2404

Голеадор по призванию

Легендарному кайратовцу, звезде 80-х годов прошлого столетия Евстафию ПЕХЛЕВАНИДИ на днях исполняется 60 лет!

Голеадор по призванию

В его спортивной жизни есть два рекорда, которые стоят особняком, и их трудно будет побить нынешним футболистам “Кайрата”. Первый: Пеха, как его звали болельщики, является лучшим голеадором за всю историю алматинского клуба. Второй: в его активе самый быстрый гол, забитый в чемпионатах СССР. Об этом и многом другом - в нашем интервью, взятом у знаменитого форварда.

- Евстафий, ваша спортивная карьера началась в Шымкенте, где вы родились и жили. Потом играли в футбол за местный “Металлург”. Почему выбрали этот вид спорта, а не другой? Ведь поговаривают, что вы неплохо бегали спринтерские дистанции.

- Это в крови, наверное. У меня отец до депортации в Казахстан с 1940 по 1946 год выступал за динамовцев Тбилиси. А жили мои предки тогда в Батуми. Но отец играл в защите, а я в детстве любил больше голы забивать. Да и двое братьев так или иначе были связаны с футболом. Они и таскали меня по городским соревнованиям. В 16 лет я попал во вторую лигу. И стал забивать. За шымкентский “Металлург” я наколотил порядка сорока голов. И меня пригласили в “Кайрат”. Эта команда стала в моей жизни кораблем, отплывающим в большое спортивное плавание.

- По статистике, за “Кайрат” вы забили 94 гола. Из них 69 - в ворота команд высшей лиги. Не вспомните свои особенные голы?

- Их было немало. И все припомнить очень трудно. Однако первый свой результативный выстрел в 1980 году помню. На 89-й минуте я сравнял счет в домашнем матче с “Араратом”. Это была моя третья игра за “Кайрат”. Кстати, на последней минуте забивал я в том сезоне и киевским динамовцам. Тогда окончательный счет был 2:2.

- В тот сезон вы забили 8 голов. Для новичка неплохо. Как сами оцениваете свое тогдашнее выступление?

- Давать оценку себе неприлично. У нас были и провальные матчи. Но в целом задача была выполнена. Команда заняла 12-е место из 18 коллективов сильнейшего дивизиона.

- Правда ли, что, когда забили свой 50-й гол, к вам подошел болельщик и протянул 50 рублей?

- Я, честно признаться, тогда своей статистикой не интересовался. Выхожу после матча с бакинским “Нефтчи” со стадиона, а один из болельщиков протягивает мне деньги. “Это тебе за 50-й гол в высшей лиге!” - говорит он. Я, естественно, ему в ответ: “У меня свои деньги водятся”. Но он был настойчив. И мы решили спустить эти 50 рублей в ресторане. Помню и 61-й гол, который забил динамовцам Тбилиси. Мы их тогда со счетом 3:0 обыграли дома. Ко мне подходит легендарный советский футболист Давид КИПИАНИ (он был уже тренером) и говорит: “Переходи в “Динамо”. Все условия создадим…”

- Какой была ваша реакция на это предложение?

- Зачем уезжать? Мне и в Алма-Ате хорошо было. Спорткомитет создал нам все условия. Поэтому я вежливо отказался.

- Вы забыли про ваш самый быстрый гол…

- Это случилось в домашнем матче с киевлянами 3 сентября 1986 года. Судья дает свисток о начале матча. Сергей ВОЛГИН скидывает мне мяч под удар. И я сразу отправляю его за шиворот Виктору ЧАНОВУ. Он увидел мяч уже за спиной, когда снаряд опускался в сетку ворот. Это была 10-я секунда встречи.

- У одного моего коллеги есть фото, где вы на поле выясняете отношения с киевским динамовцем Олегом БЛОХИНЫМ. Не вспомните, о чем тогда спорили лидеры двух команд?

- Он разозлился на своих защитников и что-то им выговаривал. Я подошел к нему, сказал “успокойся” и вручил ему цветы, которые мне подарил кто-то из болельщиков. Они лежали рядом, у бровки поля.

- Блохин, кажется, не особо был рад этому подарку?

- Не знаю. Но тогда, как вы заметили, мы действительно были лидерами своих команд. Олег - очень талантливый футболист, но я никогда не подражал ни ему, ни другим форвардам. У него был свой конек, у меня - свой.

- Ваш конек - это удары с обеих ног?

- Об этом знали в то время многие. Но почему-то в сборную СССР меня на официальные игры не приглашали. Хотя до последнего был в списках олимпийцев, отправляющихся на Игры в Сеул-1988. Позже, когда выступал в Греции за “Левадиакос”, все поражались моим пушечным ударам. Греческий футбол использует “дальнюю артиллерию” очень редко. А я забивал много голов именно с дальней дистанции.

- А в “Кайрате” с кем дружили?

- Со всеми. У нас был очень дружный коллектив. Сегодня тоже общаюсь с теми, кто в то время выступал. Вот Ваху МАСУДОВА уже более сорока лет знаю. Еще по “Кожаному мячу” с ним были знакомы… Со многими дружеские отношения поддерживаю. Скажу так: в “Кайрате” играли ребята разных национальностей, но никто никогда никого не обижал. Не говоря уже об оскорблениях. Хотя клички были. Меня Греком звали, Юсупа ШАДИЕВА Ингушом… Разве это обидно?!

- В свое время я слышал мнение отдельных советских тренеров об алматинской команде. К примеру, наставник киевлян Валерий Васильевич ЛОБАНОВСКИЙ однажды заметил, что при правильной работе “Кайрат” мог бы стать участником борьбы за европейские трофеи. Что скажете по этому поводу?

- Сначала нам надо было бы попасть в призовую тройку или выиграть Кубок страны. А сделать это без должной поддержки руководства республики очень трудно. Этой поддержки, как мне кажется, и не хватало. А состав у нас был боевой. Наших парней хотели видеть в своих коллективах многие клубы. Некоторые ребята ушли, конечно. Покинули команду Сергей СТУКАШОВ, Курбан БЕРДЫЕВ, Антон ШОХ, Геннадий ШТРОМБЕРГЕР… Каждый год у нас менялся состав. А черпали мы резервы тогда в основном из своей республики. Это говорит о многом.

- В 2004 году я был на Олимпиаде в Греции. И нас пригласили в гости в один из городов-спутников Афин. Там, оказывается, есть улица Казахстанская. Мы очень этому удивились. А греки, выходцы из Казахстана, угощали нас бешбармаком, пели казахские национальные песни под аккомпанемент домбры…

- У всех переселенцев хорошие воспоминания о Казахстане. Насчет улицы скажу так: там, где живут казахстанские греки, они сами делают таблички с названиями улиц. Например, Шымкентская, Каратауская, Кентауская… Многие греки, жившие в Казахстане, не забыли язык, культуру казахского народа. Мы благодарны всем коренным жителям этого благодатного края, которые, несмотря на то что самим было трудно, делились куском хлеба с депортированными народами. Старики рассказывали: если бы не поддержка местных казахов, выжить было бы трудно.

- А вы скучаете по родине?

- Не поверите, тоскую до сих пор. Я счастлив, когда приезжаю в Алматы. Это отдушина в моей жизни. И я благодарен всем за тот радушный прием, который мне здесь всегда оказывают. Это трогает меня до глубины души.

- За выступлениями “Кайрата” следите?

- Не скрою, что мне было больно видеть, какие места занимала алматинская команда еще восемь лет тому назад. Но сейчас клубом руководят амбициозные люди, готовые возродить былые традиции “Кайрата”. Своей философией они считают восстановление духа победителей. И пусть им сопутствует удача!

Алим АНАПЬЯНОВ, фото с сайтов ok.ru, prosports.kz, fckairat.com, Алматы

Поделиться
Класснуть