3854

Мудрец с Востока

Он родился в Таджикистане, играл в московском “Торпедо” и за олимпийскую сборную СССР, дружил с легендарным Эдуардом СТРЕЛЬЦОВЫМ и тренировал алматинский “Кайрат”. С недавних пор живет в России, а своей второй родиной считает Казахстан. Речь идет об известном футболисте и тренере Владимире ГУЛЯМХАЙДАРОВЕ, которому в этом году исполнилось 75 лет.

Мудрец с Востока
Владимир Гулямхайдаров с тренером алматинского “Динамо” по хоккею с мячом Борисом ЧЕХЛЫСТОВЫМ.

В 1965 году в Москве прошел турнир “Смотр молодых талантов”. В нем приняли участие команды из всех союзных республик. Владимир Гулямхайдаров, игравший за Таджикистан, был признан лучшим полузащитником. С этого турнира, можно сказать, и началась его футбольная карьера. Многие способные ребята тогда были взяты на заметку тренерами клубов высшей лиги, юношеских и молодежных сборных СССР. Гулямхайдарова, отличавшегося феноменальной техникой, пригласили в минское “Динамо”. Но он остался играть за родной “Энергетик”. Тем не менее в 1968 году талантливого хавбека вызвали на сборы в олимпийскую сборную страны. Тренировал ее тогда легендарный Гавриил Дмитриевич КАЧАЛИН.

- Я сыграл за сборную восемь игр и забил три мяча, - вспоминает Владимир Алексеевич. - Первый матч провел как раз в 1968 году. Мы поехали на турнир в столицу Перу Монтевидео. Кроме трех местных команд в нем приняла участие и сборная Чехословакии. Наша команда заняла первое место. Гавриил Дмитриевич в интервью “Советскому спорту” отметил мою игру.

- После этого вас и позвали в московское “Торпедо”?

- Я не ожидал. В то время в этом клубе играли такие звезды, как Анзор КАВАЗАШВИЛИ, Виктор ШУСТИКОВ, Валерий ВОРОНИН, Михаил ГЕРШКОВИЧ, Александр ЛЕНЕВ, Александр ЧУМАКОВ и, конечно, Эдуард Стрельцов!

- Многие говорят о вашей дружбе с Эдуардом Стрельцовым, который считался самым ярким игроком сборной СССР конца пятидесятых, но угодил в тюрьму...

- Эдик стал моим другом. Я не лез ему в душу с расспросами. Зачем бередить рану? Но помню, что его обвинили в тяжком преступлении - изнасиловании. Мне кажется, тогда следователи не до конца разобрались. Да и система решила показать, что даже звездам не будет прощения за такие поступки. Но я знаю, что он был не виноват. Просто нужно было кого-то наказать, и выбор пал на Стрельцова. Эдика подставили. Не буду называть фамилии, но с ним в тот злополучный вечер были еще два футболиста сборной СССР. Вот они, мне кажется, и попросили Стрельцова взять все на себя. Эдик был звездой советского футбола. Мол, ему все спишут. Но не списали. И Стрельцов попал за решетку. А те двое отправились на чемпионат мира-1958 в Швецию…

Владимир ГУЛЯМХАЙДАРОВ в сборной СССР.

- Вы поддерживали со Стрельцовым отношения после завершения вашей карьеры в “Торпедо”?

- Еще бы! Когда бывал в Москве, заезжал к нему. В 1972 году звоню ему, берет трубку его жена Раиса Михайловна. По голосу меня узнала. Говорит: “Давай приезжай. Эдик скоро будет”. Приезжаю, а его еще нет. Вдруг звонок в дверь. Заходит и говорит: “Ты что здесь делаешь?” Посмеялись. Потом за столом Рая и говорит: “Этот дурак хочет ехать играть в Термез”. А Эдик как бы вдобавок: “Мне там аж 500 рублей положили”. Я ему в ответ: “У нас в Азии три дыры - Термез, Кушка и Мары. Поехали лучше к нам в Душанбе. Против Термеза - это Париж”. Уговорили…

Прилетели мы с ним в Душанбе. Все с ума сошли. Великий Стрельцов будет играть в “Памире”! Кто бы мог поверить? Да и все заметили, какой Эдик скромный. Даже секретарь ЦК Компартии республики отметил: “Какой человек! Про себя - ни слова в беседе. Все о других. Создалось впечатление, что он не футболист”.

Однако играть Стрельцову в “Памире” не разрешили. Запротестовала Москва. В те партийные времена это было в порядке вещей. Хотя руководство Таджикистана настоятельно просило, чтобы Эдик был заявлен в местном клубе. Поз­же мне неоднократно футбольные функционеры с подковыркой напоминали: “Хотел Стрельцова из Москвы украсть?”

- Вернемся в “Торпедо”. Вы отыграли там два сезона. Что побудило вас уйти из команды?

- Конфликт с главным тренером. Валентин ИВАНОВ разделил коллектив на два лагеря - москвичей и приезжих. Даже на тренировках двусторонку мы так играли. После моего возмущения Валентин Козьмич не стал ставить меня в основу. Я подал заявление об уходе. Не знаю, правильно ли поступил тогда…

- А как вы оказались в Алматы?

- Закончив играть в 1977 году в Душанбе, я стал тренировать. Работал главным в “Памире”, “Вахше”, сборной Таджикистана… А в конце 1998 года меня пригласили в “Кайрат”. В Таджикистане шла война. Нужно было менять обстановку. Поэтому я тут же вылетел в Алматы. Там было тогда два “Кайрата” - армейский Павла НОВИКОВА и гражданский Булата АБИЛОВА, куда меня и позвали. Но, приехав в Казахстан, я узнал, что алматинскую команду возглавил Владимир НИКИТЕНКО. А меня назначили консультантом.

- Противостояние двух “Кайратов” в чемпионате Казахстана было очень принципиальным?

- Да уж. В 1999 году наша команда два раза обыграла армейцев. По-моему, мы единственные, кто дважды по ходу сезона отобрал очки и у будущего чемпиона - семипалатинского “Елимая”. Но в итоге СОПФК “Кайрат” занял третье место в чемпионате и выиграл Кубок страны. Многие, наверное, помнят финал в Нур-Султане, когда алматинцы в пух и прах разнесли петропавловский “Аксесс- Голден Грейн” - 5:0.

- А в следующем сезоне Владимира Никитенко уволили…

- В 2000 году в последней игре первого круга мы проиграли армейцам - 0:1. И сразу же после матча были сделаны оргвыводы. В раздевалке президент клуба Булат АБИЛОВ объявил о том, что Никитенко больше не главный тренер. Меня назначили исполняющим обязанности главного. И мне в перерыве между кругами чемпионата пришлось готовить команду. Ровно через две недели мы снова встречались с ЦСКА. Игра получилась у нас отменной. Мы выиграли - 3:1. А после матча Бутя поздравил меня с победой и… представил мне нового главного тренера команды Анатолия ЧЕРНОВА, бывшего наставника “Елимая”.

Правда, Чернов проработал с командой только до конца сезона - “Кайрат” занял лишь четвертое место. А затем произошло объединение двух “Кайратов”. Новый президент клуба Талгат ДЖУМАДИЛЛАЕВ назначил главным тренером Вахида МАСУДОВА. Но Ваха до конца сезона не доработал. Ему на смену пришел серб Златко КРМПОТИЧ, который в прессе заявил, что казахи генетически предрасположены к занятиям единоборствами, а игровыми видами спорта им не стоит заниматься. При нем кайратовцы так и не попали в призеры. Правда, однажды играли в Кубке УЕФА, но выступили там бесславно, дважды уступив сербской “Црвене Звез­де”.

Владимир ГУЛЯМХАЙДАРОВ с прославленным Игорем НЕТТО.

- И вас снова призвали спасать “Кайрат”?

- Мне срочно позвонили. Дело в том, что Златко Крмпотич и его помощники сбежали из Казахстана. Взяли билеты в Белград и тайно уехали, а до конца сезона-2002 оставалось несколько туров. Тот год команда завершила в середине турнирной таблицы. Неплохо складывались у нас дела и в первом круге следующего года. Мы шли на четвертом месте, и это несмотря на объективные проблемы.

Но в прессе появилась информация о том, что на мое место сватают Леонида Константиновича ОСТРОУШКО, бывшего кайратовца, проживавшего в Санкт-Петербурге. Сам тренер, давая интервью, сказал: “Я бы из Ленинграда пешком пришел, если бы пригласили возглавить родной мне “Кайрат”. И его просьбы были услышаны. Меня опять поблагодарили за работу… Однако команда под руководством нового тренера по итогам сезона скатилась с четвертого места на седьмое. И Остроушко был освобожден от занимаемой должности.

- А вы в это время уже спасали “Тараз”?

- Да, команда испытывала трудные времена. Одной ногой уже была в первой лиге. Мне пришлось встряхнуть коллектив, и мы завершили сезон на 12-м месте из 16 команд. Может быть, я остался бы и дальше работать в этой команде, но “Кайрат” принял мой одноклубник по московскому “Торпедо” Леонид ПАХОМОВ, мы с ним давние приятели. Он и позвал меня опять в “Кайрат”.

Время было интересным. Ведь основным спонсором алматинской команды стала компания “Казахстан темир жолы”. Амбиции у железнодорожников били через край. Приближался юбилей КТЖ - 100 лет. К тому же в 2004 году “Кайрату” со дня его основания исполнялось пятьдесят. Все открыто говорили о том, что под эти славные даты команда будет ставить перед собой самые высокие цели. Поэтому любой наставник, футболист был счастлив поработать в тот год в команде.

Но Леонида Пахомова вскоре уволили как из “Кайрата”, так и из сборной Казахстана. Дело в том, что наша сборная проиграла дома товарищеский матч Азербайджану - 2:3. Случился сей факт на старте сезона. И главным рулевым “Кайрата” назначили Алексея ПЕТРУШИНА, динамовца из Москвы, который работал до этого помощником у Пахомова. В том сезоне наша команда стала чемпионом!

- И именно Петрушина вы, кажется, заменили на тренерском мостике “Кайрата”?

- Без тренера “Кайрат” опять остался в середине сезона. Причиной увольнения Алексея Петрушина стало, как было объявлено в приказе, “безвольное выступление” алматинцев в Лиге чемпионов против братиславской “Арт­медии”. Дома “Кайрат” уверенно победил - 2:0, а в гостях уступил в дополнительное время - 1:4. Причем четвертый гол подопечные Владимира ВАЙССА нам забили за 17 секунд до конца встречи.

Сезон 2005 года стал для меня последним в “Кайрате”. Однако воспоминания остались самые приятные. “Кайрат” всегда был флагманом казахстанского футбола. Не раз слышал от маститых и авторитетных людей о том, что казахстанская команда во все времена оставалась грозной силой. Известный тренер Ахмет АЛЕСКЕРОВ однажды в личной беседе со мной отметил: “Говорят, что седьмое место “Кайрата” в высшей лиге - успех, на самом деле - провал. “Кайрат” был способен замахнуться на медали чемпионата СССР. Эта команда во все времена имела самобытный стиль игры и искусных исполнителей. Но не всегда им сопутствует везение…”

- Что вас больше всего за эти годы удивило в футболе Казахстана?

- Искусственное насаждение футбола в регионах. Вспомните тот год, когда отмечали 150-летие Абая. Тогда “Елимай” стал чемпионом. Отмечали 1000-летие Тараза - “Тараз” выиграл. Но открыто никто не осмеливается об этом говорить.

- В прошлом году вы уехали жить в Московскую область. Как обустроились?

- По быту все нормально, но не хватает футбола. В Алматы я через день играл с ветеранами “Динамо”. А здесь этого нет. Скучаю по ребятам. Они мне книгу о Диасе ОМАРОВЕ прислали. Каждый из них расписался. Так что есть что вспомнить… Я никогда не жалел, что много лет жил и работал в Казахстане. Для меня Казахстан стал второй родиной.

Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора, Алматы

Поделиться
Класснуть