Заплыв с прицелом на Олимпиаду
Когда речь заходит о казахстанском плавании, то все моментально вспоминают Дмитрия БАЛАНДИНА, сенсационно выигравшего на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро золотую медаль на дистанции 200 метров брассом. Однако есть среди наших пловцов еще один интересный спортсмен, который и чемпионаты Азии неоднократно выигрывал, и этапы Мирового Гран-при. А в августе этого года он буквально ошарашил весь спортивный мир, переплыв озеро Иссык-Куль. Причем рекордные 56 километров пловец преодолел за 13 часов с хвостиком, что является уникальным достижением и по дальности, и по времени заплыва.
Я думаю, вы уже догадались, о ком идет речь. Это мастер спорта международного класса по плаванию на открытой воде, обладатель олимпийской лицензии в Токио Виталий ХУДЯКОВ. Сейчас 26-летний рекордсмен проходит подготовку к сезону на спортивной базе в горах Иссык-Куля. Нам удалось связаться с ним по телефону, а также с его отцом и личным тренером Евгением ХУДЯКОВЫМ.

- Что тебя подтолкнуло пойти на такой рискованный шаг? Я имею в виду марафонский заплыв через Иссык-Куль. Ведь олимпийская дистанция, на которой ты будешь выступать в Токио, всего десять километров, - обращаюсь к Виталию.
Виталий Худяков: Я часто здесь тренируюсь. Ну и как-то задумался: а кто-нибудь вообще переплывал Иссык-Куль? Оказывается, в 1982 году это сделал известный киргизский пловец Ахмед АНАРБАЕВ. Но он преодолел дистанцию 36 километров, потратив на это 11 часов. Вторая его попытка в 1985-м оказалась неудачной. Он хотел переплыть Иссык-Куль в самом широком месте. И я выбрал дистанцию, которую здесь никто не преодолевал. Решил проверить себя, свои силы и возможности.
Евгений Худяков: Это был просто тренировочный процесс. Надо было как-то мотивировать себя, держать в тонусе ввиду отсутствия соревнований. Плыть пять или десять километров без конкуренции со стороны соперников не имело смысла. Вот мы и поставили цель. Тем более как раз 5 августа 2020 года в Токио должны были проходить олимпийские соревнования на открытой воде, где Виталий должен был участвовать.

- Какая все-таки была дистанция? В разных источниках разные цифры…
Е. Х.: На карте по прямой линии от Чолпон-Аты до Каджи-Сая было 53 800 метров. Если судить по катеру, на котором плыл я, он прошел 56 километров, а на часах у Виталия было 59 400. Но спортсмены всегда больше проплывают. Сопровождавший нас рефери Ахмед АНАРБАЕВ решил взять среднее значение - 56 км. А время получилось 13 часов 18 минут.
- Какие самые большие расстояния удавалось преодолевать до этого достижения?
В. Х.: В открытой воде на Иссык-Куле - 36 км. В бассейне - 43 км. Это было десятичасовое плавание при подготовке к чемпионату мира 2017 года. А так обычно 5, 10, 25 км.

- Не замерз? Ведь, насколько я знаю, температура воды в Иссык-Куле в августе была около 18 градусов…
В. Х.: Не буду врать, немного замерз ближе к концу дистанции. Костюм, конечно, держал тепло, но руки, ноги, лицо… Было реально холодно.
- Вообще, такие заплывы опасны? Можно погибнуть?
В. Х: Скорее нет, чем да (смеется). Меня постоянно спрашивали о самочувствии. Я тоже себя контролировал…
Е. Х.: Здесь не было никакого экстрима. Мы проводили заплыв по правилам Международной федерации плавания. Костюм, питание - все было просчитано до мелочей… И потом мы планомерно к нему готовились: 5, 10, 15, 17, 25 км. А когда Виталий проплыл 35 км при 17 градусах, я понял, что он готов. Но все равно переживал. Особенно последние три-четыре километра. Реально трудная дистанция. Наш знакомый в свое время попал в шторм, его теряли ночью два раза, потом чудом нашли. Поэтому мы решили проводить заплыв днем. Ждали хорошую погоду. Не скажу, что был полный штиль, все-таки волна один раз была. Но с погодой нам повезло. В тот день на Иссык-Куле была, наверное, самая теплая вода в этом году - 18-19 градусов. И самое главное, тот запас скорости, который мы нарабатывали последние три-четыре года, позволил Виталию проплыть эту дистанцию без экстрима.

- Евгений, а как Виталий питался на воде?
Е. Х.: Белки, жиры и углеводы - подарки матушки-природы (смеется). На удочке - бутылочка. Лодки касаться нельзя. Детское питание, сок, вода. Питались сначала каждый час, потом через 40 минут.
- Марафон - это, конечно, здорово. А олимпийскую дистанцию отрабатывали?
Е. Х.: Последние два месяца поднимали дистанционную скорость именно на десять километров. Конечно, хотелось бы поучаствовать в соревнованиях, ведь сложно смоделировать заплыв без конкуренции. Практически невозможно. Но нам грех жаловаться. У нас полноценный тренировочный процесс. Есть озеро и бассейн, тренажерный зал и горы. Просто шикарная база.
- А сборная Казахстана по плаванию проходит сейчас учебно-тренировочные сборы в Центральном бассейне Алматы…
Е. Х.: У нас специфика разная. Мы очень много плаваем. А сборная тренируется один раз в день. Нам этого недостаточно, поэтому мы и на карантин на Иссык-Куле оставались. Людей нет. Бегали кроссы, плавали в озере, работали над выносливостью. Руководство сборной решило, что нам здесь будет лучше, хотя мы в любой момент можем приехать в Алматы. Нас никто не выгонит. 23 ноября в Актобе стартует чемпионат Казахстана. В последний день мы планируем собрать всех желающих и провести в бассейне заплыв на пять километров. Сейчас очень многие зарубежные пловцы, специализирующиеся на открытой воде, поднимают скорость именно в бассейне.

- А почему не десять километров? Это ведь олимпийская дистанция.
Е. Х.: Многим будет сложно “десятку” проплыть. Пусть лучше будет короче, но скорость выше…
- Виталий, раньше, помнится, ты выступал и на обычных классических дистанциях по плаванию - 400, 1500 метров - и даже много раз становился чемпионом Казахстана. А сейчас практикуешь эти виды плавания?
В. Х.: Эти дистанции составляют часть моей подготовки. От них никуда не денешься. Чтобы быстро плыть десять километров, надо хорошо плыть полтора. В бассейне тоже необходимо совершенствоваться.
Е. Х.: Он сейчас сконцентрирован на “десятке”, хотя можно было бы стартануть в бассейне на чемпионате России. Но это как этап подготовки к открытой воде. Другие задачи не ставятся. Получится поднять скоростную планку - будет отлично. Марафон - это такая штука, здесь не может быть много пиков формы. Максимум два, а лучше один. Все остальное - промежуточный результат. Будем стараться. У нас уже есть олимпийская путевка от Азии, но будет еще мировой отбор. Надо бы его выиграть.

- На прошлой Олимпиаде в Рио Виталия дисквалифицировали, сняли прямо с дистанции. А говорят, он мог бы побороться за медали…
Е. Х: Было бы отлично, если бы он в десятку вошел. Это реально, потому что после Олимпиады он на двух стартах блистательно выступил, не дав китайцам ни шанса.
- Виталий, а какой результат тебя устроил бы на Олимпиаде в Токио?
В. Х.: Надо всегда стремиться к лучшему. Хочу побороться за медали.
Е. Х.: На чемпионате мира на Олимпиаду отобрали десять человек - чемпионы и призеры мировых первенств и Олимпиад. Но почти всех их Виталий когда-то побеждал на чемпионатах и этапах Кубка мира. В прошлом году он выиграл лицензионный чемпионат Азии. А через месяц японец, который в нем участвовал, победил на этапе Кубка мира. А если в целом говорить об азиатском уровне плавания в открытой воде, то на прошлой Олимпиаде китаец был четвертым, а японец - восьмым. Так что ставим задачу достойно выступить в Токио. У Виталия запас большой. Он еще не реализовал себя на все сто процентов. Если реализует, то есть шанс выиграть олимпийскую медаль. Хотя сделать это будет сложно - 25 очень сильных пловцов. Такой конкуренции, как на “десятке” в открытой воде, нет ни на одной дистанции в плавании.
Александр ТРОФИМОВ, фото Евгения Худякова и с сайтов olympic.kz, prosports.kz, Алматы

Александр ТРОФИМОВ