1818

Братский дуэт

Анатолий и Владимир ЧЕНЦОВЫ оставили заметный след как в российском, так и в казахстанском футболе. Они с успехом выступали в 1960-х годах за томский “Томич” (позже “Торпедо”) и алматинский “Кайрат”.

Братский дуэт
На переднем плане кайратовец Анатолий Ченцов.

Старший из братьев-футболистов Анатолий Ченцов ворвался в элиту советского футбола, как метеор. Студента Томского транспортного института местные тренеры приметили сразу. Техничный, агрессивный, может взять игру на себя. Хотя на его малой родине в Горно-Алтайске игра №1 не всегда находила поддержку.

Анатолий ЧЕНЦОВ.

“По большому счету, - вспоминал позже сам Анатолий Терентьевич, - мы росли, как полынь-трава, еже­дневно гоняя мяч до самозабвения в куче-мале тридцать человек на тридцать. Лишь перед отъез­дом в Томск я, пожалуй, захватил в Горно-Алтайске какое-то подобие организованных соревнований среди юношеских команд”.

Отмечал Анатолий и то, что именно любовь к футболу заставила его отправиться на учебу в Томск. Ему в руки попал рекламный проспект. И там он нашел такие строки: “В институте работают различные секции, в том числе сильная секция по футболу”. Анатолий уже не рассматривал другие предложения. Его примеру последовал и Володька, младший брат. Вместе они составили грозную силу.

В 1959 году местный “Сиб­электромотор” выбил из кубковой борьбы самих динамовцев Киева и дал бой московским торпедовцам, выступавшим в первой группе класса “А”. Именно Анатолий стал автором гола, забитого в ворота автозаводцев. И сам тренер “Торпедо” Валерий МАСЛОВ позвал братьев в свою команду. Но ни это приглашение, ни интерес со стороны других элитных команд тогда не нашли отклика у Ченцовых.

А вот отказаться от предложения алматинского “Кайрата” братья не смогли. Дело в том, что в то время (после осуждения Эдуарда СТРЕЛЬЦОВА) в стране развернулась кампания против футбольных звезд. Попал под нее и Анатолий Ченцов, который защитил на улице женщину от хулиганов. Однако этот достойный пример для подражания в Томске расценили по-своему. За драку футболиста дисквалифицировали на год. Анатолий вернулся в строй уже через полгода, когда у его “Томича” дела шли хуже некуда, но так и не нашел общего языка с руководством команды. И Анатолий принял предложение “Кайрата”. Вместе с ним покинул Томск и его младший брат Владимир.

Пять сезонов в “Кайрате” стали для Анатолия настоящей школой. Позже он вспоминал, что по приезде в Казахстан стал понимать, что не все умеет в футболе. “Учиться и переучиваться пришлось досконально, - говорил спортсмен в интервью одному из томских журналистов. - Я-то думал, что и московское “Торпедо” бомбил, и Киев. А выяснилось, что играть я совсем не умею”.

Конечно, высшая лига советского футбола была более требовательной к игрокам. Здесь важны были не только техника, но и тактическая грамотность, умение футболиста выполнять тренерские задумки. И Николай ГЛЕБОВ, тренировавший тогда алматинскую команду, предпочтение отдавал творческим личностям. Он перевел Анатолия Ченцова в среднюю линию и поручил ему созидающую роль.

“От этого я получал огромное удовольствие, - говорил Ченцов. - Я научился красиво и здорово играть”. Поэтому-то его и ставили в состав практически на каждый матч. За “Кайрат” Анатолий Ченцов провел 124 игры и забил 7 голов. Как-то Николай Глебов сказал ему: “Эх, жаль, что ты попал ко мне уже в 28 лет. На пяток лет бы пораньше, я бы тебя до уровня сборной СССР довести мог”.

- Это был бесценный футболист своего амплуа, - вспоминает кайратовец Диас ОМАРОВ, игравший с Анатолием на протяжении нескольких лет. - Его уважали за открытость, стремление повести за собой товарищей. Он умел хорошо говорить. А вот Владимир был помягче. На поле более пластичный, с хорошим пасом. Помню, как он вышел на замену в матче с ереванским “Спартаком” и помог команде спасти очко. Но Владимир Ченцов долго в “Кайрате” не задержался: поиграв пару сезонов у нас, он вернулся в Томск.

Владимир ЧЕНЦОВ.

- Все положительные эпитеты, какие есть, можно адресовать братьям Ченцовым, - говорит другой кайратовец 60-х Умербек БЕКПОСЫНОВ. - С этими ребятами можно было идти хоть в разведку. Порядочные, эрудированные, честные. На поле - бойцы. Особенно Анатолий, который слыл хорошим диспетчером, имел приличную скорость. И когда он выходили в паре с Олегом МАЛЬЦЕВЫМ, защитники соперников не знали, что делать с этими быстроногими кайратовцами.

Сам Ченцов-старший сравнивал свою команду тех лет с тиграми, которых выпускали из тоннеля цирка. Нравился ему красавец стадион, где 30 000 болельщиков неистово гнали своих любимцев вперед. И те, словно львы, бросались в атаку. Памятен 1963 год, когда “Кайрат” дошел до четвертьфинала Кубка СССР. В том же сезоне алматинцам не хватило всего одного очка, чтобы попасть в финальную часть чемпионата. Жаль. А могли бы рассчитывать на места с первого по шестое.

В 1965 году Анатолий Ченцов был признан лучшим игроком Казахстана. И им стали интересоваться представители французского клуба “Реймс”. Но в то время такие вещи со стороны советских футболистов по известным причинам не рассматривались. И от разговоров до подписания контракта дело не дошло. Через год у руля “Кайрата” встали другие лица. Они и посадили на лавку Анатолия Ченцова, которому к тому времени стукнуло 32 года. С этим он не согласился и уехал в Томск во вторую группу класса “А”. Оттуда через полтора года перебрался в карагандинский “Шахтер”. Горняки тогда играли в первой лиге. Закончил карьеру в 40 лет. Затем тренировал команды Томска, Темиртау, Джезказгана и других городов страны.

А те, кто видел в деле Владимира Ченцова, до сих пор восторгаются его ювелирными пасами и умными действиями на подступах к штрафной площади соперника.

Владимир Ченцов (слева) в атаке.

В книге “Десятый тайм”, посвященной истории томского футбола, один из местных журналистов рассказывает, как однажды вышел на поле с ветеранами томского футбола. И среди них был тот самый Владимир Ченцов, младший брат Анатолия. “Про Ченцова мы поначалу забыли, - пишет автор, - как-никак 50 лет ему было. Ну, вышел дедушка отдохнуть на поле, никого не трогает. Но вот наконец получил он мяч недалеко от штрафной и… Ох и обманчивый, доложу вам, человек, этот Владимир Терентьевич! С виду вежливый такой, тихий, мяч неторопливо катит перед собой - берите, мол, кто хочет. А сам глазами в одну сторону мяч отдал, финтом - в другую и между двух доверчивых защитников проскочил, рывком от третьего ушел (вот вам и дедушка!) и хлестко этак пробил в дальний угол. Потом-то я подобных трюков ченцовских в ветеранских турнирах насмотрелся, но то, что на собственной шкуре испытал - непередаваемое ощущение беспомощности перед настоящим нападающим - так на всю жизнь и осталось”.

Да, это был мастер высокого класса, универсал, который прошел все ступени футбола - от детского до ветеранского. Еще 15-летним пацаном он выходил биться с мужиками, которые ему в отцы годились. Могли затоптать. Тем более что паренек был щупленький. Однажды даже паспорт у него спросили. А там ему уже за двадцать! Правда, Владимир показал документ старшего брата Юрия, который футболу предпочел шахматы и стал мастером спорта. Но рядом с Володькой всегда был Анатолий.

Их отец - один из “семидесятитысячников”, по зову партии отправившийся из Ленинграда в сибирскую глушь, считал футбол пустым развлечением и не поддерживал сыновей в их выборе. И когда его дети перебрались в Алма-Ату, он тоже приехал, чтобы образумить сыновей. Но так получилось, что “Кайрат” в этот день принимал динамовцев Киева и сыграл вничью - 0:0. Терентий Ченцов сидел в правительственной ложе по соседству с высокими партийными чинами. Прочувствовав атмосферу на арене, где яблоку негде было упасть, и увидев игру сыновей на поле, он простил своих чад и уехал, пожелав им удачи.

В тот день в VIP-ложе был и заядлый болельщик “Кайрата”, второй секретарь ЦК Компартии Казахстана Юрий СОЛОМЕНЦЕВ. Он, по рассказам самого Владимира Ченцова, приезжал к футболистам на базу и лично проверял, как на бутсах шипы прикручены. Да и Димаш Ахметович КУНАЕВ по возможности выбирался на стадион поболеть за казахстанский клуб.

“Гол братьев Ченцовых”. 58 лет назад под таким заголовком “Алма-Атинская правда” (ныне областная газета “Огни Алатау”) опубликовала отчет с чемпионата страны по футболу, где “Кайрат” в гостевом матче одолел ленинградский “Зенит” на его поле со счетом 2:0.

В заметке говорилось: “Гости нападали широким фронтом. Ленинградцы вели атаки излюбленными мелкими передачами. Они допускали много технического брака. На 37-й минуте Владимир Ченцов ворвался в штрафную площадь хозяев поля и сильно пробил по воротам. Ленинградский вратарь поскользнулся, упал, но успел отбить мяч прямо на Анатолия Ченцова, который спокойно направил его в ворота”.

В том победном матче Владимира Ченцова признали лучшим игроком матча. Но блистал он в “Кайрате” недолго, всего пару лет. Провел 33 матча за казахстанскую команду и уехал домой в Томск. Причиной стала травма - перелом руки. Но за местное “Торпедо” Владимир еще долго и с успехом потом выступал…

Анатолия не стало в 2006 году. Владимир был младше на два года, из жизни ушел в том же возрасте в 2008-м. А в 2014 году в Томске состоялась торжественная церемония открытия памятной доски на доме, где жили два легендарных футболиста, братья Анатолий и Владимир Ченцовы. Своей великолепной игрой, в том числе и за сильный в то время алматинский “Кайрат”, они заслужили право быть символом томского футбола. А у нас в Казахстане даже своих доморощенных футболистов той поры толком не помнят…

Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора и сайта obzor.citi, Алматы

Поделиться
Класснуть