8694

Победа и падение

Пятикратная чемпионка мира по тяжёлой атлетике Надежда НОГАЙ: Меня подставили!

Победа и падение

В эксклюзивном интервью газете “Время” молодая перспективная тяжелоатлетка заявила, что допинг-контроль вместо нее проходила другая девушка.

Жизнь звезды казахстанской тяжелоатлетки Надежды Ногай можно разделить на два периода: до и после, победа и падение. Последнее, как считает спортсменка, случилось не без помощи близких людей, которые окружали ее в минуты славы.

Восхождение на Олимп

Надежда Ногай - пятикратная чемпионка мира среди юниоров, воспитанница известной уштобинской школы тяжелой атлетики. Именно Уштобе, этот небольшой станционный городок, дал стране серебряного призера афинской Олимпиады 2004 года Сергея ФИЛИМОНОВА, чемпиона мира-2009 Владимира СЕДОВА, чемпиона мира 1997 года среди юниоров Олега ШИНА. Чемпионка Азиатских игр-2014 Маргарита ЕЛИСЕЕВА и серебряная призерка чемпионата Азии среди юниоров Кристина КРОХАЛЕВА тоже из этой школы.

Первый мировой рекорд Надеж­да поставила, когда ей было всего 15 лет. Это случилось в Перу на чемпионате мира среди юношей и девушек до 17 лет. Надежда выступала в весовой категории свыше 69 килограммов. С результатом 272 килограмма, из которых 121 в рывке и 151 в толчке, она завоевала золотую медаль.

После этого триумфа Надежда решила работать под руководством Юрия МЕЛЬНИКОВА, переехав жить в Шымкент.

В Катаре Ногай стала сильнейшей в категории свыше 75 кило­граммов. В сумме двоеборья казахстанская спортсменка подняла 277 кило­граммов (125 - в рывке и 152 - в толчке).

После всех этих результатов спортсменка должна была получить лицензию на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Однако на чемпионате Азии в Японии Надежда осталась без первого места, хотя летела на континентальное первенство в статусе фаворитки. По итогам двух упражнений наша тяжелоатлетка подняла 251 килограмм (113 в рывке и 138 в толчке). В итоге финишировала лишь второй.

Это был последний раз, когда Ногай выходила на мировой помост.

В поисках справедливости

Дальше в жизни пятикратной чемпионки мира началась черная полоса. После долгих споров тренерский штаб сборной Казахстана решил не брать Надежду на Олимпиаду.

- Тогда я думала, что по состоянию здоровья меня не взяли на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, а сейчас не исключаю, что главный тренер сборной Казах­стана Алексей НИ специально оставил меня дома. Думаю, он знал, что в стране грядут допинговые скандалы, - заявляет Надежда Ногай.

Дело в том, что Международный олимпийский комитет (МОК) и Всемирное антидопинговое агентство (WADA) взяли за привычку перед началом серьезных соревнований проверять спортсменов. И на этот раз накануне Олимпиады они взяли пробы у всех лицензиатов, в том числе и у сильнейших казахстанских тяжелоатлетов.

- В том списке, оказывается, была и я. Но об этом узнала лишь два года спустя, когда Международная федерация тяжелой атлетики (МФТА) предъявила мне обвинение в нарушении статьи 2.2 Антидопингового кодекса организации. Эта новость меня шокировала. Меня подозревали в использовании запрещенной субстанции! Я тут же позвонила Юрию Мельникову, Алексею Ни, просила узнать, не ошибка ли это. Стала говорить, что я вовсе не проходила летом 2016 года допинг-контроль, - вспоминает события того года тяжелоатлетка. - Но никто меня не хотел слушать. Поехала в Астану, а там меня даже не пустили в Федерацию тяжелой атлетики. В одно мгновение от меня отвернулись все те, кто эти годы почивал на лаврах моей славы!

Единственный человек, который остался рядом с Надеждой, - это ее мама Марина НОГАЙ. Вдвоем они принялись восстанавливать справедливость. Написали кучу писем в Федерацию тяжелой атлетики, Министерство культуры и спорта, Минздрав и многие другие организации. Не дождавшись от них вразумительного ответа, мать и дочь перешли к активным действиям.

Они решили восстановить события 10 июня 2016 года - дня, который перевернул всю жизнь перспективной штангистки.

- Как в детективном фильме, стали собирать по крупицам себе алиби. Выяснилось, что 10 июня 2016 года моя дочь была на приеме у доктора КРАВЧЕНКО. Эта новость дала нам шанс на реабилитацию. Пошли к нему, но каково было наше удивление, когда врач отказался нам выдавать эту справку, - сетует мама Нади. - Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы получить эту бумагу. Не знаю, почему он так сделал.

Чужая проба

Только после вмешательства Министерства здравоохранения На­дежде Ногай выдали справку о том, что она была записана на прием в клинику Кравченко за специализированной помощью 10 июня 2016 года. В 15.30 врач Виталий Николаевич Кравченко поставил ей диагноз межпозвонковая грыжа диска. На 13 июня 2016 года пациентке было назначено начало курса лечения.

После получения подтверждающего документа Надежда Ногай вновь обратилась в свою родную федерацию. Там сообщили, что в результатах проведенной экспертизы обнаружились какие-то неточности.

- В расчет были взяты три пробы мочи: 10 июня 2016 года отбор пробы проводила МФТА, но кто сдавал анализы вместо меня, до сих пор неизвестно. 25 сентября 2016 года отбор пробы проводило РГКП “Национальный антидопинговый центр”. Третий раз, 7 июня 2018 года, отбор проб проводила МФТА. В двух последних случаях пробы сдавала сама, - утверждает штангистка.

В соответствии со статьей 17 Всемирного антидопингового кодекса все три пробы находятся в программе длительного хранения проб.

- Когда эксперты Международной организации по тяжелой атлетике стали сравнивать данные отобранных проб, то выявили несоответствие с моим биологическим паспортом, - говорит Надежда. - После выявленных изменений в биологическом паспорте они провели дополнительные анализы сохраненных проб, в том числе и анализ на ДНК для установления идентичности. В результате было выявлено, что ДНК пробы, взятой 10 июня 2016 года, не совпадает с двумя остальными.

В итоге эксперты МФТА до принятия окончательного решения временно отстранили Надежду Ногай от спортивной деятельности, в том числе от участия в учебно-тренировочных сборах.

9 октября 2018 года Надежда решила воспользоваться подпунктом 7.9.3 Антидопингового кодекса и подала прошение в федерацию, чтобы там организовали предварительное слушание перед заседанием дисциплинарной комиссии МФТА.

- Хотела узнать, кто же на самом деле пошел на допинг-кон­троль вместо меня. Но ничего не смогла выяснить - оба тренера полностью опровергали выдвинутые обвинения, - сетует тяжелоатлетка.

Сейчас у Надежды есть шанс доказать, что в тот злополучный день 10 июня 2016 года ее не было в Алматы, а она проходила лечение в Шымкенте.

- Просто хочу восстановить свое честное имя. Для чего? Почему? До сих пор не могу найти ответы на эти вопросы.

Алексей НИ: Видимо, Ногай сомневалась в себе

Нам удалось связаться с бывшим главным тренером сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексеем НИ и поговорить о сложившейся ситуации. По словам Ни, он не причастен к прохождению Надеждой НОГАЙ допинг-контроля, хотя под протоколом стоит его подпись.


- По списку допинг-контроль проходили 20 человек, из них восемь - лицензионники (те, кто получил лицензии на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. - С. Д.). Пробы брали в течение трех дней в Алматы. Она (Надежда Ногай) не попала на Олимпиаду. Я контролировал тех, кто взял путевки. Они все одновременно приехали и в первый же день сдали и уехали. Последующие два дня спортсмены из областей приезжали. Она (Ногай), наверное, кого-то попросила из подружек, и та приехала и за нее сдала. Не знаю, как она умудрилась. Видимо, нашла такую, которая похожа на нее. Видимо, сомневалась в себе...

- Какой смысл просить подругу, если результаты допинг-контроля оказались положительными?

- Я не знаю!

- Получается, 10 июня 2016 года, когда вместо Нади Ногай кто-то другой проходил допинг-контроль, вас там не было, да?

- Конечно, не было!

- А подпись под протоколом когда поставили?

- Мои сборники прошли все за первый день. Я увез их в Текели. Там мы готовились. А в последний день приехал за контролерами (МФТА), отвез их в аэропорт. Как представитель, потом подписал за всех протоколы.

По словам Алексея Ни, сейчас Надежда шантажирует его. Требует купить ей квартиру. А всю эту историю, описанную выше, якобы штангистка придумала.

- Когда у нее спрашивают: “Где ты сама была?”, она пишет, что лечилась в Шымкенте. А когда попросили справку, она не смогла ее предоставить. А сейчас где-то справку сделала и ходит с ней, - возмутился бывший главный тренер тяжелоатлетов страны.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото из личного архива Надежды Ногай и с сайта m.prosports.kz, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть