Амангельды СУЛТАНОВ: Футболиста из меня не вышло
В конце 1960-х - начале 1970-х годов прошлого века мужской волейбол был в Казахстане на подъеме. Алматинская команда “Буревестник” была чемпионом СССР и дважды выигрывала Кубок европейских чемпионов. Одним из лидеров той славной команды был Амангельды СУЛТАНОВ, который в юношеские годы подавал большие надежды в футболе.
- Я стоял перед выбором - стать футболистом или волейболистом, - рассказывает Амангельды Клычбаевич. - По примеру своего старшего товарища по двору Тимура СЕГИЗБАЕВА, уже игравшего в “Кайрате”, отправился к известному в то время футбольному наставнику Георгию Алексеевичу КОЗЕЛЬКО. У него тогда тренировались известные в будущем карайтовцы Фарид ХИСАМУТДИНОВ, Владимир КИСЛЯКОВ, другие ребята. Вообще, в то время мальчишки быстро меняли ориентиры в спорте. Прогремел в боксе Абдысалан НУРМАХАНОВ - и все бежали записываться в секцию бокса. Стал чемпионом борец Амангельды ГАБСАТАРОВ - все потянулись в зал борьбы. И я не был исключением. Пробовал себя и в боксе, и в борьбе. В школе занимался еще и волейболом. Тренировал нас тогда на “Спартаке” Геннадий ПАРШИН. Так получилось, что тяжело было действовать на два фронта. Иногда пропускал футбол. И Георгий Алексеевич все время через Баху (Бахыт СЕГИЗБАЕВ - младший брат Тимура Сегизбаева. - А. А.) передавал мне приветы.
Однажды мне даже сообщили, что я должен ехать на спартакиаду школьников по футболу. Я пришел на тренировку, и мне такую нагрузку дали, что все желание отбили заниматься этим видом спорта. В волейболе было более комфортно. Не так устаешь. Тем более что рост у меня был 188 сантиметров. А волейбол считался привилегией высокорослых.
- Вы помните свой первый крупный успех на волейбольной площадке?
- Юношеская сборная Казахстана, в составе которой я выступал, в 1964 году выиграла бронзовые медали первенства СССР. Со мной на одной площадке находился Николай РАГОЗИН, с кем потом я многие годы играл за “Буревестник” и “Дорожник”.
- А как вы оказались в главной команде республики?
- Мне было всего 18 лет, когда пригласили в “Буревестник”. Сразу же принял боевое крещение на Кубе. Помню, в тот олимпийский год наша команда шла в лидерах. В Москве встал вопрос о зарубежной поездке одного из коллективов на остров Свободы. Там мы провели 10 встреч. И сумели выиграть четыре. Причина наших поражений была в том, что с нами не было Валерия КРАВЧЕНКО и Олега АНДРОПОВА. Они в составе сборной СССР готовились к играм в Мехико. Практически мы играли без блока. Частенько выпускали тогда и меня. Запомнилось то, что одну игру мы проводили на футбольном поле. Стадион вмещал 18 тысяч болельщиков. И он был практически полный.
- Вы были и в составе сборной Казахстана, когда наша дружина стала первой на профсоюзной спартакиаде СССР…
- Да, такое не забыть. Помню первую встречу с Украиной - бесспорным фаворитом того времени. В их составе были чемпионы мира и Олимпийских игр ПОЯРКОВ, ИВАНОВ, БЕЛЯЕВ и другие известные мастера. Тут наш капитан Жан САУРАМБАЕВ подвернул ногу. И на место распасовщика вышел я. Знаете, получилось. Мы сумели выиграть 3:1. Потом мне ФУРАЕВ, тренер молодежной сборной СССР, сказал: “Думал, ты только в атаке хорош. Оказывается, и на распасовке можешь играть”.
- Вы 11 лет играли за “Буревестник” и сменивший его “Дорожник”. Что особенно запомнилось?
- Чемпионство 1969 года. Мы досрочно стали первыми. Оставалось еще две игры в Ростове-на- Дону. Несколько наших основных игроков из Риги, где мы выиграли у “Радиотехника” и обеспечили себе золотые награды, сразу уехали домой. И последние матчи на площадке играла молодежь. Запомнилось еще то, что в следующем сезоне мы принимали в Кубке европейских чемпионов команду из Венгрии. Не знаю, почему, но мы играли не во Дворце спорта имени 50-летия Октября (ныне - имени Балуана Шолака. - А. А.), а в зале Казахского института физкультуры. Болельщики, как птицы на ветках, сидели даже на балках. Их было много. И частенько кто-то срывался и падал с грохотом…
- Почему “Дорожник” не смог достойно продолжить добрые традиции своего предшественника?
- Многие ветераны закончили свою игровую карьеру. На смену им пришла молодежь. В команде семидесятых годов старичками оставались я, Слава ШАПРАН и Коля Рагозин. Мы бились как могли, но самое высокое место было четвертое в 1979 году.
- После завершения спортивной карьеры вы занялись тренерской деятельностью?
- Зангар ДЖАРКЕШЕВ, занимавший в то время высокий пост в спорткомитете Казахской СССР, устроил меня в республиканскую школу высшего спортивного мастерства. Но мне позвонили из Шевченко (ныне Актау) и попросили помочь команде “Каспий” сыграть переходные игры для выхода в высшую лигу. И я поехал. Оказалось, что надолго. Мы выиграли переходные игры и в следующем сезоне уже выступали в когорте сильнейших. Мне нравилось. К тому же зарплату платили высокую. Больше, чем я получал в Алма-Ате. Даже чуть не обыграли мой родной “Дорожник” в алматинском Дворце спорта. Помню, с трибун кричали: “Верните Султанова обратно!”
- И вы вернулись?
- Не в команду, а только домой, в Алма-Ату. Работал в спортивных школах города, помогал Нелли ЩЕРБАКОВОЙ тренировать “Глотур”, был старшим тренером талдыкорганского “Жетысу”, в ДЮСШ №6 занимался с резервом. И, наконец, в 2017 году я возглавил возрожденный из пепла “Буревестник”. Сейчас он снова безоговорочный лидер в Казахстане. Его тренирует Марат ИМАНГАЛИЕВ. А я на заслуженном отдыхе, слежу за успехами алматинских волейболистов. Надеюсь, они выступят и на международной арене.
Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива Амангельды СУЛТАНОВА, Алматы