Триатлонистом быть модно
Впервые прошедший в Алматы этап Кубка Азии по триатлону довольно неожиданно собрал большую аудиторию зрителей. Одни пришли на соревнования специально, а другие, прохожие, увидев в озере Сайран красиво плывущую группу в черных комбинезонах, невольно стали свидетелями исторического для города старта. Действительно, для многих алматинцев этот олимпийский вид спорта до сих пор в диковинку. Ведь многие годы центром подготовки “железных людей” был Кокшетау. А уж потом триатлон перебрался в Шымкент и Астану. И вот сейчас, похоже, и Алматы делает серьезную заявку на популярность этого жесткого, техничного, красивого и в меру экстремального вида спорта, включающего в себя плавание, велоспорт и легкую атлетику.
О дебютном в Алматы открытом Кубке Азии и олимпийских перспективах казахстанских триатлетов газете “Время” поведал исполнительный директор Казахстанской федерации триатлона Асылжан ДОСТИЯРОВ (на снимке).
- Как, по-вашему, прошел Almaty Asian Cup-2018? Какие оценки получил от участников соревнований и делегатов Азиатской конфедерации триатлона?
- Все, начиная от приезда атлетов, организации тренировочного процесса и проведения самих соревнований, было на хорошем уровне. Спортсмены остались довольны. Представители азиатской конфедерации поставили нам отлично. Но мы, как организаторы, знаем, какие моменты следует улучшать: работу полиции, дорожных служб. Случались казусы при перекрытии движения, пешеходы не вовремя появлялись на трассе… Все это мы учтем в будущем.
- Сайран - один из самых грязных водоемов Алматы и, наверное, всего Казахстана. Вам не кажется, что было опасно для здоровья спортсменов проводить здесь плавательный этап?
- Не могу разделить вашего мнения, что это самое грязное озеро. Это обычный городской водоем с хорошим пляжем. Если бы озеро было непригодно для отдыха, то, наверное, и пляжа бы не было. И потом, по регламенту проведения соревнований Азиатской конфедерации триатлона организаторы должны предоставить анализ проб воды на содержание различных бактерий, опасных для здоровья спортсменов. Санэпидемстанция произвела забор воды. Анализы были в норме. Да и мы сами, организаторы Кубка Азии, на второй день, когда состязались любители, приняли участие в старте, доказав, что озеро пригодно для проведения соревнований.
- И все же, почему именно Алматы? Не лучше ли было провести этап Кубка Азии в Капшагае, где вода почище, да и вообще это курорт, на котором любят отдыхать казахстанцы и даже россияне?
- Правильный вопрос. Но на него есть ответ. Международный союз триатлона и его континентальное подразделение во главу угла ставят развитие международного спортивного туризма. Спортсмены должны не только выступать на соревнованиях, но и в свободное время осматривать местные достопримечательности, знакомиться с культурными ценностями, попробовать национальную кухню. В Алматы это все есть. И никуда ехать не надо. Поэтому при наличии водоема в городе предпочтение при определении места соревнований рекомендовано отдавать именно городским районам. Капшагай мы рассматривали, но это был бы крайний случай…
- Отсюда следует, что Кубок Азии по триатлону в Алматы будет традиционным?
- Мы однозначно будем подавать заявку. Причем хотим, чтобы этап Кубка Азии прошел не только в Алматы, но и в Шымкенте. А этап Кубка мира - в Астане. Но это все будет зависеть от технической комиссии Международного союза триатлона. Мне кажется, что Алматы хорошо себя зарекомендовал в этом году. Поэтому надеемся на положительное решение ITU. А в перспективе, думаю, можно будет здесь провести и этап Кубка мира. Главное, чтобы акимат города не перестал следить за состоянием Сайрана.
- А спортивные итоги алматинского этапа Кубка Азии вас удовлетворили?
- В принципе, удовлетворили. То, что у женщин первые два места займут японки, было прогнозируемо: у Японии в Азии самый высокий рейтинг в триатлоне. Да и в мире сразу четыре атлетки из Страны восходящего солнца входят в топ-10. У них в Японии жесточайшая конкуренция. Наша Арина ШУЛЬГИНА в этот раз остановилась в шаге от пьедестала, но заработала рейтинговые очки. А вот в соревнованиях мужчин мы ожидали призовое место, потому что у нас много сильных спортсменов. А Аян БЕЙСЕНБАЕВ - сильнейший из них! Но тут у него что-то не заладилось (17-е место. - А. Т.). Зато удивили Темирлан ТЕМИРОВ и Мейрлан ИСКАКОВ. Они вошли в десятку и завоевали рейтинговые очки.
- Женский триатлон в Казахстане слабее мужского?
- Наши женщины никогда не показывали на международной арене таких высоких результатов, какие выдавал, скажем, Дмитрий ГААГ. Но сейчас мы видим, что те же Ашраф КАМАЛОВА и Надежда БЕКМАГАНБЕТОВА очень достойно себя здесь показали. Мы на них надеемся. Тем более что на Олимпиаде в Токио впервые будут разыгрываться медали в смешанной эстафете. Мы будем готовить команду для этой новой олимпийской дисциплины и, надеюсь, завоюем лицензии.
- Бывшая россиянка Арина Шульгина принимает наше гражданство. Когда она сможет выступать под казахстанским флагом?
- Со следующего сезона она сможет представлять Казахстан. Хотя мы и сегодня заявляем ее как члена сборной нашей страны. У нее сейчас трансфертный период. Поэтому она выступает под флагом ITU. Но все завоеванные Ариной очки идут на ее личный счет. А когда она официально станет нашей гражданкой, все эти очки пойдут в копилку сборной Казахстана. Так что она и сейчас фактически работает на нас. Причем Шульгина - это единственный легионер, которого мы пригласили именно под смешанную эстафету. Молодые девочки смотрят на нее и учатся. Многие, тренируясь рядом с Ариной, улучшают результаты прямо на глазах.
- У Шульгиной есть шанс попасть на Олимпиаду-2020 в индивидуальном зачете?
- Конечно, это сложно. Но она пытается набирать очки. Выиграла этапы Кубка Азии в Таиланде и Чолпон-Ате, стала четвертой в Алматы. Шансы есть. Тут все зависит от многих обстоятельств, в том числе и от самой Арины. Но она очень мотивированна. Мечтает поехать на Олимпиаду.
- А еще кто-нибудь, кроме Арины, может отобраться в Токио?
- Вполне. Те же Бейсенбаев, Темиров, Искаков, КОНЫСБАЕВ, ПИВОВАРОВ. Громких заявлений делать не буду. Но мы надеемся, что кто-нибудь из них поедет в Токио.
- Раньше, когда триатлон только стал олимпийским видом спорта, в Казахстане была сделана ставка на профессиональное развитие этого вида спорта. А сейчас триатлоном у нас больше занимаются любители в свободное от основной работы время. Это хорошо для его развития как олимпийского вида спорта или плохо?
- Это хорошо. Откуда взяться резерву национальной сборной, если родители не будут приводить своих детей в секции триатлона. Поэтому нынешнее массовое увлечение взрослых людей триатлоном обязательно повлияет и на выбор их сыновей и дочерей. Работа по популяризации триатлона имеет важную долгосрочную цель - вырастить новых чемпионов.
- Массовость - это хорошо. Но триатлон - дорогой вид спорта. Гидрокостюм, велосипед, кроссовки… Это же бешеные деньги!
- Вы правы. Но государство это понимает. Поэтому три состава национальной сборной - взрослый, молодежный и юношеский (а это 24 человека) - находятся на его полном обеспечении. Хочешь быть в сборной - выдержи конкуренцию. И одним из наших требований к региональным федерациям является открытие как платных, так и бесплатных детских секций. Оттуда будем выбирать самых перспективных триатлетов и переводить их в специализированные детские спортивные школы.
- Наш самый знаменитый триатлонист Дмитрий Гааг трудится на благо триатлона России. А вы не пробовали его вернуть на родину? Ведь тренеры нам очень нужны…
- Мы с ним разговаривали. Показали ему нашу программу развития триатлона. Ему понравилось. Он проявил интерес. Обещал подумать и вернуться к этому разговору несколько позже…
Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы