1864

На днях в Алматы прошли два крупных международных соревнования по греко-римской, вольной и женской борьбе - азиатский квалификационный олимпийский турнир и чемпионат Азии. На первом добывались недостающие путевки в Токио, а на втором - медали.

Под ковром
Татьяна АХМЕТОВА-АМАНЖОЛ поедет в Токио.

Результат, скажем так, не сильно обрадовал поклонников казахстанской борьбы. На отборочном турнире наши палуаны взяли по одной лицензии в каждом виде борьбы. И в сумме после двух лицензионных стартов - нынешнего турнира и чемпионата мира-2019, который проходил в Нур-Султане, у наших вольников стало пять путевок из шести возможных, а у “классиков” и женщин - по три.

Что касается нелицензионного чемпионата Азии, то казахстанские представители вольной борьбы завоевали три золотые и две серебряные медали, “греко-римляне” - по две награды разной степени значимости, а слабый пол - два золота, одно серебро и три бронзы. Много это или мало?

Оценить выступление казах­станских палуанов мы попросили известного тренера Тимура СЕРИКОВА - сына олимпийского чемпиона-1980 по классической борьбе легендарного Шамиля СЕРИКОВА. Впрочем, наш разговор вышел далеко за рамки этих турниров, оголив многие проблемы казахстанской борьбы.

Tренер Тимур СЕРИКОВ.

- Какое впечатление на вас произвели на этих двух турнирах в Алматы наши лучшие мастера борьбы?

- Уровень казахстанских борцов очень сильно упал. Не знаю, может быть, это связано с ковидом, так как тренировок долгое время у них не было и спортсмены сами занимались в своих регионах. Но смотреть на такую борьбу мне было больно, хотя я за наших ребят, конечно, болел, переживал…

Но тут надо сказать, что общий уровень азиатской борьбы стал слабее. Вот сейчас идет чемпионат Европы по вольной борьбе, так там спортсмены красиво борются. А в Азии борьба незрелищная, позиционная. Только когда на ковре сойдутся спортсмены разного класса, то от более сильного еще можно ожидать какие-то технические приемы, комбинации. А так все печально. Помните, несколько лет назад поднимался вопрос об исключении борьбы из олимпийских видов. Так вот сейчас этот вопрос опять актуален.

- А как оцените чисто спортивный результат? В Алматы взяли три путевки в Токио на три вида борьбы. Это мало?

- Конечно, особенно учитывая, что турнир состоялся на нашей земле. Все знают, что родные стены помогают. А тут такое выступление... Хотя и на чемпионате мира в Нур-Султане было не лучше. Особенно в олимпийских весах.

Но все это, увы, закономерно. Раньше у всех республик СССР была своя школа борьбы, в том числе и у нас. А сейчас все борцы одинаковые. Все пытаются подражать лидеру. А кто лидер в Азии? Иран. И все косят под иранцев. Но они ведь силовики, у них своя школа. Мы такими никогда не будем. Надо свою школу борьбы восстанавливать, которую мы потеряли. Все методики подготовки утратили. Ветераны еще что-то помнят, но к ним не прислушиваются.

- Нашим вольникам не хватает одной путевки в Токио, “классикам” и женщинам - трех. Недостающие лицензии еще сможем взять?

- В июле будет мировой отборочный турнир в Болгарии, но туда и европейцы приедут. Мы в Азии-то толком ничего не смогли взять, а там разве сможем? Мы только на слабеньких турнирах побеждаем, где выступают далеко не первые номера сборных. А как более-менее серьезный турнир - наши летят. Не знаю, с чем это связано.

Физически мы точно не слабее. Может, это вопрос психологии? Если раньше тренеры, которые готовят резерв, могли спокойно контактировать со сборной страны (им же надо было знать, какие качества совершенствовать у своих воспитанников), то сейчас их туда не пускают. Сборная Казахстана - это отдельный мир. Информации оттуда ноль. Только на соревнованиях и видим, над чем они там так усердно работали. Хотя, судя по результатам, мне непонятно, над чем.

- Но ведь на чемпионате Азии в Алматы медалей у нас было больше, чем на квалификационном турнире. Или тоже, по-вашему, мало?

- Так там выступали в основном вторые-третьи номера зарубежных команд. И если бы мы дома остались без медалей, то это был бы позор! Надо больше выступать на крупных турнирах. Вот был Кубок мира, а мы туда не поехали. Кто-то из нашей федерации сказал, что это в целях экономии сил для подготовки к Олимпиаде. Но прошедшие турниры в Алматы наглядно показали, какая была подготовка. Не надо бояться бороться с сильнейшими, необходимо рисковать, смело идти вперед. Даже проигрыш - это база для дальнейшего роста, конечно, при правильной подготовке. А наши ребята, я заметил, после поражений впадают в депрессию и не растут. Видимо, такая обстановка в сборной.

Нурсултан ТУРСЫНОВ - наша олимпийская надежда.

- Как вы отнеслись к тому, что на квалификационном турнире в Алматы выступил серебряный призер Олимпиады-2004 40-летний Георгий ЦУРЦУМИЯ?

- Негативно. Опасно выступать в таком возрасте, можно травму получить. Тем более, насколько я знаю, он форму как спортсмен особо не поддерживал, был тренером. Нельзя совмещать тренерскую работу с выступлениями на соревнованиях. Зачем ему надо было выходить на ковер? Надеяться, что он выиграет, было глупо. Так и вышло: более молодые соперники его чисто физически сделали.

Но у меня есть своя теория насчет того, почему Цурцумия боролся за олимпийские лицензии в Алматы. Он курировал тяжеловесов. Первые номера были травмированы, молодые неопытны. Выставлять было некого, вот ему и пришлось тряхнуть стариной. И не потому, что он был в хорошей форме, а потому, что был поставлен в такие условия как тренер. И это лишний раз говорит о том, в каком плачевном состоянии находится казахстанская борьба.

- И что с такой борьбой мы можем показать на Олимпиаде в Токио?

- Медалей ждать не стоит, только если чудом из-за травм соперников или ввиду удачной жеребьевки. Хотя на жребий особо надеяться тоже не стоит. Это же Олимпиада, а не домашний чемпионат Азии, где можно сделать так, чтобы хозяева не встретились на первом этапе с сильными соперниками. А дальше уже на морально-волевых…

- Но ведь наши девушки на прошлой Олимпиаде взяли три медали…

- Девчата молодцы! Только благодаря им наш спорт еще держится на плаву. Другое дело, что женская борьба мне не по душе. Я ее не смотрю. Вообще, я противник силовых видов спорта у женщин, хотя уважаю женщин-тренеров, которые работают с детьми, и понимаю, что они очень много делают для популяризации борьбы.

- Как поживает ваш детский борцовский клуб “АЮ”?

- Мне пришлось его закрыть. Нашлись люди, которые приложили к этому руку. Обидно, конечно. Я строил такие планы: школа борьбы, о которой мечтал мой отец, место встреч для друзей, ветеранов… И пока я находился на этой романтической волне, меня кинули…

- Очень жаль. Ведь именно сейчас местные органы власти собираются направлять бюджетные деньги как частным спортивным организациям всех форм, так и государственным, которые работают именно с детьми. И вашему клубу могло достаться от этого пирога…

- Я в это не верю. Мне кажется, что дотации будут получать только те клубы, кто ближе к кормушке…

- А традиционный юношеский турнир памяти вашего отца Шамиля Серикова будет проводиться?

- Скорее всего, мне и его придется закрыть. Жаксыбая БАЗИЛЬБАЕВА уже нет в живых, а именно он пробивал этот турнир. Но даже с его усилиями нам выделяли копейки. Их хватало только на аренду зала. Я год работал, чтобы потом вложить весь свой заработок в эти соревнования. А сейчас нет ни денег, ни сил. Да и, мне кажется, не всем нужен этот турнир. Народ помнит моего отца, а чиновники дружно его хотят забыть. Он всегда поперек горла им стоял. Они думали, что мы раньше загнемся, поэтому поначалу не особо мешали. А когда мы разогнались, то было уже поздно…

Но, может, действительно что-то изменится к лучшему. Как появится возможность, я обязательно воскрешу и этот турнир, и борцовский клуб памяти Шамиля Серикова. А в данный момент я хочу реализоваться как тренер. Соберу ребят, тренеров, которые думают так же, как я. И будем создавать свое борцовское сообщество.

Александр ТРОФИМОВ, фото пресс-службы НОК Казахстана и детского борцовского клуба “АЮ”, Алматы

Поделиться
Класснуть