Крутой нрав Атамана
По данным исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом физической культуры (ЦНИИФК), Вадим СТЕПАНОВ обладал самым сильным ударом в чемпионате СССР. Речь идет о легендарном защитнике алматинского “Кайрата” 60-х годов, который был настоящей суперзвездой в Казахстане и благодаря своему уникальному таланту мог стать и мировой знаменитостью. Но не захотел…
В составе “Кайрата” Вадим Степанов появился в 1960 году. Парень из Иркутской области оказался не из робкого десятка. На поле он удивлял всех своей неуступчивостью и трудолюбием, умением “читать игру”. В совершенстве владел средним и дальним пасом. Но самым главным его достоинством был бойцовский характер. Не случайно Степанов сразу стал лидером в коллективе. А чуть позже ему доверили капитанскую повязку.
В первый же свой сезон в “Кайрате” Степа, как прозвали высокого защитника болельщики, отметился несколькими забитыми мячами и стал лучшим бомбардиром команды. О его мощных ударах слагались легенды. Но было много и правды. Однажды Степанов пробивал штрафной почти с центра поля. Многие игроки и болельщики решили, что будет навес во вратарскую площадку. Но Степа пробил по воротам. Удар получился хлестким, причем низом. Вратарь, не ожидавший такого подвоха, не успел среагировать, и мяч затрепыхался в сетке.
Вот другой пример. Играли с московским “Спартаком”. В воротах противника стоял Владимир МАСЛАЧЕНКО, позже известный спортивный комментатор. Где-то далеко за штрафной площадью москвичи нарушили правила. Защитники хотели выстроить стенку. Но Маслаченко кричит им: “Не нужно, слишком далеко до ворот”. Действительно, до ворот было метров сорок. А Степа, обращаясь к вратарю, говорит: “Ставь, Володя, стенку, ставь. А не то худо будет”.
- Да ты не добьешь, - засмеялся в ответ Маслаченко.
Но выстрел получился на загляденье, прямо в верхнюю девятку. Маслаченко, конечно, прыгнул, но не достал…
- Ну что я тебе говорил! Не послушался. Теперь умнее будешь, - улыбаясь и принимая поздравления одноклубников, крикнул вратарю Степа.
Алматинские футболисты поражались и другому таланту своего капитана. Он не только слыл отличным голеадором и разрушителем атак, но и хорошо исполнял частушки, которые сам и сочинял. Все помнят знаменитую венгерскую сборную. Там блистали ХИДЕГКУТИ, ПУШКАШ, КОЧИШ, ЦИБОР, БУДАИ и другие игроки. Они взяли и обыграли на “Уэмбли” сборную Англии со счетом 6:3. И тогда Степа выдал на-гора такое творение: “В нападении - Пушкаш, Кочиш, а в защите - хрен проскочишь!”
Однажды дома кайратовцы проигрывали одной из московских команд. И в перерыве Степанов с досады бросает: “Разинул хайло - 3:1 на табло!”
Высокий уровень игры универсала из Алма-Аты заставил тренера сборной СССР Гавриила КАЧАЛИНА обратить внимание на Степанова. Его приглашают на сборы, которые длились больше месяца на юге страны. Степа работал в поте лица. Но по всему чувствовалось, что такой распорядок ему был не по душе. Ведь в “Кайрате”, что скрывать, он мог даже выпившим прийти на тренировку… А тут дисциплина! Поэтому ровно через десять дней Вадим подошел к Качалину и сказал: “Отпустите меня на сутки. Потом все отработаю”. Гавриил Дмитриевич интеллигентно в ответ: “Понимаю. Но нельзя. Требования у нас такие. Отпусти тебя, другие начнут отпрашиваться”.
Проходит еще неделя. Степанов работает на тренировках усердно. К нему нет никаких замечаний. Но вечером он опять к наставнику сборной с той же просьбой. Качалин уже твердо скажет: “Нет!” Утром Степанов на тренировку не вышел. Нет, он ушел не в самоволку, а насовсем... Так закончилась его карьера в сборной Советского Союза. А на место Степанова в центр обороны пригласили армейца Альберта ШЕСТЕРНЕВА, который станет капитаном сборной СССР. Степа же вернулся в Алма-Ату, где радовал болельщиков из Казахстана своей игрой.
Хотя характер у него был, как рассказывали футболисты, взрывной. Степанов всегда был чем-то недоволен. Мог запросто наорать на партнера по команде. Но надежность его игры в обороне заставляла тренеров закрывать на это глаза. Однажды молодой кайратовец того времени Виктор АБГОЛЬЦ назвал Степу не капитаном, а атаманом. За это Рыжий (прозвище Абгольца) и поплатился. Его не стали ставить в состав. Почему? Да потому, что Степа имел огромное влияние на тренеров. Практически он решал, кто выйдет на поле, а кто нет. Абгольцу пришлось даже уехать обратно в Караганду. А вернется он в Алма-Ату лишь спустя несколько лет, когда “атамана” уже не будет в составе…
В 1967 году новый тренер “Кайрата” Алексей ГРИНИН отчислил Вадима из состава за нарушение спортивного режима. Степа подался в класс “Б” и играл в последние годы своей спортивной карьеры за алма-атинский АДК. Позже был осужден за тунеядство. Ушел из жизни 2 января 1973 года в возрасте 36 лет. А мог ведь стать легендой не только “Кайрата”…
Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора, Алматы