2334

Кайрат Закирьянов: Спорт в Казахстане вне закона?

Пандемия посеяла в мировом спорте настоящую панику. Вспышка коронавируса заставила приостановить проведение многих соревнований. Массовый, юношеский, студенческий спорт также оказался подвержен влиянию COVID-19. Так, исполнительный комитет Международной федерации университетского спорта (FISU) одобрил перенос Всемирной зимней универсиады в швейцарской Люцерне с января на декабрь 2021 года. А сейчас под вопросом и запланированная на август в китайском Чэнду Всемирная летняя универсиада. Об этом газете “Время” сообщил президент Казахской академии спорта и туризма, член исполкома FISU Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ.

Кайрат Закирьянов: Спорт в Казахстане вне закона?

Впрочем, наш разговор с главой студенческого спорта Казахстана вышел далеко за рамки отдельно взятых соревнований, затронув проблемы не только физического воспитания, но и образования.

- На днях мы провели в режиме онлайн заседание исполкома FISU, - начинает разговор Кайрат Кайруллинович. - Дело в том, что китайцы, как хозяева Универсиады, выдвинули очень тяжелые требования для всех команд. К примеру, сборная Казахстана должна прилететь к ним либо чартером, либо регулярным рейсом через Пекин. Но во втором случае обязана сидеть там две недели на карантине. И оплачивать все это пребывание у них мы должны сами. Ладно, Казахстан еще может выполнить все эти требования китайской стороны. А как же быть бедным странам? Многие просто не в состоянии это будут сделать. Поэтому мы, члены исполкома FISU, дали срок китайцам подумать до 20 марта. Если они не создадут условия для всех участников Универсиады приемлемыми, то в этом году этих соревнований не будет, мы их перенесем на следующий.

Ситуация на международной арене действительно серьезная. Так, Олимпийские и Паралимпийские игры в Токио летом этого года состоятся без иностранных зрителей. Такое решение принято правительством Японии из-за угрозы распространения коронавируса. В Ташкенте на турнире “Большого шлема” наши дзюдоисты сидели в отеле, пока ПЦР-тест не сдали. А затем могли посещать только соревнования и сразу домой. Но потихоньку мы возвращаемся к прежнему ритму жизни.

- А как переживает пандемию Академия спорта и туризма?

- Практически год все студенты находились на удаленке. С 1 января разрешили приходить только первокурсникам. Но теоретические занятия все равно проходят в онлайн-режиме. А практические - в спортзалах. Однако тренироваться в них может одновременно только ограниченное число студентов.

- Мне недавно бывший преподаватель одного из вузов сказал фразу, касающуюся во многом студенческого спорта: “У нас не физкультура, а физическое бескультурье”. Как вы к этому относитесь?

- Эта фраза всегда актуальна. Мы же не говорим, что у нас все совершенно - и уровень преподавания, и государственная поддержка… Проблем множество. Вот одна из них: для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта нужны квалифицированные тренеры, инструкторы и преподаватели. В казахстанском классификаторе направлений подготовки кадров предусмотрена подготовка учителей с предметной специализацией общего развития, куда входит и подготовка учителей физической культуры. Но при этом нет программы по подготовке тренерских кадров и инструкторов по спорту.

Такое понятие, как “физическая культура и спорт”, вообще отсутствует в этом документе, как будто спорт в Казахстане вне закона. Куда смотрят Министерство культуры и спорта, Национальный олимпийский комитет? Они в первую очередь должны во все колокола бить. А они молчат. Я им пишу, а они дежурные письма отправляют в Министерство образования и науки. Если все так продолжится, то утвержденный правительством комплексный план по развитию физической культуры и массового спорта на 2020-2025 годы будет обречен на провал. И вот тогда действительно у нас наступит физическое бескультурье.

- Подготовка профессиональных кадров, в том числе спортивных, - болезнь нынешнего вузовского образования. У нас выпускаются недотренеры, недопреподаватели… Многие жалуются, что они ничего толком не знают, ничего не умеют.

- А знаете почему? Сегодня подготовку специалистов по физической культуре и спорту осуществляют более 40 вузов страны, многие из которых не имеют профильного отношения к данной специальности, не располагают достаточно квалифицированными кадрами и материально-технической базой, что и приводит к невостребованности их выпускников. Поэтому следует сократить число таких вузов, определить в каждом регионе по одному для подготовки специалистов по данному направлению, и только им давать лицензию. Этим вопросом Министерство образования и науки сейчас занимается, и думаю, скоро мы увидим его плоды.

- Почему, на ваш взгляд, многие казахстанские талантливые спортсмены, вчерашние школьники, уезжают учиться за рубеж, в том числе в Россию? А затем остаются там работать, выступать за местные команды.

- Если бы только спортсмены. Уезжают будущие математики, экономисты, физики, химики, историки… По статистике, 20 процентов выпускников казахстанских школ отправляются за рубеж, при этом немногие заинтересованы в возвращении на родину. Только в 2019 году из 180 тысяч иностранных студентов, приехавших на обучение в Россию, около 59 тысяч были выходцами из Казахстана. При этом каждый третий - представитель титульной нации. За три квартала 2020 года из страны уехали 114 тысяч специалистов старше 15 лет, а в 2019 году их было на 33 процента больше. Но уменьшение произошло только из-за пандемии.

Спрашивается, почему так происходит? Тут много факторов, но прежде всего это доступность поступления и качество образования. Надо признать, что иногда исполнительная и законодательная власть своими действиями провоцирует отток талантливой молодежи. Недавно наш парламент принял поправки в закон “Об образовании”, которые значительно сузили права именно самых одаренных ребят. Ведь талантливый молодой человек не может быть талантлив во всем, он гений только в определенной области. Но теперь благодаря нашим депутатам при проведении конкурса на получение образовательных грантов победители международных олимпиад, научных проектов и спортивных соревнований только в случае равенства баллов будут иметь преимущество над конкурентами.

Вот вам пример из спорта. Чемпион Олимпийских игр, набравший 100 баллов, пропустит вперед спортсмена третьего разряда, набравшего 101 балл. В результате сегодня многие воспитанники рес­публиканских спортивных школ-интернатов, которые защищали честь Казахстана на молодежных Олимпийских играх, чемпионатах мира и Азии, остаются за бортом наших высших учебных заведений либо уезжают в зарубежные вузы.

Если наш парламент срочно не исправит ситуацию, то вряд ли “...собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” земля казахская будет рождать. Эксперт по этническим вопросам в Евразии Пол ГОБЛ убежден: “Если страна не сможет удержать талантливых людей, то будет все больше отставать от остального мира”.

- И вы молчите?!

- Я неоднократно обращался в мажилис и сенат парламента, протестуя против внесения этих поправок. Меня поддержали Министерство образования и науки, Министерство культуры и спорта, Национальный олимпийский комитет, однако слуги народа стояли насмерть. Исполняя требование общества, они хотели лишить льгот соискателей звания “Алтын белгi”, а на деле вместе с водой выплеснули и ребенка. Лишив льгот отличников по всем предметам, народные избранники одновременно перекрыли кислород и самородкам.

Или возьмем другой пример, связанный с доступностью казах­станского высшего образования. У нас работает норма, когда при поступлении в магистратуру претендент может максимально набрать 150 баллов, при этом за английский язык - 50, а по основному профильному предмету - только 40. Это же нонсенс! А если он не набрал по инглиш пороговые 25 баллов, то вообще не имеет права поступать, даже получив максимальный балл по специальности. Так кого же мы готовим: будущих математиков, экономистов, историков, тренеров или специалистов иностранного языка?

Министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, делающий немало шагов по выводу казахстанского образования на мировой уровень, на февральской встрече с ректорами вузов заверил, что совместно с высшими учебными заведениями МОН найдет устраивающие все стороны варианты решения проблем.

- Вернемся к студенческому спорту. Это правда, что во многих странах мира приняты правовые нормы по поддержке и социальной защите спортсменов, тренеров и других физкультурников, обучающихся в вузах?

- За рубежом система материальной и социальной поддержки талант­ливых спортсменов основывается на принятии различных программ, источниками которых являются прежде всего государственный бюджет и средства общественных и коммерческих организаций. Например, в США студентам-спортсменам выплачивают стипендии, в Канаде - дотации, специальные бонусы для обеспечения нормальных условий жизни, во Франции гарантируется поступление в вуз, создаются специальные условия посещения занятий, практикуется отсрочка сессий, оказывается помощь в проживании. В Великобритании выделяются спортивные стипендии, создаются специальные условия для подготовки к экзаменам. В Китае - бесплатное проживание, свободное посещение занятий, социальные гарантии. В Австрии студенты-спортсмены занимаются по гибкому плану с продлением срока обучения, им также выделяются спортивные стипендии как признанный инструмент поощрения. В России кроме материальной поддержки спортсменам обеспечивается доступ в наиболее престижные вузы. К примеру, в свое время казахстанские теннисисты братья ДОСКАРАЕВЫ и призер Всемирных универсиад пловец Владислав ПОЛЯКОВ учились на стипендии университетов США, а на крупных соревнованиях отстаивали честь нашей страны.

- А что делается хорошего и полезного у нас в стране для молодежи и в частности для студентов-спортсменов?

- В Казахстане также принимаются определенные меры по поддержке талантливой молодежи, но они, как правило, носят эпизодический характер и не дают ощутимых результатов. И, увы, практически не оказывается государственная поддержка студентам-спортсменам. К примеру, абсолютно не выделяются средства для подготовки к Всемирным универсиадам и чемпионатам мира среди студентов. Пожалуй, только в Казахской академии спорта и туризма уже многие годы для перспективных спортсменов предоставляется индивидуальный график обучения, выделяются академические гранты, делаются скидки по оплате за обучение.

Ежегодно на эти цели академия направляет до 50 млн тенге. Нам следует изучить зарубежный опыт по поддержке студентов-спорт­менов, дать им хорошие знания и тренерские навыки, установить для призеров Всемирных универсиад и чемпионатов мира достойные призовые, и, конечно, уже пора начать стимулировать труд тренеров, работающих в детско-юношеском и массовом спорте.

Александр ТРОФИМОВ, фото сайта fnsu.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть