5540

Как погибает кузница хоккейных кадров

Пока нынешний флагман казахстанского хоккея столичный “Барыс” празднует свой 20-летний юбилей, многолетняя кузница наших хоккейных кадров - Усть-Каменогорск - с каждым годом утрачивает свои позиции в этом виде спорта

Как погибает кузница  хоккейных кадров

Мы уже давно не видим знаменитое “Торпедо” в лидерах Высшей хоккейной лиги. Не удивлюсь, если торпедовцы опять не попадут в плей-офф. Может, чуть лучше пока складываются дела в чемпионате Казахстана у второй усть-каменогорской команды - “Алтай-Торпедо”, а в молодежной хоккейной лиге - у третьей дружины города - “Алтая”. Но, поверьте, не казахстанцы диктуют моду в этих командах, а россияне. А ноги всех этих бед растут из детского хоккея, которому в последнее время в этом городе перестали уделять должное внимание. Так считает бывший хоккеист, а ныне известный детский тренер Александр СТРУКОВ.

- Раньше в Усть-Каменогорске были две государственные хоккейные школы - городская и областная. Потом их объединили. А в прошлом году эту школу, которая работала под крылом областного управления физкультуры и спорта, передали в структуру клуба “Торпедо”, а точнее, в ТОО “Алма Сервис”, которое с недавних пор управляет всем усть-каменогорским хоккеем, - говорит Александр Владимирович.

- И что в этом плохого?

- На первый взгляд ничего. Но, попав в частные руки, детский хоккей стал платным. Не весь, конечно. Но самые маленькие хоккеисты - от пяти до девяти лет - теперь не могут заниматься в школе бесплатно. Их родители вынуждены выкладывать по 10 тысяч тенге в месяц. Сумма как будто небольшая, но не всем в Усть-Каменогорске это по карману. Кроме этого родители должны покупать форму, коньки, клюшки и все необходимое защитное обмундирование, ведь без этого ребенка нельзя выпускать на лед. Даже если это бэушное рванье, то все равно выйдет еще 50-60 тысяч. Накладно получается!

- После того как тренировки в хоккейной школе стали платными, набор в детские группы уменьшился?

- Примерно на 30 процентов. Причем родители тех ребятишек, которые по-настоящему хотят заниматься хоккеем, как раз и не могут оплачивать все эти расходы. А так называемые паркетные дети приходят на тренировки, только ничего не хотят там делать. Спрашиваешь: “Ты зачем пришел?” Отвечает: “Папа привел. Это он хочет, чтобы я играл в хоккей. А я не хочу”. И в поездки тренеры вынуждены брать не лучших, а тех, кто может за это заплатить. Я понимаю, если бы у нас была еще одна, но бесплатная, как раньше, хоккейная школа, то тогда какие проблемы - пусть “Алма Сервис” в лице “Торпедо” как частник берет сколько хочет и с кого хочет за свои тренировки.

Но в Усть-Каменогорске теперь альтернативы нет. Все захватил монополист. Причем, насколько я знаю, областное управление физкультуры и спорта по-прежнему перечис­ляет государственные деньги на нужды школы. Вот такой нонсенс.

- Вы много лет работали в клубе “Астана”. Там похожая ситуация?

- Нет, что вы! Там все для детей бесплатно. Нас финансировало управление физкультуры и спорта. В поездки мы ездили, клюшки, форму, медикаменты для детей ежегодно получали. Приехал домой в Усть-Каменогорск - ничего этого и близко нет. Тренеры одеты кто во что горазд. Я до сих пор в костюме “Астаны” хожу. Коньки свои, клюшка своя, перчатки свои… Мне ничего здесь не дали.

- Жалеете, наверное, что вернулись в родные пенаты...

- А мне деваться некуда было. Снимал в столице квартиру. А потом, когда цены вверх поползли, моей зарплаты на это удовольствие стало не хватать. Если бы не жилье, то до сих пор бы там работал.

- Вы, насколько я знаю, сейчас безработный?

- С недавних пор опять… И это несмотря на то, что выиграл суд у фирмы “Алма Сервис”, которая меня уволила. Им решение суда, видимо, нипочем. Но я буду и дальше бороться…

- А кто вместо вас тренирует мальчишек?

- Взяли пацанов по 17-18 лет. Они сами ничего не умеют и учат детей ничего не уметь.

- А вообще с тренерскими кад­рами как нынче в Усть-Каменогорске?

- Количество есть, качества нет. Сейчас даже в “Алтай-Торпедо” игроки нормально коньками не владеют. Надо скользить, а они в лед врезаются. Это их так, видимо, научили. Хотя тренеров тоже можно понять: кто будет за 42 тысячи упираться? Пришел, отбыл номер и ушел…

- Такая маленькая зарплата?

- Мне такую заработную плату платили в “Алма Сервисе”. А раньше, когда школа была под контролем облспортуправления, платили 117 тысяч. Президент ХК “Торпедо” Николай ПРОСКУРИН уверял, что в его “Алма Сервисе” будет в три раза больше, а получилось наоборот…

- В советское время да и после развала СССР усть-каменогорская хоккейная школа снабжала своими воспитанниками не только родное “Торпедо”, но и многие команды других пост­советских стран. А сейчас в “Торпедо” играют всего шесть казахстанцев…

- Мы создавали Казахстанскую хоккейную лигу, чтобы в ней играли наши воспитанники, которые должны были плавно переходить в главную команду, играющую в ВХЛ. А сегодня в нашем фарм-клубе “Алтай-Торпедо” половина россиян. Зачем нам такой чемпионат? Чтобы кормить других? В молодежном “Алтае” такая же ситуация. Наши пацаны не видят перспективы попасть не только в МХЛ, но и в ЮХЛ. Над нами все российские тренеры смеются. Говорят, вы берете тех хоккеистов, которые у нас ни в какие команды не попадают. Не хоккей получается, а бюро добрых услуг какое-то.

- На матчи “Торпедо” народ ходит?

- Ходит... Одни девушки. Женихов себе ищут среди хоккеистов! А настоящих болельщиков, разбирающихся в хоккее, стало совсем мало. А на кого им смотреть? На россиян в форме “Торпедо”? Раньше каждого игрока знали в лицо. И ходили на стадион, чтобы посмотреть, как играет сосед по подъезду, школьный друг, сын товарища по работе. Все были одной семьей. А сейчас кузница хоккейных кадров превратилась… даже не знаю, как выразиться помягче… Знаю только: для того чтобы восстановить уничтоженное хоккейное хозяйство Усть-Каменогорска, понадобится минимум десять лет.

Александр ТРОФИМОВ, Фото из личного архива Александра СТРУКОВА и с сайтов rczaural.ru, vksport.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть