3909

Пока кумир не станет соперником

Легкоатлетке Аделине АХМЕТОВОЙ всего 20 лет. Но она уже многое успела: стала чемпионкой Азии в закрытых помещениях, участницей чемпионатов мира и лучшей на сегодня в Казахстане в беге на 400 метров с барьерами. В интервью “Времени” спортсменка поведала, что придает ей силы, объяснила, почему не хочет серьезных отношений c мужчинами, и рассказала, как борется с соблазнами.

Пока кумир не станет соперником

- Аделина, сейчас, по сути, у тебя нет конкуренток в Казахстане в беге на 400 метров с барьерами. Насколько комфортно ощущаешь себя в такой ситуации?

- Я всегда любила, когда есть соперничество. Когда проигрывала, заводилась, тренировалась и начинала побеждать соперниц. Так было еще в детском возрасте. Мне просто необходимо соперничество, потому что в нем рождаются высокий результат и желание идти дальше. Когда же понимаешь, что выиграешь, особо не напрягаясь, это ненормально.

- В апреле на чемпионате Азии-2019 в Дохе ты улучшила свой рекорд, но до медалей не добралась. Чего вообще ожидала от этого старта?

- Я, конечно, стараюсь быть оптимисткой. Но если смотреть на вещи здраво, то, чтобы попасть в призеры, нужно вывернуться наизнанку. Я сказала маме перед поездкой в Доху: “Мам, я попаду в топ-5”. Обещание выполнила (улыбается) - стала пятой плюс пробежала по личному рекорду - 57,92 сек. До чемпионата Азии мы на сборе в Турции делали прикидки примерно каждые десять дней. Если честно, у меня ничего не получалось ни по времени, ни по технике, ни по ритмике. С тренером меняли расстановку бега, убирали один шаг по дистанции - у нас все было вразброс… А вообще, на соревнованиях в Казахстане у меня больше страха и волнения, чем на международных стартах.

- Почему же чувство страха покидает тебя именно на международных стартах?

- Наверное, потому, что на международных соревнованиях я радуюсь просто от того, что нахожусь там. Можно сказать, это эйфория, что меня взяли на эти соревнования. И как-то сама собой приходит мысль, что нет другого выбора, как показать результат. Это не всегда получается, но с каждым международным стартом я набираюсь опыта, это чувствуется. На своем первом чемпионате Азии среди взрослых в 2017 году я даже не понимала, что происходит, стояла на старте, и у меня все тело дрожало. Нет, я не боялась проиграть, не боялась упасть, просто, видимо, все это происходило оттого, что было в первый раз.

- Какие международные соревнования стали самыми запоминающимися для тебя?

- Это, наверное, юношеский чемпионат Азии-2015 в Дохе. Там я завоевала свои первые медали на международных соревнованиях: бронзовую - в барьерном беге на 400 метров и серебро - в составе эстафеты.

- А как же взрослый зимний чемпионат Азии-2018, где ты получила золото в составе команды Казахстана в эстафете 4 по 400 метров?

- Я не считаю это своей заслугой. Иранки, занявшие второе место, отстали от нас на круг. Самое тяжелое было именно попасть в нашу эстафетную четверку. На последнем старте в Казахстане решалось, я буду выступать в Иране или моя прямая конкурентка. Мне удалось опередить ее на финише. А на чемпионате Азии в эстафете сказалось прежде всего выступление опытных Элины МИХИНОЙ, Светланы ГОЛЕНДОВОЙ и Виктории ЗЯБКИНОЙ. Я, конечно, выкладывалась на своем этапе, но, думаю, была слабым звеном.

- А чем еще запомнился чемпионат в Иране? Я слышал, что выступления женщин проходили при закрытых дверях.

- Да, на наши соревнования мужчин не пускали. Судьи и персонал тоже только женщины. Женская программа была утром, мужская - после обеда. Выступали мы в своей обычной форме. Все остальное время ходили в полностью закрытой одежде и платках. Чуть платок спадет или ухо откроется, сразу прибегают: “Надень!” Во время женских соревнований нельзя было фотографироваться. На трибунах сидели, по сути, только участницы и тренеры-женщины. А вот на мужских соревнованиях женщинам можно было присутствовать. Трибуны были полные, и с фото не было проблем.

- Ты ведь также добивалась права выступать на чемпионатах мира?

- Да, мои первые соревнования такого уровня - юношеский чемпионат мира-2015 в Колумбии. Выступила я там ужасно, как и на следующий год на юниорском чемпионате мира в Польше. Наиболее значим для меня третий старт - на зимнем чемпионате мира среди взрослых в Бирмингеме в 2018 году. В эстафете команда Казахстана на таком старте в закрытых помещениях выступала впервые. Мы заняли 10-е место, но в эстафете на зимний чемпионат мира по рейтингу были отобраны только десять лучших команд. Там все само по себе было классно! Еще в Бирмингеме произошло событие, которое произвело мощное впечатление на меня.

- Заинтриговала! Что же случилось?

- Перед эстафетой рядом со мной стояла американка Джорджина МОЛИН, плакат с портретом которой висел у меня в комнате, когда я начинала заниматься легкой атлетикой. Уже не помню, кто мне его дал. Но утром вставала, смотрела на него. Потом стала интересоваться, где Молин выступала и чего добилась. Джорджина стала для меня кумиром. И когда на чемпионате мира в Бирмингеме я бежала в эстафете в одном забеге с ней, сразу вспомнилась фраза: “Тренируйся до тех пор, пока твой кумир не станет твоим соперником”. Находиться рядом с человеком, чей портрет висел у тебя в комнате семь лет, - это для меня было нечто! В такие моменты понимаешь, что все возможно, если действительно этого захотеть, работать и верить в себя!

- А что тебя больше мотивирует в спорте: когда хвалят или, наоборот, ругают?

- Начиная с того момента, когда я выступала в младших возрастных группах, постоянно мне кто-нибудь говорил: “У тебя ничего не получится, даже не старайся”. Когда училась в спортинтернате, мы приезжали с чемпионатов Казахстана, и классная руководительница спрашивала, кто как выступил. Кто говорил - первое место, кто - третье, а у меня - никакого. Однажды классная руководительница подошла ко мне и сказала: “Что ты делаешь в интернате? На твое место еще 50 человек метят, а ты тут учишься, ешь за счет государства. У тебя нечего не получится в спорте”. Такие слова меня мотивируют куда больше, чем когда говорят, что верят в меня. Во мне прямо огонь начинает гореть! После проигрыша или падения, наоборот, возникает большое желание добиться чего-то. Меня вообще подначивает, когда меня не поддерживают. Когда я бешусь от падений на соревнованиях или от того, что ничего не получается, в такие моменты меня лучше не успокаивать. Я сама справляюсь с собой.

- В прошлом году ты хотела подкачаться и прибавить в весе, но, как вижу, наоборот, похудела.

- У меня не получается поправиться (улыбается). Я не держу диеты. Похудела после чемпионата Азии в Дохе, потому что… была рада, что установила личный рекорд на международных соревнованиях. Для меня это личная победа, ощущение того, что не зря тренируюсь. До этого последний раз показывала рекорд на международных соревнованиях в 2015 году - тоже, кстати, в Дохе, на первом юношеском чемпионате Азии. По-моему, в Дохе меня прет (смеется). Шучу! А подкачаться мне нужно - много пробелов в плане силы ног и стоп. Даже когда стою на старте, визуально все соперницы больше меня чуть ли не в два раза.

- А что в жизни для тебя самое важное? Кого тебе хочется радовать прежде всего?

- Я занимаюсь легкой атлетикой не только потому, что мне это нравится, но и для того, чтобы помочь семье в финансовом плане. Наша семья небогатая, со средним достатком. У мамы проблемы со здоровьем, но она вынуждена работать. У меня есть две сестренки. Понимаю, что в будущем их обучение будет стоить дорого, и очень хочу помочь им получить образование. Еще для меня важно, чтобы близкие люди мной гордились. У нас большая казахская семья. Когда все родственники собирались на праздниках, детей пересаживали на кухню. Когда же я начала показывать какие-то результаты, меня стали сажать за общий стол со взрослыми… Для меня очень важно, что моя бабушка гордится мной, что мои родители говорят обо мне. Это прибавляет сил. Был случай, когда к сестренке на перемене подошла старшеклассница и спросила: “Ты сестра Аделины Ахметовой? Передай, что она классная”… Сестренка прибегает домой, быстро рассказывает. Я вижу огонь в ее глазах, радость, и мне от этого тоже очень приятно.

- Пардон за вопрос, но что у тебя на личном фронте? У тебя есть бойфренд?

- Нет-нет-нет. Когда я нахожусь в отношениях, много думаю об этом, и это влияет на спорт. Бывает, поругаешься с парнем, и когда идешь на стадион, думаешь не о тренировке, а о ссоре. Я сейчас ни с кем не встречаюсь. Мне лучше быть одной. Я не готова к серьезным отношениям.

- Является ли для тебя музыка средством поднятия духа и нужного настроя?

- Перед соревнованиями я очень часто слушаю L’One. У него есть три песни о спорте. Я знаю все слова наизусть, но все равно они меня очень мотивируют. Например: “На тебя смотрит мама, и у тебя нет шанса проиграть”. Я вообще музыку люблю. Могу слушать и попсу, и рэп.

- Серьезный спорт требует немалых жертв. Как борешься с соблазнами?

- Бывают дни, когда посмотрю какое-нибудь мотивирующее видео и сразу говорю себе: “Все, Аделина! Ты никуда не ходишь по вечерам! Ложишься рано! Питаешься правильно!” Но проходит несколько дней - и начинаешь думать, что мне 20 лет, что это, возможно, пик молодости и он пройдет. Поэтому не всегда могу отказаться, когда подруги предлагают: “Пошли погуляем!” А пошли! Но в последнее время все чаще думаю о том, что нужно и что нет. Понимаю необходимость соблюдения режима сна, правильного питания. Думаю, что результаты будут лучше, если я смогу все это выдержать.

Кирилл НЕПРИЯТЕЛЕВ, фото с сайта gazathletics.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть