2114

Бич-волей для железных людей

Прошедший апрель стал, наверное, одним из самых удачных в спортивной карьере известных казахстанских бич-волейболисток Татьяны МАШКОВОЙ и Ирины ЦИМБАЛОВОЙ. Ведь они совершили то, чего никогда не удавалось сделать ни одной нашей паре из пляжного волейбола, а именно стать серебряными призерами Мирового тура! Вдобавок ко всему буквально через две недели эти красавицы выиграли еще и Азиатский тур. И это при том, что к этому невероятно красивому олимпийскому виду спорта в Казахстане, мягко сказать, отношение прохладное.

Сразу по возвращении наших волейболисток домой корреспонденту “Времени” удалось встретиться с безоговорочным на протяжении многих лет лидером казахстанского бич-волея Татьяной Машковой.
- Скажи честно, ты сама удивлена такому успешному выступлению вашей с Ирой пары в Таиланде и Вьетнаме?
- Немного да. Ведь мы с Ирой больше года не выступали вместе. Особенно удивил наш результат в Мировом туре. Очень сильный там был состав. А вот наша победа в Азиатском туре хоть и порадовала, но совсем меня не удивила. Во-первых, мы его и раньше выигрывали. А во-вторых, участвовали в нем не самые сильные пары - лучшие уехали на Мировой тур в Китай.
- За счет чего, по-твоему, удалось добиться такого прекрасного результата?
- Поскольку у нас нет возможности в межсезонье тренироваться на песке, пришлось играть в классический волейбол на чемпионате Казахстана. Это в любом случае лучше, чем просто ходить каждый день в тренажерный зал. Так что игровая практика нам помогла. А уже перед Мировым туром у нас было две недели тренировочных сборов в Таиланде на песке. Хорошо подготовились. Хотя две недели - это мало. Нужен как минимум месяц.
- А мне кажется, что такая искрометная игра в азиатском турне связана с возвращением в пару опытной Ирины Цимбаловой…
- Этот фактор, наверное, тоже сыграл свою роль. Для Иры это послужило стимулом. Она хотела доказать, что ее еще рано списывать со счетов.
- Кстати, почему год назад вас разъединили?
- У нас был точно такой же сбор перед азиатскими турами в Таиланде, на котором у Иры возникли проблемы со спиной. И мы вместе с нашим тренером Василием КУШТАЛОВЫМ решили, что мне срочно нужна новая партнерша. Так что замена Цимбаловой на Бахтыгуль САМАЛИКОВУ - это вынужденная мера, потому что нужно было отбираться на чемпионат мира. А для этого необходимы рейтинговые очки. И если из-за травмы Иры нам пришлось бы сняться с какого-то тура, о чемпионате мира можно было бы забыть. Вообще, это была инициатива Ирины. Она понимала, что из-за проблем со здоровьем может не потянуть. Кстати, мы с Бахой хорошо сыгрались, удачно выступили на нескольких турнирах и поехали на чемпионат мира, где заняли 17-е место среди 48 команд. А потом уже не было смысла что-то менять. Тем более что у Иры не было тогда возможности хорошо тренироваться. Вот так весь сезон мы с Бахой и провели.
- Тогда почему сейчас вас с Цимбаловой снова соединили?
- Вообще, мы планировали в этот раз пройти сборы двумя парами. И еще не знали, кто с кем будет играть. Но за две-три недели до сборов у Самаликовой обострилась старая травма уха. Пришлось делать срочную операцию. А это два месяца без тренировок. Но сейчас Баха восстановилась и начинает потихоньку тренироваться.
- А тебе с кем комфортнее находиться в “песочнице”?
- Сложно сравнивать. Они такие разные. Но мне с обеими комфорт­но. Просто с Бахой я всего один сезон отыграла, а Иру знаю давно…
- Есть шанс пробиться на Олимпиаду? И что для этого надо сделать?
- Если пробиваться на Олимпиаду через Азию, то для этого нам нужны как минимум две хорошие пары. А у нас есть только одна. У Самаликовой нет нормальной парт­нерши. А у той же команды Китая много равных по силам волейболисток. Так что нам желательно отбираться на Олимпиаду через мировой рейтинг. Достаточно попасть в 16 сильнейших - и дорога на Олимпийские игры открыта. Но для этого надо постоянно участвовать в Мировых турах, где можно заработать хорошие очки. И как показал турнир в Таиланде, нам это по силам. Но у нас, увы, нет финансовых возможностей для участия в Мировых турах.
- У вас раньше, помнится, был бразильский тренер, а сейчас родной, казахстанский. Разница есть?
- Большая. Сама организация тренировочного процесса другая. Раньше мы часто ездили на зарубежные сборы и тренировались с бразильянками и европейками. Каждый раз новый спарринг-партнер. Это стимулирует, потому что многому можешь научиться у других игроков. А сейчас такого нет. Тренироваться дома не с кем да и негде. А за рубежом был только один сбор - и тишина. Если так будет продолжаться, то мы далеко не уедем. У нас нет ни врача, ни массажиста, ни тренера по физподготовке, хотя раньше был. А у наших соперников одна пара тренируется, а ей десять человек помогают.
- А тебе важно, кто твой тренер: мужчина или женщина?
- По половому признаку - нет. Есть женщины, которые тренируют мужские пары и добиваются хороших результатов. Тут главное - взаимоотношение тренера и игроков, потому что не каждый тренер может найти подход к игроку, и не каждый игрок может воспринимать какого-то тренера. Психологический фактор очень важен. И языковой барьер тоже. Не всегда через перевод можно правильно донести суть сказанного.
- Но мужчиной, наверное, легче манипулировать?
- Не знаю (смеется)... Мне просто удобнее работать с тренером-мужчиной, потому что он может чисто физически больше помочь в тренировочном процессе, чем женщина. Ведь тренеру нужно целый день находиться на жаре или холоде рядом с игроками. А это тяжело. Кроме того, нужно быть с тренером на ты. Уважение, конечно, должно присутствовать, но не должно быть страха перед наставником. С мужчиной в этом плане общаться легче.
- На тренировках играете против мужчин?
- Раньше играли. Вообще, это очень хорошо, когда у женщин есть спарринг-парт­неры мужского пола. В Бразилии у каждой женской пары для тренировок есть свои мужчины-волейболисты. Они, может быть, не очень высокого уровня, но все равно физически сильнее женщин.
- Где больше нравится играть: на естественном песке возле моря или на насыпном в городе?
- На берегу моря - это реальный пляжный волейбол! С ветром, песком и солнцем. В городе тоже хороший песок, хотя и привозной. В Европе не всегда есть возможность проводить турниры на берегу моря. Но за счет хорошей организации они проводят турниры на высоком уровне. Собирают площадки и трибуны буквально за один день. Помню, играли в центре Амстердама напротив музея мадам Тюссо. Сейчас очень просто установить где-нибудь площадку для пляжного волейбола. При плохой погоде можно и надувную крышу сделать. Пушки установить, которые тепло гоняют. Даже подогрев песка есть. Вся Европа зимой дома сидит и никуда не выезжает.
- А нам крытый стадион для пляжного волейбола нужен?
- Конечно. У нас тоже лето не круг­лый год. Но в Казахстане и открытых площадок практически нет...
- Крупные международные соревнования по классическому волейболу в Алматы проходят постоянно, а по пляжному волейболу ничего нет. Тебе не обидно?
- Очень обидно. Но у нас почему-то считают, что пляжный волейбол - это дорогостоящий вид спорта. Это ошибочное мнение. Есть разница: два человека или целая волейбольная команда? Один раз, помнится, Азиатский тур проходил в Актау. И всем понравилось, хотя фешенебельных гостиниц и модных ресторанов в этом городе нет. Нам, пляжникам, вообще не нужны пятизвездочные отели.
- Ты уже много лет в спорте. Есть заветная цель?
- В этом году надо выиграть Азиатские игры и чемпионат Азии. На чемпионате мира хочется улучшить свой результат. Самый высокий пока - это место в десятке. А вообще мечтаю попасть на Олимпийские игры.
- Чем занимаешься в свободное время?
- Увлекаюсь фотографией. Я закончила несколько профессиональных курсов. Но делаю это не в качестве заработка, а просто потому что нравится. Еще люблю читать.
- Ты большую часть своей жизни проводишь, играя в волейбол на пляже. Интересно, как ты относишься к пляжному отдыху?
- Положительно. Отдыхать я люб­лю, особенно летом. Но я не люблю просто загорать. Этого добра у меня и так хватает, когда я играю. Мне нравится ездить на экскурсии, всегда хочется увидеть что-то новое...
- А куда хотела бы съездить?
- На Гавайи. Там я еще не была.
- Если бы ты оказалась на не­обитаемом острове, то какие три вещи взяла?
- А человека можно? Если да, то я бы взяла любимого мужчину (улыбается). Ну а если мужчину нельзя, то тогда книгу, карту острова и солн­цезащитный крем.
- А крем-то зачем?
- Без него никак нельзя. Я когда выхожу на площадку, обязательно мажусь кремом “плюс 50”. С ультрафиолетом не шутят. Возьмите бразильцев. Ни один из них не выйдет на корт даже в пасмурную погоду, предварительно не намазавшись солнцезащитным кремом.
- Реализовать себя в другой профессии не думала?
- Мне нравятся как творческие, так и точные науки, связанные с финансами. У меня и профессия “бух­учет”. Но это скучновато...
- А тренерская деятельность?
- Если к пляжному волейболу будет в Казахстане такое же отношение, как сейчас, то нет, увольте. Скажу так: может быть, но не в нашей стране.
- Есть в Казахстане молодые бич-волейболистки, которые наступают вам с Ирой на пятки?
- Если честно, нет. Наши молодые девочки сильно уступают своим зарубежным сверстницам. Оно и понятно: у них мало игр. А без этого не будет роста. И потом они не пытаются нас обыграть, а ждут, когда мы освободим им места.
- А до какого возраста можно играть на хорошем уровне в пляжный волейбол?
- Лет до сорока точно.
- Значит, еще десять лет ты точно будешь играть в сборной Казахстана?
- Видимо, да (смеется).Тут прежде всего важна физическая подготовка. Техника и тактика уходят на второй план. В пляжный волейбол играют только железные люди.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта volley.kz, Алматы.

 


Поделиться
Класснуть

Свежее