16892

Её приметил Фидель Кастро

В начале 70-х годов прошлого века сборная Казахстана по художественной гимнастике считалась одной из лучших в Союзе. А одним из ее лидеров была мастер спорта международного класса, многократная чемпионка рес­публики, чемпионка СССР в командном составе Сауле БАРЛЫБАЕВА, более известная сейчас в журналистских кругах. Ведь она профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби. Но свое спортивное прошлое Сауле Хатиятовна не забывает.

Её приметил Фидель Кастро
Сауле БАРЛЫБАЕВА легко справлялась с любым снарядом...

- Связь времен существует, - считает прославленная спорт­сменка. - Но сегодня гимнастика в нашей республике стала спортом для избранных. Если у тебя нет денег, то не мечтай о больших победах. Как-то зашла в магазин “Спортивные товары” и была ужасно расстроена ценами. Тапочки для гимнасток стоят три тысячи тенге, костюм - 75 тысяч, простые скакалки от пяти тысяч и выше. Плюс к этому добавьте оплату за занятия, за соревнования. Все за счет родителей. Вот и думай, куда отдать ребенка.

...а сейчас так же профессио­нально владеет пером.

- А в ваше время цены на спорттовары разве не кусались?

- Что вы, все было доступно. Я помню, что костюм для меня шили родители, а подручные снаряды нам делал муж нашего тренера Камы Николаевны СТЕПАНОВОЙ Валерий Вениаминович. Ну и занятия наши были, конечно, бесплатными.

- Вы заметили, что художественная гимнастика стала сложнее?

- Но увеличились возможности. Усложнилась программа. Вместе с ней возросла динамика движений. Теперь сложнее гимнасткам владеть предметами в исполнении. Мы, к примеру, крутили три-четыре оборота, теперь же крутят вдвое больше. Это придало красоту. Посмотрите на оформление костюмов исполнителей. Нам даже с блестками не разрешали выходить на ковер. А сегодня разрешается выходить и в шортах, и в юбочках. Увеличились также музыкальные возможности. На соревнования приглашают целые оркестры, а в наше время мы выступали под фортепиано.

- Я знаю, что вы стояли перед выбором. Почему теннису предпочли художественную гимнастику?

- Да, первоначально я занималась теннисом. И тренер возлагал на меня большие надежды. Но мою душу перевернула никому неизвестная в то время Кама Николаевна Степанова. Я считаю, что мне и моим подругам, кто записался к ней на художественную гимнастику, повезло. На ее занятиях я впервые по-настоящему поняла, что такое спорт. Она увеличила нам физические нагрузки, больше стала уделять внимания музыке. Ведь художественная гимнастика, как оказалось, это не только спорт, но и искусство. Из нескольких десятков девочек, которые пришли заниматься этим видом, осталось человек двадцать. Просто многие не выдержали тех нагрузок, которые нам давала Кама Николаевна.

- Приходилось плакать от боли?

- Всякое бывало. Особенно когда выходила на арену и проигрывала. Но это было хорошим уроком. Вырабатывался характер. Спасибо Каме Николаевне, она умела заряжать нас на успех. Она всегда твердила: “Нельзя опускать руки. Вот увидите, победа обязательно придет”. И тренер была права. Наш труд не пропал даром. До мельчайших подробностей помню первые свои соревнования в Семипалатинске. Тогда мне было 13 лет. Выиграв их, выполнила норматив мастера спорта СССР. Однако звание мне присвоили только в 15 лет. Такие были правила. А сегодня возрастного ценза нет.

- Ваш взлет спортивной карьеры пришелся на начало семидесятых годов. Вспомните тот период.

- Я несколько раз выигрывала чемпионат республики, побеждала с командой на Всесоюзных соревнованиях во Львове в 1972 году. Чуть позже на Спартакиаде школьников в Киеве казахстанская сборная была в тройке призеров. После этих и других соревнований нас пригласили в состав сборной СССР. С удовольствием вспоминаю то время. Горжусь, что тренировалась с такими известными гимнастками, как Ирина ДЕРЮГИНА, Галима ШУГУРОВА, Ирина ГАБАШВИЛИ, Наталья КРАШЕНИННИКОВА, Ирина ЕВТУШЕНКО…

Приятно вспомнить, что в 1974 году наша сборная стала участницей международных состязаний на Кубе. Эти старты были посвящены второму Всемирному конгрессу женщин. Тогда на трибуне мы увидели Валентину ТЕРЕШКОВУ, Анжелу ДЭВИС, Сальвадоре АЛЬЕНДЕ и других знаменитых в то время людей. Посетил турнир и кубинский лидер Фидель КАСТРО. Не знаю почему, но он подошел именно ко мне и спросил: “Откуда ты, девочка?” Хотя на моей майке красовались буквы “СССР”. Я ответила, что из Казахстана. Он пожал мне руки и пожелал удачи. Благословение руководителя компартии Кубы благотворно повлияло на мое выступление. Я стала первой в упражнении с мячом. Потом завоевала бронзовую награду в упражнении с обручем.

- Как-то, листая подшивки “Советского спорта” тех времен, наткнулся на комментарии заслуженного тренера СССР Валентины БАТАЕН, в которых она давала оценку команде Казах­стана. Вот что она пишет: “Технический уровень финалисток был высок и ровен, но ведь важно не только, что делает спортсменка, важно - как. Другими словами, неповторимость, своеобразие. Обыкновенная, вроде бы не очень заметная девочка Оля ПЛОХОВА из сборной Казахстана, но ее выделяет удивительная широта, амплитудность, полетность прыжков. Плавная текучесть, кантиленность движений отличают Светлану ЯНЧУКОВУ, игривость и своеобразие, мягкое восточное лукавство - Сауле Барлыбаеву”…

- Приятно, когда тебя хвалят. Но скажу, что каждая наша спорт­сменка была индивидуумом с единой музыкальной культурой. Таня ГОЛУБЕВА, к примеру, отличалась расчетливостью. Оля Плохова - изяществом. Про каждую свою подругу могу сказать только хорошее. Они все были творческими личностями. Мы всегда проявляли изобретательность в поиске новых элементов. И в этом нам помогали супруги Степановы. Мы сами домысливали идеи наставников, приходили в зал занятий пораньше и уходили позже других. Все наши помыслы были посвящены любимому занятию. У нас была единая команда, которая целенаправленно шла к заветной цели. Переживали, когда кто-то пропускал занятия. И главным в вознаграждении за труд были победы.

- В нашем разговоре вы неоднократно упоминали чету Степановых…

- Это были педагоги от бога. Кама Николаевна родом из Бийска. Окончила хореографическое училище во Фрунзе. В годы войны - школу киноактера в Алма-Ате. Затем поступила в физкультурный институт. И здесь она познакомилась с Валерием Вениаминовичем. Она привила нам любовь не только к спорту, но и к искусству. Где бы мы ни были, всегда ходили по музеям, посещали выставки, концерты, исторические места, знакомились с достопримечательностями городов.

А физической подготовкой занимался ее муж. Вспоминаю, как Валерий Вениаминович привел нас в бассейн “Динамо” и учил плавать. Затем заставлял прыгать с вышки в воду. Для того чтобы у нас возникло чувство полета, приводил к акробатам на батут. Вот уж действительно, прыгали так, что возносились к куполу спортзала, подобно ласточкам.

Под его руководством, помню, на ноги надевали небольшие мешочки, куда клали свинцовую дробь, и прыгали. Как только снимали эти мешочки, то чувствовали легкость при прыжках. Кроме этого Валерий Вениаминович плел для нас скакалки из пеньковой веревки, из рыболовных удилищ выстругивал палочки для наших упражнений. Это все способствовало прорыву казахстанской спортивной гимнастики в число лидеров отечественного спорта.

- Обычно успешные спорт­смены становятся тренерами. А вы выбрали журналистику.

- Моя старшая сестра училась на журфаке. И я по ее примеру решила поступать на этот факультет в КазГУ.

- Но в журналистике вы проработали совсем немного. Не понравилось?

- Напротив, был интересный период в моей биографии, когда работала на Казахском телевидении спортивным комментатором. Но потом поняла и решила, что будет полезнее изучать теорию этой интересной профессии и делиться своими знаниями со студентами. Поэтому стала преподавателем на факультете журналистики.

- А чем все-таки педагогика отличается от тренерской деятельности?

- Суть-то одна - воспитание личности. Считаю, что любой профессии присущи самоотдача и творческий подход. Без них нельзя. Я нисколько не жалею, что стала преподавателем…

Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива Сауле БАРЛЫБАЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть