Людмила Прокашева: Славу “Медеу” можно возродить
Сенсационная новость из американского Милуоки, где проходил первый в истории “Турнир четырех континентов” по конькобежному спорту. Не блиставшие в последнее время казахстанские скороходы завоевали на этих международных соревнованиях семь медалей! При этом воспитанник павлодарской конькобежной школы Виталий ЩИГОЛЕВ первенствовал на дистанции 5000 метров!
Интересно, что личным тренером чемпиона является легендарная казахстанская спортсменка бронзовый призер Олимпийских игр-1998, серебряная и бронзовая медалистка чемпионатов мира, двукратная чемпионка Азиатских игр Людмила ПРОКАШЕВА. Мы связались по телефону со знаменитой конькобежкой, которая сейчас возглавляет в Павлодаре отдел зимних видов спорта в детско-юношеской спортивной школе, и попросили ее прокомментировать неожиданный успех наших спортсменов в Милуоки. Впрочем, наш разговор вышел за рамки отдельно взятого турнира, коснувшись развития и проблем всего нашего конькобежного спорта.
- Сами соревнования, судя по составу участников, нерейтинговые: очень много молодых неизвестных зарубежных спортсменов бежало в Милуоки. Но наши все равно молодцы. И дело не в медалях, а в результатах, которые они продемонстрировали. Время покажет, что из них получится. Но этих молодых спортсменов нам сейчас обязательно надо сохранить.
- Виталий Щиголев - ваш воспитанник. Он действительно такой перспективный?
- Очень хороший парень. Я достаточно много работала над его техникой. Когда Виталий только начинал заниматься, он был такой пластилиновый. Из него можно было лепить спортсмена. Мне в этом плане повезло. Обидно только, что главный тренер сборной Казахстана Дмитрий БАБЕНКО не разрешает Виталию со мной общаться. Я не понимаю, как можно запрещать спортсменам контактировать с их тренерами. А кого он сам подготовил? Легко работать уже с готовыми мастерами.
- Да, странная ситуация…
- В свое время, когда я была главным тренером сборной, а Дима - ее ветераном, у нас произошел конфликт. В результате мне пришлось уйти с этого поста, а его занял Бабенко…
- А что за скандал с уходом из сборной нашего чемпиона мира Дениса КУЗИНА?
- Просто Бабенко, как мне кажется, не может работать с людьми, которые добились в спорте больше, чем он, поэтому и убрал из сборной Дениса Кузина и Федора МЕЗЕНЦЕВА. Окружил себя молодежью.
- Но ведь она показывает результат…
- Да, верно. Но план, по которому работает Бабенко, дает результат только на один год. А потом спортсмен попадает в яму. Вот Демьян ГАВРИЛОВ бежал лихо, а в этом году ничего не показывает. Надя МОРОЗОВА сейчас выполняет просто огромный объем работы и бежит хорошо. Но, думаю, на следующий год у нее уже не будет сил так бежать. Хороший материал сейчас у Бабенко, такой же, какой был у Вадима САЮТИНА в 2009 году. Но он с ним ничего не добился. Добьется ли Бабенко? Дай-то бог. Потому что у него мой мальчик - Виталий Щиголев. Хочу, чтобы он поехал на Олимпийские игры. С другой стороны, страшно за ребят. Такой объем работы они выполняют. Выживут ли вообще?
- Чего нам не хватает, чтобы как следует развивать конькобежный спорт в Казахстане?
- Прежде всего не хватает стадионов для конькобежного спорта. Крытый только один - в Нур-Султане. Есть еще “Медеу”. Имеется лед в Костанае, Рудном, Семее. Все. А в Усть-Каменогорске, Актобе, Петропавловске, там, где развивается конькобежный спорт, ничего нет! У нас в Павлодаре в этом году каток вообще долгое время не заливали. Вот мы и сидим постоянно на сборах в Нур-Султане. С другой стороны, совсем маленьких мы не можем брать с собой в столицу: они не входят в сборную области. А за свой счет дети не могут выезжать, ведь их родители не такие обеспеченные, как в хоккее или фигурном катании. И детки, не дождавшись льда, уходят из нашего вида спорта.
- А что с “Медеу”? Насколько он в данный момент важен для конькобежного спорта?
- Это, судя по всему, затратный объект. Он зарабатывает деньги, чтобы содержать себя. Ставка сделана в основном на массовый прокат, хотя сейчас сюда пришли ребята, которые хотят развивать конькобежный спорт. В марте здесь запланирован чемпионат Казахстана. Бабенко обещал, что его сборники будут участвовать. Для того чтобы объект функционировал, надо чаще проводить на нем соревнования.
- Сможет ли “Медеу” опять стать центром конькобежного спорта страны?
- Сможет, если в этом будет заинтересован директор катка. Помните, раньше здесь работал Касим ИЛЬЯШЕВ. Вот он все контролировал, за всем следил. Не дай бог, кто-нибудь в обуви на лед зайдет. Создавалось впечатление, что он жил на катке. Вот так надо работать. И новому руководству “Медеу” надо создавать условия для тренировок спортсменов. Тренировка в восемь утра. Это во сколько спортсменам надо проснуться, чтобы из города к семи часам приехать на “Медеу”?
- А зачем жить в городе, если на Медеу есть гостиница?
- Она же маленькая. В ней даже нам, казахстанцам, не хватит мест. Раньше здесь была еще гостиница “Турист”. Вот тогда все помещались: и наши спортсмены, и зарубежные. С питанием тоже на Медеу не все гладко. Чтобы завлечь сюда народ, надо все сделать на уровне: и проживание, и питание. Когда я выезжала два года назад с командой за границу, все меня спрашивали про “Медеу”, все помнят наш каток и хотят приехать. Но боятся, что негде будет жить и нечего будет есть. Поэтому нужно создавать на территории Медеу обширную инфраструктуру, в которую входили бы гостиницы, кафе, магазины, места для отдыха…
- Сейчас на территории национального парка “Медеу” можно заметить неухоженные участки и кучи мусора. Это тоже не привлекает зарубежных туристов. Когда вы тренировались, такое было?
- У нас был другой менталитет. Мы бросали мусор в урны. Более того, брали лопаты и убирали снег с трибун. И не считали это зазорным. Это был наш стадион. А вот убирать кучи мусора вокруг стадиона - это уж точно не входит в задачу спортсменов. Есть службы, которые должны этим заниматься и поддерживать чистоту национального парка “Медеу”.
Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта radiotochka.kz, Алматы