Как Илья Муромец в волейбол играл
Он здорово стоял в воротах, но футбольным голкипером в итоге не стал. Каждый день качал свое богатырское тело, но культуризм был для него просто увлечением. Устанавливал рекорды в легкой атлетике, но решил, что это не его спорт. А виноват во всем волейбол, который стал делом всей жизни Енсебека ИМАНГАЛИЕВА, игрока легендарного “Буревестника”.
А началось все с легкой атлетики. Выступая в 50-х за юношескую команду Ескельдинского района, Енсебек показывал завидные результаты в прыжках в высоту. Планка, взятая им на этой высоте, 1 метр 75 см, стала рекордом тогда еще Талды-Курганской области! Потом чемпион поступил учиться в Чубарский сельскохозяйственный техникум. Но и там, занимаясь легкой атлетикой, он бредил волейболом. И это переросло в болезнь. Паренек твердо решил бросить прыжки в высоту. Был, конечно, серьезный разговор с тренером. И тот, провожая своего ученика в Алма-Ату, сказал: “Похвально, что ты твердо решил заниматься другим видом. Главное - есть желание играть. Значит, будешь играть”.
- Эти слова прозвучали как напутствие, - рассказывал сам Енсебек Имангалиев. - Я поехал в Алма-Ату и поступил в физкультурный институт. Душа моя радовалась такому повороту событий! В институте я сумел воплотить в жизнь свое огромное желание играть в волейбол. Сначала выступал за команду института, а потом получил приглашение играть за “Буревестник”.
Вспоминает его друг и одноклубник Валерий КАССИН:
- Друзей не выбирают. Друзьями становятся по велению сердца. Одним из моих близких людей в студенческие годы был Енсебек, которого я любил, как брата. Мы с ним из одного котелка хлебали, так как несколько лет жили в одной комнате общежития физкультурного института. Знаю, что у него было трудное детство. Отец его пропал без вести в годы Великой Отечественной войны. Из родного поселка Чумыр его отправили в интернат в село Чубар. Там он и поступил в сельскохозяйственный техникум. Но не по велению сердца, а потому, что надо было получить какую-то специальность. Но все равно свой выбор потом Енсебек сделал в пользу спорта. В стенах института физкультуры мы и познакомились.
На площадке Имангалиев слыл бесстрашным бойцом. Переживал за каждую ошибку. Особенно отличался он отменной реакцией. Поднимал с пола безнадежные мячи. Как-то играли студенты в футбол, Енсебека поставили в ворота, и он “тащил” все, что летело в створ. Один из его волейбольных товарищей в восторге сказал: “Да тебе надо в “Кайрат” проситься, а не в волейбол играть!” На что получил ответ: “Я уже там был. Не прошел…”
Мало кто знал, что Имангалиева приглашали на просмотр в легендарную команду. Но вот беда - росточком не вышел. Там вратарями в то время были Владимир ЛИСИЦЫН и Вячеслав БУБЕНЕЦ, которые против него казались великанами. Но в волейболе с ростом 180 сантиметров можно было еще себя как-то проявить. И у Есенбека получалось. С основной командой он часто выезжал на всесоюзные и международные соревнования. Побывал вместе с “Буревестником” во Вьетнаме, КНР, на Кубе, в Марокко. И в закладке фундамента той легендарной команды есть и его камень.
Кстати, до последних дней жизни Енсебека все звали на русский лад Ильей. Оказывается, это его друг Валерий Кассин придумал ему такое имя.
- Это было в те времена, когда мы жили в общежитии, - вспоминает Валерий Вадимович. - Енсебек занимался культуризмом. То двухпудовую гирю начинает поднимать, то гантелями качать бицепсы. И как-то после очередного занятия Имангалиев подошел к зеркалу и стал рассматривать свой богатырский торс. А я ему говорю: “Илья Муромец, отойди от зеркала, дай мне причесаться…”. Свидетелями этой сцены стали наши одногруппники, они и подхватили это прозвище.
Удивительно, но имя Илья прилипло к нему на всю жизнь. Некоторые сослуживцы даже не знали, что Имангалиева зовут Енсебек. Как-то я пришел к нему на работу в комитет спорта республики и спросил: “Как мне найти Енсебека?” “Такой у нас не работает”, - сказали его коллеги. И только когда я назвал имя Илья, то все сразу указали на дверь его кабинета.
Где бы ни трудился Енсебек Имангалиев, он всегда все делал на совесть. И детей своих приучил быть лучшими. Гордился тем, что они пошли по его стопам. Сын Марат долгое время играл в разных казахстанских и зарубежных волейбольных клубах, много лет был в составе национальной сборной Казахстана. Сейчас тренирует алматинский “Буревестник”. А дочь Гульнара - одна из лучших игроков женского летнего хоккея, участвовала во многих международных состязаниях. Сегодня она играющий тренер команды “Теренозек” Кызылординской области.
Енсебек Имангалиев ушел из жизни в августе 2008 года.
Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора, Алматы