Вместе с детьми на лыжи встанут и родители
Подорожают ли в этом сезоне билеты на “Шымбулак”? Как избежать очередей в выходные? Какие новшества будут в этом сезоне на популярном горнолыжном курорте? Казахстанский клуб журналистов-лыжников SCIJ провел встречу с генеральным директором горного курорта “Шымбулак” Ринатом АБДРАХМАНОВЫМ, который сменил на этом посту Ержана ЕРКИНБАЕВА, возглавившего национальную компанию Kazakh Tourism. Ринат Абдрахманов пришел работать специалистом на “Шымбулак” в 2011 году и хорошо знаком с деятельностью всех подразделений курорта.
Как известно, в этом году “Шымбулак” отмечает свое 65-летие. За это время из скромной тренировочной базы советских горнолыжников он превратился в современный курорт, любимый казахстанцами и иностранными туристами.
- В прошлом году нас посетили 682 тысячи человек, на 17 процентов больше по сравнению с позапрошлым годом. Из них 222 тысячи - это лыжники, по ним у нас прирост 20 процентов. Из года в год у нас хорошая динамика роста, - начал с цифр нашу беседу Ринат Абдрахманов. - Что нового мы подготовили в этом сезоне? Полностью реконструировали помещение проката, теперь у нас 700 локеров (камер хранения. - И. Б.). Довели количество горнолыжного снаряжения до 3 тысяч единиц. Завели систему учета, которая позволяет быстрее обслуживать гостей. В перспективе хотим объединить все наши услуги по австрийской системе обслуживания Access, которая позволяет по ски-пассу пополнять баланс, бронировать инструктора, брать прокат и т. д.
Летом прошла очередная модернизация системы искусственного оснежения. Новая линия охватывает более 13 га в ущелье Левый Талгар. Благодаря этому мы смогли открыть эту трассу для катания гораздо раньше, чем в прошлом году. В этом сезоне туда, в Левый Талгар, мы перенесли сноупарк. Теперь это самый высокогорный сноупарк в Центральной Азии, а возможно, и в СНГ. Там будет отдельный подъемник. Наша цель развивать культуру фристайла, паркового катания. Сейчас обсуждаем вопрос проведения на майские праздники фристайл-кэмпа по примеру наших партнеров “Розы Хутор”, где проводится масштабное мероприятие Quicksilver New Star camp. Это даст толчок развитию местной культуры фристайла, а также развитию туризма в Алматы.
- Некоторые посетители жалуются, что днем в выходные приходится долго стоять в очереди…
- Невозможно бесконечно увеличивать число касс, поэтому мы стараемся развивать онлайн-сервисы, чтобы у людей появилась привычка покупать билеты, минуя кассы. Новинка, которая изменит ситуацию с очередями, - мобильное приложение, которое мы запустили. Причем покупать в мобильном приложении дешевле, чем в кассе. Сейчас доля покупок онлайн составляет 32 процента, и мы уверены, что она будет расти.
- Продолжится ли в этом году совместная с акиматом программа по бесплатному обучению детей горным лыжам?
- В рамках программы “Спорттық Алматы” в прошлом сезоне мы обучили 800 детей, в этом году продолжим обучение. Занятия на “Шымбулаке” будут проходить в феврале. По 80 школьников в день у нас занимаются. Акимат ведет запись желающих, осуществляет доставку детей до Медеу, а мы предоставляем площадку, тренеров, локеры, ски-пассы. Городские власти нам компенсируют только зарплату инструкторов, остальное за счет курорта. Мы поддерживаем эту программу, потому что понимаем: дети - потенциальные наши клиенты, через детей мы потом приобщаем и родителей. И эффект от этого очень хороший. Мы делали анализ: каждый восьмой потом продолжает кататься у нас.
- А когда уже появятся хорошие спортивные результаты?
- Горнолыжный спорт в нашей стране в основном представляют спортсмены из Восточного Казахстана. Если и есть финансирование, то оно адресовано взрослой сборной, а детско-юношеский горнолыжный спорт у нас в регионе отсутствовал. В 2013 году вместе с двумя тренерами-единомышленниками мы создали спортивный клуб Shymbulak ski club. За эти шесть лет мы подготовили спортсменов, которые в ближайшей перспективе войдут в национальную сборную и будут представлять нашу страну на олимпийских играх. Большинство членов женской спортивной сборной - наши воспитанницы. Например, Александра ТЕРЕХОВА показывает хорошие результаты. Мы предоставляем возможность бесплатно тренироваться, оказываем адресную спонсорскую помощь спортсменам, на которых делаем ставку.
В плане организации мероприятий мы успешно провели финальный этап Кубка мира по могулу. Теперь на протяжении трех лет этапы Кубка мира будут проходить у нас, следующий состоится 29 февраля - 1 марта 2020 года. После соревнования получили интересный отклик: спортсменам из азиатских стран очень понравилась подготовка наших трасс, и с нами уже заключила контракт национальная сборная Республики Корея, они будут тренироваться здесь на протяжении всего сезона.
- Какие вы видите перспективы развития “Шымбулака”?
- Наш курорт сейчас - это фактически курорт выходного дня. В пятницу, субботу, воскресенье большая загруженность, а в будние дни посетителей мало. Перенасыщение в выходные дни сказывается на безопасности клиентов и на интересе к курорту. Мы из года в год катаемся по одним и тем же трассам, и нам хочется чего-то нового. Чтобы изменить ситуацию, нужно прежде всего расширить зоны катания, чтобы человеку для ознакомления с трассами требовалось не четыре часа, а несколько дней. Тогда и иностранные туристы будут задерживаться здесь дольше. Сейчас мы с нашими европейскими партнерами готовим план развития урочища. В ближайшее время мы хотим развивать Сухой Лог или Цирк с установкой дополнительной канатной дороги. Сейчас суммарная протяженность трасс “Шымбулака” - 25 км. После расширения Сухой Лог плюс Цирк дадут еще 8 км. Если говорить про соседнее урочище, которое возможно охватить с пика Башута, то это плюс 30 км. А если будет проект, охватывающий пик Панорама, то плюс 60-70 км. Тогда по факту “Шымбулак” соединится трассами с Медеу, и туда можно будет приехать на лыжах. Но, конечно, инвестиции потребуются очень существенные, сейчас мы их просчитываем.
Вторая большая потребность на курорте - это гостиницы. Сейчас на “Шымбулаке” всего две гостиницы с 56 номерами. Поток туристов из РФ, Индии, Китая увеличился, и первая проблема - размещение. Благо мы близко к Алматы и есть возможность расселять их в городе. Но если говорить о длительном отдыхе - они хотят располагаться на курорте. Сейчас мы не можем покрыть этот спрос полностью.
- Будет ли меняться ценовая политика?
- Наши канатные дороги, техника, которая готовит трассы, - от европейских производителей, и все обслуживание нам приходится оплачивать в евро. В 2016 году мы подняли стоимость билета выходного катания на 1000 тенге, но произошла девальвация, и наша прибыль в евро опять стала намного меньше, а ведь 56 процентов наших расходов составляет операционная деятельность, которая тратится в евро. Но повышать стоимость катания мы не предполагаем, поскольку это вызовет недовольство у местных клиентов. Если для зарубежных туристов у нас очень дешево, то для местных это очень существенная сумма.
Нашим канатным дорогам уже почти 10 лет. По европейским меркам после 22 500 моточасов канатную дорогу разбирают полностью и все меняют. Ремонтные работы очень дорогие: под ключ нашу дорогу сделать - 3 млн евро. Прибыли “Шымбулака” не хватает на одномоментное проведение ремонтных работ, и мы их делаем ежегодно по частям. В этом году мы провели уникальные работы по ремонту канатной дороги Медеу - “Шымбулак”: десять опор с помощью вертолета были демонтированы, доставлены в мастерскую, разобраны, полностью заменены все гайки, шурупы. И так же по воздуху обратно доставили, установили и протестировали.
- Что курорт делает в плане экологии?
- После профилирования трасс к зимней Азиаде мы имели определенные проблемы с эрозией почвы. Ежегодно в летний период мы исправляем ситуацию, засеиваем склоны травой. Этим летом тоже проводили рекультивацию. Помимо экологической ситуации это влияет и на качество склона. Легче готовить снег на траве, нежели закрывать камни. Раньше в начале сезона жаловались, что много камней. Ежегодно все меньше нареканий на качество трасс. Стремимся, чтобы летом они были зеленые, как гольф-поле.
Ирина БАЖЕНОВА, фото Алексея МАЛЬЧЕНКО, Алматы