1467
Вне игры

Нужно ли наказывать штрафами тренеров и игроков, посмевших критиковать футбольных арбитров?

В казахстанском футболе никак не утихает скандал вокруг судейства в матче костанайского “Тобола” и “Жетысу” из Талдыкоргана. Встреча закончилась нулевой ничьей, но тренер гостей Дмитрий ОГАЙ остался недоволен результатом и обрушился с критикой на брига­ду арбитров (см. публикацию на нашем сайте “Не делайте из нас идиотов” от 20.4.2019 г.). После этого специально собранная судейско-экспертная комиссия сделала вывод, что судьи скандального матча ошибок не допустили, а самого Дмитрия Алексеевича решением комитета по этике Федерации футбола Казахстана оштрафовали на 200 МРП. Попали под раздачу еще и два футболиста: полузащитник “Окжетпеса” Улан КОНЫСБАЕВ оштрафован на 10 МРП за публикацию в Инстаграме, где он подверг сомнению решение бокового арбитра, а капитан “Кайрата” Исламбек КУАТ получил замечание за интервью, в котором посмел высказать недовольство работой рефери в поединке с “Астаной”.

Означают ли наложенные наказания, что футбольные арбитры становятся священными коровами и их больше нельзя критиковать? Об этом корреспондент “Времени” поинтересовался у людей, так или иначе относящихся к казахстанскому футболу.

Сергей РАЙЛЯН, футбольный комментатор:

- В любой сфере деятельности существуют писаные или неписаные морально-этические правила, и я не исключаю, что Огай, Конысбаев и Куат своими заявлениями или публичными действиями эти самые нормы нарушили. Тем более в дисциплинарном регламенте действительно прописаны размеры штрафов, которые были применены к нарушителям. Но в то же время комитет по этике Федерации футбола в своем решении указывает конкретные пункты, за нарушение которых наказаны тренер и футболисты. При этом, к сожалению, узнать, что это за пункты, не представляется возможным - найти кодекс этики на сайте Федерации футбола и профессиональной футбольной лиги у меня не получилось. А так, конечно, было бы интересно самому ознакомиться с этим документом и сделать выводы. В то же время, по мнению болельщиков, всех троих наказали не за нарушение каких-то кодексов, а просто потому, что слова тренера и футболистов оказались неприятны руководителям казахстанского футбола. Посмотрите скрин, выложенный Конысбаевым, там ведь очевидно, что футболист “Тобола” находится в офсайде, то есть забивает гол после грубейшей ошибки помощника главного арбитра. Конечно, руководителям видеть и слышать такое неприятно, поэтому, вероятно, и последовали ответные действия.

Айгерим САБРАЛИЕВА, представитель ФИФПро в Казахстане, спортивный юрист:

- Я бы хотела сказать, что штраф Дмитрия Огая и Улана Конысбаева - это дно, но боюсь, что снизу постучат. А если серьезно, то решение о наказаниях - это очередной взнос в копилку беспредела казахстанского футбола. Тренер и игрок высказали свое мнение по поводу судейства, и затыкать им рот штрафами - это худшее решение федерации. Не забывайте, что свободу слова в стране гарантирует Конституция, а оба наказанных никого не оскорбили, никого не оклеветали. Послематчевые комментарии - это такая же часть футбола, как и сама игра, и запрещать высказывать свои мысли - преступление против футбола. А самое ужасное в этой ситуации, что Огаю и Конысбаеву бесполезно подавать апелляционную жалобу в юридические органы федерации - там тоже оставят наказание в силе. Поэтому остается только одно: идти в гражданский суд, где, я абсолютно уверена, незаконное решение будет отменено, хотя это займет определенное время. Очень жаль, что в казахстанском футболе ничего не меняется и людей с собственным мнением тут же пытаются загасить и задушить.

Халимжан ЕРЖАНОВ, экс-президент ФК “Тобол”:

- Игра между “Тоболом” и “Жетысу” получилась жаркой, и несколько моментов действительно вызвали споры. Видимо, поэтому Дмитрий Огай и высказал после матча недовольство судейством. Да, потом собралась экспертная комиссия, составленная из компетентных специалистов, определивших, что судьи в матче не допустили ошибок. Но при этом у них была возможность посмотреть спорные эпизоды с нескольких ракурсов, с многочисленными повторами. А в игре у тренера или игроков второго шанса увидеть ситуацию нет, систему видеоповторов VAR у нас не используют, поэтому я считаю, что Дмитрий Алексеевич даже если и погорячился, все равно имел право высказать свое мнение. Тем более он был корректен, не переходил на личности, не оскорбил никого, а просто заявил, что судьи ошибаются. Насколько я знаю, в одном из предыдущих матчей судьи уже отменяли правильно забитый игроком “Жетысу” гол, так что у главного тренера были причины для недовольства. Еще я бы отметил, что Огай очень дисциплинированный и компетентный специалист, который крайне редко дает интервью и комментарии и знает цену слову. Поэтому я считаю, что штрафовать за высказывания тренера после игры неправильно. Всем рты теперь затыкать, что ли? Почему судьям можно ошибаться, а тренерам или игрокам нельзя? Федерация также наказала двух футболистов: одного - штрафом, второго - замечанием. Это тоже неправильно, игроки имеют такое же право высказывать свое мнение о судействе, как и тренеры, и болельщики, и работники клубов.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото из соцсетей, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть