Могу только его поддержать. Я больше ответственный за серьезную в кавычках часть выступления. Если выходишь на корт расслабленный, но настроенный, это золотая середина. В паре надо получать удовольствие, потому что игра такая динамичная, с разными комбинациями. И когда играешь, то реально кайфуешь. И если что-то получилось, то, да, это должно восприниматься с юмором, с улыбкой. Это нужно, чтобы разрядить обстановку. И не в коем случае никого не обидеть.

- По ходу трансляции возникало ощущение, что Бублик пытался брать на себя роль первого номера. Он что-то вам все время говорил…

- От него исходило желание сыграть как можно лучше. Это хоть и парный разряд, но Большой шлем… И Саня более разговорчивый, чем я. Поэтому во время матча складывалось такое впечатление, что он постоянно что-то мне предлагает. Но был момент в полуфинале, где я подавал на матч. Он сказал: давай именно эту комбинацию сделаем на последнем мяче. В том случае он взял инициативу на себя по тактике. И у нас получилось.

- Интересно, как бы развивалась ваша карьера, если бы в свое время не решили принять гражданство Казахстана?

- Вопрос сложный. Ведь мы не знаем, что было бы, если бы… Можно только гадать. Но одно­значно могу сказать, что это дало мне дополнительный толчок и стимул в развитии. Я помню, что когда принял гражданство Казахстана в 2008-м, то сыграл свой первый финал ATP в Санкт-Петербурге. А если бы не выступал за Казахстан, то туда бы не поехал, не играл бы в финале и все пошло бы совершенно иначе.

Сейчас многие говорят, что наш переход - это чистая экономика. Да, помощь от Казахстанской федерации была существенная. И благодаря ей мы развивались как спортсмены. Даже когда я полтора года не играл, а потом решил вернуться, то федерация не отвернулась от меня, оказала поддержку. И во что это вылилось? В финал “Ролан Гаррос”. Но при этом я всегда говорил, что мы лишь верхушка айсберга. Играем турниры, Кубки Дэвиса. Мы больше на виду. Но за кулисами идет работа. Понятно, что мы приезжие. Но по нашим стопам пойдут выращенные на казахстанских кортах мальчики и девочки.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта ktf, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее