Утомлённые солнцем
Казахстанские триатлонисты уже дважды пролетали мимо Олимпиады: ни в Лондоне, ни в Рио-де-Жанейро наших “железных” людей не было. А ведь было время, когда на мировой арене блистал незабвенный Дмитрий ГААГ.
Сегодня у казахстанского триатлона новые герои. На недавнем Кубке Азии по триатлону в Алматы Арина ШУЛЬГИНА уверенно заняла первое место и еще на один шаг приблизилась к поездке на Игры в Токио. Другой фаворит этих соревнований из Казахстана Аян БЕЙСЕНБАЕВ не попал в число призеров, но не теряет надежду завоевать долгожданную олимпийскую путевку.
О перспективах казахстанского триатлона газете “Время” поведал главный тренер сборной Казахстана, известный в прошлом украинский триатлет, участник трех (!) Олимпиад Андрей ГЛУЩЕНКО.

- Дайте оценку выступлению своих подопечных на Кубке Азии в Алматы. Что получилось, а что нет, кем остались довольны, а кто, наоборот, вас разочаровал?
- В состязаниях женщин получилось все, как мы и хотели. Если честно, планировали попадание в тройку. Но Арина показала максимальный результат! Мы долго готовились к этому старту. Учли уроки прошлого года, когда, приехав на соревнования в Алматы с равнины, заняли здесь четвертое место. В этот раз тренировались на Иссык-Куле, потом в горах. И это было правильное решение. Правда, на плавательном этапе Арина выбрала не совсем верный ориентир: понадеялась на фаворитов - японку и румынку. А вперед ушли другие… Но, в принципе, она контролировала ситуацию.
Планировал, что кто-то из мужчин тоже будет как минимум в тройке. Но чуть недотянули… Очень разочаровал Дарын КОНЫСБАЕВ. Он должен был попасть хотя бы в шестерку лучших, а оказался в третьей десятке. Говорит, что закололо в правом боку, хотя проплыл вроде неплохо… Не знаю, может, не всем горы пошли на пользу? А вот Семен ПИВОВАРОВ порадовал - седьмое место занял. Это лучшее его выступление!

Не знаю, что с остальными ребятами произошло: Темирлан ТЕМИРОВ и Мейрлан ИСКАКОВ совсем слабо выглядели, а обязаны были как минимум в десятку попасть. Может быть, жара на них так повлияла и приличная высота над уровнем моря. Все, кто с равнины приехал, провалились…
- А что случилось с Аяном Бейсенбаевым, ведь он был явным фаворитом соревнований, а тут только четвертое место?..
- Думаю, тоже акклиматизация, высота сказались… Занял четвертое место только на опыте и мастерстве. По ходу дистанции он говорил: мол, мне плохо, сейчас упаду, что делать?.. Действительно невыносимо жарко было, солнце так пекло, что трудно было даже болеть на трибуне, не то что бежать. А тут еще по ходу дистанции спортсменам давали горячую воду - буквально кипяток. Не попить, не облиться… Но это для Аяна не основной старт, впереди чемпионат мира. Думаю, там все будет нормально.

- А что у лидера нашей мужской сборной хромает - плавание, велосипед или бег?
- Ничего не хромает. Но плавание надо Аяну, конечно, подтянуть. Это и мое мнение, и мнение тренерского совета. У Дарына раньше с плаванием проблемы были, сейчас вроде справился. Но в другом подкачал… Надеюсь, на ближайших Кубках мира себя покажет…
- Но Конысбаева, я так понял, вы готовите с перспективой на Олимпиаду 2024 года?
- Вы знаете, я ведь за год до Олимпиады-2000 тоже “сырой” был. Но в олимпийский год меня прорвало. 13-е место на чемпионате мира по взрослым занял, стал третьим на Кубке мира, который выиграл Дмитрий Гааг. Одним словом, раскрылся. Так что, вполне возможно, Дарын еще успеет и в Токио попасть.
- Каковы реально наши сегодняшние олимпийские перспективы?
- Планируем взять две путевки в Токио. Даю 90 процентов, что Арина Шульгина завоюет олимпийскую лицензию. У Аяна Бейсенбаева - процентов 80. Но есть вероятность, что Дарын Конысбаев его обгонит. Между ними разница в очках еще большая, но ее можно ликвидировать за два Кубка мира. Мне кажется, Аяну нужно больше всех бояться именно Дарына. Хотя он, наверное, об этом сам еще не догадывается (улыбается)…

- Классическая олимпийская дистанция в триатлоне - плавание на 1500 метров, велогонка на 40 километров и бег на 10 км. А почему мы в Казахстане постоянно проводим международные соревнования в спринте, который пока не является олимпийской дисциплиной?
- За границей в основном проводятся соревнования по “олимпийке”. После нее очень тяжело восстанавливаться. Поэтому мы не хотим сильно нагружать наших спортсменов.
- А наши триатлеты на чем больше специализируются? Что у них лучше получается - спринт или “олимпийка”?
- У настоящих профессионалов все получается. Когда у Конысбаева плавание хромало, ему выгоднее был спринт, а сейчас чем длиннее дистанция, тем ему лучше, ведь в беге ему равных в Азии нет. Но все наши атлеты на спринт пока больше заточены. Это из-за того, что раньше тренировочный процесс был выстроен не совсем правильно. Мы это дело пересмотрели, и в этом году результаты в “олимпийке” стали намного выше.
- Но, насколько я знаю, уже на следующей Олимпиаде спринт хотят включать в программу триатлона. Можно будет выбирать, что кому больше подходит…
- В спринте конкуренция выше, потому что дистанция вдвое короче. Здесь каждый может выстрелить. Спринт совершенно непредсказуем.
- На мужском пьедестале Кубка Азии в Алматы стояли два спортсмена не из Азии - серб и француз, который собирается выступать за Румынию. Они могут помешать нашим ребятам в борьбе за путевки на Олимпиаду?
- Нет. Они, конечно, заработали свои очки и могут попасть в Токио. Но на Олимпиаду спортсмены отбираются как по олимпийскому рейтингу, так и по мировому. Нам легче попасть в Токио через “мир”, где действует региональный принцип отбора. Проще говоря, нам надо набрать больше всех очков среди азиатских спортсменов. У наших мужчин основной конкурент - Оскар КОГГИНС из Гонконга. Он бывший англичанин. Ему разрешили выступать за Гонконг, так как якобы его родители имеют какое-то отношение к этой стране (улыбается).
- Наша Арина тоже родом не из Казахстана. Она экс-россиянка. Когда у нее закончится переходный период и она сможет официально выступать за нашу страну?
- У нее гражданство Казахстана. Но спортивное гражданство она получит после окончания “карантина” в апреле 2020 года. Так что на Олимпиаде она будет выступать под казахстанским флагом.
- Раньше за сборную Казахстана по триатлону выступал украинец Даниил САПУНОВ. Потом он обиделся и вернулся на родину, став членом сборной Украины. Вы с ним выступали в одной команде. Это он вам посоветовал обратить свой взор на Казахстан?
- Нет. Мы с ним об этом практически не говорили. Он и не хотел на эту тему общаться. Видимо, она ему была не совсем приятна…
- А с Дмитрием Гаагом вы знакомы?
- Конечно. И очень хорошо знакомы, пару месяцев назад виделись. По нескольку раз в год встречаемся на соревнованиях.
- На Олимпиаде в Сиднее вы заняли 11-е место, Гааг - четвертое. Но все казахстанцы накануне Игр надеялись на золото, так как были уверены, что Гааг - самый лучший. А с вашей точки зрения, как украинского спортсмена, кто был тогда фаворитом?
- Англичанин Саймон ЛЕССИНГ, француз Оливье МАРСО, новозеландец Хэмиш КАРТЕР, австралийцы… Гаага фаворитом не считали. У него плавание было слабенькое. Ему еще повезло, что его привезли в первую “пачку”. Сейчас на Олимпиаде таких подарков никто не делает. Если группа выплыла, то и уехала сразу и бесповоротно…
- Можете сравнить уровень развития триатлона на Украине и в Казахстане?
- Когда я в Казахстан приехал, то уровень триатлона на Украине был раза в два-три выше. Сейчас наоборот. За два года все кардинально изменилось. Казахстанские спортсмены сильно выросли! Если украинцы будут выступать в чемпионате Казахстана, то никто из них даже в призеры не попадет. По крайней мере, Бейсенбаева и Конысбаева им точно не обогнать.
- А какой казахстанский триатлон был сильнее: времен Гаага или нынешний?
- Конечно, современный. Профессионалов стало больше. Молодежь перспективная растет. В разных областях открываются федерации. Есть конкуренция. А тогда у вас были только Дмитрий Гааг и Дмитрий СМУРОВ.
Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Александр ТРОФИМОВ