3913

Эрик АСЕНОВ, президент Азиатской федерации борьбы панкратион: Это вам не мордобой!

Не секрет, что популярность смешанных единоборств в мире сейчас высочайшая. Ни один вид боевых искусств не собирает такой огромной аудитории, как ММА. Традиционные бокс, борьба, дзюдо и другие единоборства, из которых, в принципе, и состоит ММА, в зрелищности заметно ему уступают. Поэтому в последнее время и ходят разговоры о включении этого “кровавого” спорта в олимпийскую семью.

Эрик АСЕНОВ, президент Азиатской федерации борьбы панкратион: Это вам не мордобой!

Желание бойцов без правил стать олимпийцами похвальное. Но одного желания и бешеной популярности ММА мало. Боссов Международного олимпийского комитета настораживают жесткие правила этого вида спорта, где без крови почти никогда не обходится. А еще многих пугает традиционный налет криминальности с постоянными скандалами, драками, разборками вокруг октагона.

За примерами далеко ходить не надо. Бой россиянина Хабиба НУРМАГОМЕДОВА с ирландцем Конором МАКГРЕГОРОМ, за которым наблюдал, наверное, весь белый свет. Даже там одними оскорблениями дело не закончилось. Хабиб после схватки бросился на тренера Конора, который что-то сказал в адрес российского чемпиона. Не думаю, что этот эпизод добавил олимпийских очков в копилку ММА.

В Казахстане смешанные единоборства также весьма популярны. Более того, многие спортсмены бегут из олимпийских видов спорта в ММА, чтобы кулаками или различными приемами, которыми они овладели, заработать себе на жизнь.

Но самое страшное, что и у нас на соревнованиях происходят разного рода стычки между болельщиками или представителями бойцов. Совсем свежий случай: драка возле клетки на турнире по смешанным единоборствам в Нур-Султане, записанная на мобильный телефон одним из зрителей.

О каких Олимпийских играх при таком раскладе может идти речь?.. Там своих подводных камней достаточно. Не хватало еще поножовщины…

Об олимпийских перспективах ММА и беспределе, творящемся на многих соревнованиях по боям без правил, газете “Время” поведал один из основателей смешанных единоборств Казахстана, президент Азиатской федерации борьбы панкратион, обладатель 10-го дана Эрик АСЕНОВ:

- Вы знаете, из-за чего возникают драки? Из-за необъективного судейства. И не важно, олимпийский вид спорта или не олимпийский. Такое происходит и в НБА, и в НХЛ. Как спорный момент - так драка. А еще если организация турнира слабая.

Если говорить о ММА, то зоны в спорткомплексе должны быть строго поделены: для зрителей, секундантов, судей, VIP. Этого на турнире в Нур-Султане не было. Как не было, судя по всему, рамки и металлодетектора.

Я знаю этот зал. Мы там шикарный турнир проводили. И все у нас было на уровне. По крайней мере, никаких шатающихся людей возле восьмиугольника не было. Мы работали с секьюрити.

Конечно, спорткомплекс старый, совковый, там проходной двор. Ребята не от хорошей жизни его выбрали - по деньгам доступен. А так он, по большому счету, не предназначен для проведения таких соревнований. Хорошо еще, что это ЧП не переросло в массовую драку: противоборствующие стороны оказались не слишком агрессивными.

Сейчас очень много проводится различных соревнований по ММА. А кто их проводит? Мне кажется, таким организаторам не только надо давать уроки спортивного мастерства, но и проводить для них мастер-классы по организации турниров.

- Вы хотите сказать, что у вас никогда никаких ЧП на соревнованиях не было?

- Я 30 лет в смешанных единоборствах. Провел 127 турниров. Всякое, конечно, было вначале. И массовые драки тоже. Но я научился их предотвращать.

Помню, киргизы привезли к нам звездный состав, а потом пренебрегли гимном Республики Казахстан, начали демонстративно пинать стулья в зале. Когда они вышли на улицу, я дал команду спецназу блокировать сборную Кыргызстана, пока зрители их не поубивали… Самое главное - это общественная безопасность.

А знаете, почему еще происходят у нас драки на соревнованиях? Бойцы вылезают из подвалов и ведут себя как попало. У многих клубов лицензий на проведение тренировок и соревнований нет.

Мы в свое время в Алматы создали специальную комиссию и объезжали по выходным все залы, проверяли, кто чем занимается и имеет ли на это право.

Был там один “мастер”, который насмотрелся фильмов про якудза, создал секту и взял под контроль все спортивные секции в городе. Они ему платили дань, а он унижал тренеров на глазах учеников. Мы его деятельность просто свернули.

Но что интересно, за этим “мастером” стояли органы, депутаты, бизнес-структуры…

Я хотел и в Нур-Султане такую комиссию по выявлению левых клубов создать, но мне в маслихате отказали… Так что никто у них теперь документы не проверяет. Они и проводят соревнования по ММА, панкратиону, кикбоксингу… Берут деньги даже с детей. Не дай бог, если кто-нибудь погибнет или станет инвалидом...

- В лихих 90-х бои без правил у нас ассоциировались с криминалом. Это так?

- И сейчас тоже. Кто такой был Рыжий Алмаз? Многие знают. Он в свое время взял себе хорошего парня, повез на чемпионат мира по ушу-саньда, и тот стал чемпионом. Спортсмен говорит: это мой тренер, а тот: мол, это мой ученик. А какой из него тренер? Он просто прикормил пацана. Вот так благодаря спорту криминал выходит на международную арену.

И сейчас у нас и в олимпийских видах спорта есть ребята, за которыми стоят криминальные структуры. Они со спортсменами едут на Олимпиаду, выходят с флагом Казахстана. И чиновники прекрас­но знают, кто есть кто, но закрывают на это глаза.

Мое имя тоже пытались замарать. Говорили: бандит, рэкетир… А какой я бандит? Прихожу в зал, а там очередь из моих спонсоров, которых рэкетиры напрягают. А у меня неолимпийский вид спорта. Если я им не помогу, то и они мне не помогут.

Приходилось ехать и бить бандитов. Вот так и нажил себе врагов. На мою жизнь было 10 покушений, мне нанесено 13 ножевых ранений и одно огнестрельное - в голову. Когда мне было 25 лет, я мечтал дожить до 30. Как-то хотел помочь уезжающим из Казахстана немцам, которых грабили рэкетиры. Все потом перевернули, и меня посадили. Два года отсидел, пока Верховный суд меня не оправдал.

- Смешанные единоборства хотят попасть в олимпийскую семью. Как вы к этому относитесь?

- А это точно, что они хотят? Вы спросите у наших бойцов, они хотят попасть на Олимпиаду или в UFC. Уверен, что они выберут UFC. Тут надо понимать, где бизнес, а где спорт. Надо различать любительский ММА и профессиональный.

Вот панкратион был олимпийским видом спорта, а потом его незаслуженно забыли. Барон Пьер де КУБЕРТЕН посчитал его слишком жестким и травмоопас­ным, хотя греки расценивали его как подготовку будущих воинов. Александр Македонский взял эту борьбу на вооружение и полмира завоевал.

А знаете, откуда появилось это название? Был такой грек - Панкратий. Он родился недоношенным, и его должны были сбросить со скалы. Но мать спрятала дитя и начала его тренировать. Панкратий стал шестикратным олимпийским чемпионом по всеборью! В его честь и переименовали борьбу в панкратион. А его мать наградили как тренера чемпиона. Женщине тогда впервые разрешили войти в амфитеатр. Это ли не пример для подражания?! А сейчас дамы говорят, что это мордобой.

Мордобой - это когда шестеро одного пинают в подворотне, а все мимо проходят. А у меня - вид спорта со своими правилами. Да, с жесткими. Но до первой крови и лежачего не бьют. И потом, мужское начало и сегодня никто не отменял.

Олимпиада - это хорошо. Или пусть мои ученики станут потом профессиональными бойцами. Я уже вошел в историю современного панкратиона как тренер первого чемпиона мира по этому виду спорта. Мною воспитано немало чемпионов. Многие нынешние звезды казахстанского ММА прошли через мой октагон.

Но теперь я готовлю мальчишек прежде всего для того, чтобы они могли защитить себя, свою семью и свою родину

Александр ТРОФИМОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта elev8info.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть