2177

На грани фола

     Вернуть назад почти десятки миллионов бюджетных тенге потребовали актюбинские власти у семи бывших игроков футбольного клуба “Актобе”. Но вовремя спохватились и отказались от своих притязаний. 

Иск в суд города Актобе поступил несколько дней назад. В нем управление финансов Актюбинской области и облспорт, скорее всего, из-за маячивших санкций к футбольному клубу со стороны ФИФА озаботились “защитой прав и интересов государства”.
Поводом для судебного разбирательства якобы стала проверка, проведенная управлением инспекции труда, в ходе которой точечно выявились нарушения со стороны футболистов, у которых есть к клубу претензии. Истцы выборочно попросили Фемиду о возвращении в казну неправильно уплаченной зарплаты спортсменам. Речь идет о полузащитниках, защитниках и нападающих Юрии ЛОГВИНЕНКО, Марате ХАЙРУЛЛИНЕ, Сергее ХИЖНИЧЕНКО, Асхате ТАГЫБЕРГЕНЕ, Валерии КОРОБКИНЕ, Павле ШАБАЛИНЕ и Алексее АНТОНОВЕ.
В клуб красно-белых их принимали в разные годы - в 2013, 2014 и 2015-м. При этом зарплату игроков, а она была немаленькой, с точки зрения рядовых трудящихся, в ФК решили привязать к курсу доллара. Помимо этого в их договорах были предусмотрены компенсации, которые никак не были обоснованы или противоречили закону.
Из-за нескольких девальваций клуб должен был выплачивать зарплаты в гораздо большем объеме. К примеру, с Асхатом Тагыбергеном ФК “Актобе” трудовой договор заключил 3 января 2014 года, установив ему зарплату в 1 млн. 530 тыс. тенге. А в ноябре того же года стороны заключили дополнительное соглашение, по которому оклад Тагыбергена с 1 января следующего года должен был составлять уже 5 млн. 553 тыс. тенге. То есть на тот момент, учитывая, что один американский доллар равнялся 182 тенге, футболист должен был получать 30 510 долларов.
Далее, как подсчитали специалисты, с января по декабрь 2015 года Тагыбергену со всеми вычетами было перечислено 86,9 млн. тенге, тогда как он должен был получить 54,6 миллиона. В итоге переплата составила 32,3 млн. тенге.
То же самое произошло и с зарплатами остальных четырех игроков. Так, Валерию Коробкину по договору определили зарплату в 5 млн. 983 тыс. тенге в месяц. Но с января 2015 года она выросла до 7 млн. тенге, а после дополнительного соглашения - сначала до 9,1 млн., а позже до 12 млн. 650 тыс. тенге. При этом на момент подписания этих документов курс доллара составлял 253 тенге. Стало быть, зарплата Коробкина была на уровне 50 тыс. долларов США. Правда, в отличие от того же Тагыбергена переплата Коробкину составила чуть более 2,5 млн. тенге.
Такие же претензии и к остальным трем ответчикам. Переплата Юрию Логвиненко с изначальным окладом в 4 млн. 170 тыс. тенге в месяц после дополнительного соглашения составила свыше 39 млн. тенге, Марату Хайруллину - 68 млн. 678 тыс. тенге, а Сергею Хижниченко - 35 млн. 505 тыс. 447 тенге.
Суммировав все переплаты, истцы пришли к выводу, что вышеуказанным пяти игрокам излишне было выплачено чуть больше 213 млн. тенге.
Что касается части выплаты компенсации при расторжении трудового договора с футболистами, клуб тоже допустил излишние траты. Причем основания для компенсаций не указывались либо были такими, какие не предусмотрены Трудовым кодексом Казахстана. За расторжение трудового договора по обоюдному согласию, например, клубом была предусмотрена выплата многомиллионной компенсации. Шабалину, к примеру, 18 млн. тенге, Логвиненко - 35 млн., Хижниченко - 224,7 тыс. долларов. Правда, выплачена она была лишь Антонову и Коробкину - 55,7 млн. на двоих. Остальным, судя по всему, клуб тоже должен был заплатить, раз просил суд признать эту часть договора, предус­матривающую выплату компенсации, недействительной.
Однако не успели в суде как следует приступить к рассмотрению иска, поданного облспортом и финуправлением, как его отозвали.
Футбольные люди вздохнули с облегчением по этому поводу. Ни для кого не секрет, что этот иск являлся способом затягивания времени. Упомянутые игроки, как и ряд других, уже несколько лет пытаются вернуть деньги, которые им совершенно добровольно задолжал “Актобе”. Претензии прошли через все футбольные инстанции и оказались в ФИФА.
Международная федерация футбола в этом году уже наказывала актюбинскую команду. За долги с “Актобе” было снято шесть очков и введен запрет на регистрацию новых игроков. Но долги от этого меньше не стали. На горизонте новые санкции. ФИФА уже предупредила об этом Казахстанскую федерацию футбола. И тут два областных управления решили, что они самые умные - подали иски на игроков, которым сами как учредители клуба должны.
Да, в Казахстане запрещено в трудовых договорах делать привязку к доллару. Но это нарушение допустили не футболисты, а прежнее руководство клуба вместе со своими учредителями. По закону в таких случаях нарушители и должны за свой счет устранить нарушение. То есть вернуть в бюджет деньги, которые насчитала проверка.
В этой истории есть еще один момент, который не красит гос­органы Актюбинской области, при молчаливом согласии которых в команде с 2013 по 2017 год накопились миллиардные долги. Дело в том, что абсолютно типовые договоры заключались со всеми игроками и тренерами, а иск был подан только к тем футболистам, которые потребовали от клуба исполнения обязательств перед собой.
Причина отзыва тоже известна. Руководство Казахстанской федерации футбола сумело объяснить акиму Актюбинской области Бердыбеку САПАРБАЕВУ, что линия защиты, выстраиваемая его подчиненными в судах, не только неверна, но и губительна для клуба. И хорошо, что аким это понял.
По регламенту ФИФА все футбольные споры должны решаться в специальных подразделениях федерации, а не в обычных судах. Тем, кто не соблюдает эти правила, грозят серьезные санкции. Причем наказать могут не только прямого нарушителя, но и Национальную федерацию футбола. Например, ФИФА в худшем варианте развития событий может не только отстранить актюбинцев от участия в чемпионате страны, но и приостановить членство КФФ в Международной футбольной федерации.

Объясняя причины отзыва иска, руководитель управления физкультуры и спорта Актюбинской области Мейрамбек МАХАМБЕТОВ (на снимке) был весьма лаконичен.
- У нас там дополнительные моменты появились, мы будем вести переговоры отдельно с каждым футболистом, каждым агентом, - рассказал журналистам Мейрамбек Жанболатович.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото с сайта ФК “Актобе” и из соцсетей, Актобе

Поделиться
Класснуть

Свежее