Малыш не промах
Сегодня, наблюдая за безалаберной, а порой и просто безответственной игрой “Кайрата”, болельщики со стажем все чаще вспоминают футболистов, которые действительно умели, а главное, хотели играть в футбол. Их было немало за многолетнюю историю легендарного алматинского клуба. О многих наша газета рассказывала.
Сегодняшний герой - игрок первого (!) состава “Кайрата” Умербек БЕКПОСЫНОВ, который, несмотря на преклонный возраст (в июне ему исполнится 83 года), все еще следит за футбольными баталиями. А совсем недавно даже выходил на поле в матчах ветеранов.
Страстное желание заниматься спортом привело семилетнего мальчугана на стадион “Динамо”. Случилось это 9 мая 1945 года, когда страна праздновала День Победы. Он тоже хотел быть защитником Отечества. Поэтому выбрал бокс. Тогда тренеры отметили для себя, что этот паренек не промах: по-спортивному злой, с твердым характером. Даже в спарринги ставили его со старшими. И через несколько месяцев Бек, как звали его друзья, в составе команды алматинских боксеров уже ездил на соревнования в другие регионы страны.
А в футбол он попал случайно. Вышел как-то с тренировки и увидел, как ребята гоняют мяч. Выбежал на поле, но не успел сделать ни одного удара, как услышал голос мужчины: “Иди отсюда. Чтобы я тебя больше не видел”.
На следующий день Умербек опять после тренировки прибежал к футбольному полю. Подошел к тренеру и сказал: “Разрешите поиграть”. Но в ответ никакой реакции. Ребята начали бить по воротам. Мячи, посланные ими, улетали далеко за пределы поля. А Бек с удовольствием носился за ними и то левой, то правой ногой отправлял мячи обратно на поле. Несколько дней он исполнял роль мальчика на побегушках.
- Я видел, как за мной внимательно наблюдал тренер, - вспоминает ветеран. - А потом, когда завершилось очередное занятие, он подошел ко мне и сказал: “Мусульманин, ты тоже завтра приходи на тренировку”.
Это был легендарный Николай Петрович СТАРОСТИН, один из основателей московского “Спартака”. Он тогда отбывал у нас в Казахстане ссылку. Но в 1957 году срок ее закончился, и тренер уехал в Москву. Жаль было расставаться с таким наставником. Но кроме Старостина в становлении Бекпосынова как личности и игрока сыграли роль и другие тренеры - Евгений РЫГАЛИН, Константин БАЛЯСОВ, Аркадий ХОХМАН.
- Это люди высокой культуры, - тепло отзывается о них ветеран. - Тренировали нас без матов, без криков. Все объясняли. Сами с нами носились по полю. Откуда только силы черпали? И мы с удовольствием посещали тренировки. Для нас это был праздник! Позже, когда я играл за “Кайрат”, мы часто выезжали в Москву. И к нам обязательно на огонек заглядывал Николай Петрович Старостин. Увидев меня, он всегда говорил: “Мой мусульманин приехал”. А однажды, когда играли со “Спартаком” товарищеский матч, пошутил: “Ребята, вы нас не обыгрывайте”. Ну мы и послушали его. Это я к тому, что спартаковцы были, конечно, посильнее нас.
Защитник в футболе должен быть смелым. Ведь ему нужно стелиться в подкатах, отбирать мяч и при этом владеть первым пасом. У Умербека Бекпосынова с этим было все в порядке. За счет скорости он хорошо умел играть на опережение. За это его любили почти все тренеры. Но вот росточком парень не вышел. Метр с кепкой, смеется сам аксакал.
Одноклубники рассказывали, что Бекпосынов никого не боялся. Однажды играли кубковый матч с тбилисским “Динамо”. Главный тренер “Кайрата” Петр Григорьевич ЗЕНКИН в перерыве сказал Беку: “Готовься, выйдешь вместо Владимира МОРОЗА. Будешь персонально играть против Михаила МЕСХИ”. А этого игрока представлять не надо - один из самых быстрых и техничных футболистов того времени. Уже играл за сборную Союза. Но в том матче Бекпосынов полностью выключил из игры форварда динамовцев. И когда прозвучал финальный свисток арбитра, к кайратовцу подошел знаменитый в грузинском футболе Автандил ГОГОБЕРИДЗЕ и сказал: “Малыш, ты здорово отыграл”.
Был еще случай. Играли дома с московским “Динамо”. У них был Валерий УРИН. Настоящий великан. Игрок таранного типа. В первом тайме он замучил защитников алматинской команды. После перерыва тренерский штаб “Кайрата” выпустил на поле Бекпосынова и поставил задачу нейтрализовать грозного динамовца.
- Когда я вышел на поле, - вспоминает Бекпосынов, - Урин сразу ко мне подошел и сказал: “Извини, если нечаянно раздавлю. Тебе, малыш, лучше на другой фланг перебраться”. Но я следовал за ним по пятам, за счет скорости отбирал мяч и убегал от него, забавляя этим трибуны. Несколько чистых подкатов сделал. Словом, не дал ему сыграть так, как он умеет. После матча Урин ко мне подошел и отметил мое бесстрашие: “Думал, ты побоишься идти встык. Но ты ноги не убираешь, оказывается. Молодец!”
Позднее, когда Бек бывал в Москве, не раз встречался с Уриным. Даже гостил у него. Поддерживал связь и с Анатолием ПОЛОСИНЫМ, с которым в 1959 году выступал за карагандинский “Шахтер”. А в 1960 году “Кайрат” получил место в когорте сильнейших клубов советского футбола. Команду приехал тренировать Николай ГЛЕБОВ.
Первый раз с ним Умербек Бекпосынов встретился в 1959 году, когда он набирал молодежную команду для участия в международном турнире. В тот состав был приглашен и Бекпосынов. Но тогда у него что-то не срослось. В этот раз, когда Бек в межсезонье приехал из Караганды домой, у стадиона встретил Николая Яковлевича. Он сразу узнал футболиста и сказал: “Вот я приехал помочь “Кайрату”. А ты не хочешь вернуться домой?” Умербек обрадовался. Кто в то время не мечтал играть в первой команде республики!
- Тот состав “Кайрата” был звездным. Мы хорошо знали друг друга. Многие выступали вместе еще в классе “Б”. Это Борис КАРЕТНИКОВ, Анатолий ФЕДОТОВ, Леонид ОСТРОУШКО, Владимир ИВАНУШКИН…Только с Борисом ЕРКОВИЧЕМ у меня не клеились отношения, - продолжает Бекпосынов. - Он любил покричать, указать на ошибки. А я ему давал отпор. И однажды он заявил: “Ты футболист хороший, но капризный”.
Бек тогда промолчал. И конфликт как-то сгладился сам по себе. Но все чаще, даже на тренировках, стали давать о себе знать старые травмы. По этой причине Бекпосынов все реже стал появляться на футбольном поле.
- Мои подкаты выходили мне боком, - говорит ветеран. - То плечо вылетит, то мениски на обоих коленях дадут о себе знать, то связки порвешь... Поэтому пришлось брать отдых. И я год не играл, чтобы вылечиться. А потом несколько сезонов выступал за жамбылский “Металлист” в классе “Б”. Как модно сейчас говорить, повесил бутсы на гвоздь, когда стукнуло 29. С тех пор связь с футболом не теряю. Всю жизнь проработал тренером. Воспитал немало футболистов, которых знает страна. Это Николай ОБЪЕДКОВ, Юсуп ШАДИЕВ, Гений ТУЛЕГЕНОВ… Сегодня я на заслуженном отдыхе. За футболом слежу только по телевизору. Немного обидно за игру нынешнего “Кайрата”, у которого, казалось бы, все есть.
Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора, Алматы