2097

И снова здравствуйте!

Зачем Джаксыбеков вернулся в футбол

Три последних года можно считать почти пустыми для развития казахстанского футбола. Почти - потому что вопреки всему происходящему был просвет в виде успехов “Астаны” и юношеской сборной. А во всем остальном перманентное сползание.

Национальная сборная скатывалась все ниже. Клубы в еврокубках, за исключением столичного, показывали блеклую игру и справедливо вылетали из борьбы на начальной стадии турнира, что говорит и о снижении уровня чемпионата. При этом средний возраст игроков становился все старше и старше, что наталкивает на мысль о бесперспективности этого вида спорта в нашей стране. Такое футбольное наследие досталось новому президенту Федерации футбола Адильбеку ДЖАКСЫБЕКОВУ, возглавившему ее во второй раз.

В футбольных кругах его ждали. Ведь ситуация усугублялась не только внутренними проблемами. В последнее время были приняты такие поправки в спортивное законодательство, благодаря которым футбол как вид спорта отнесли к третей категории, финансируемой по остаточному принципу. Когда заходила речь о том, что без тяжеловеса самая популярная игра в мире и в Казахстане обречена, то имелось в виду то, что некому отстаивать интересы футбола в кабинетах, где принимаются важные решения.
Первая проблема, которая, к сожалению, в общем списке даже не самая главная, а первостепенная лишь по времени, - отсутствие главного тренера у сборной. Но решать ее придется в первую очередь.
Во второй половине марта у нашей сборной уже начнутся товарищеские игры. А наставника нет. Причем нет не из-за того, что выбирать не из кого. Переговоры велись и ведутся с несколькими кандидатами. Но сегодня наши желания, к сожалению, не соответствуют возможностям. Бюджет федерации далеко не тот, что был еще три года назад. Причем дело не только в девальвации.
Один из постоянных спонсоров КФФ - фонд “Самрук-Казына” - сейчас проходит стадию транс­формации, в ходе которой оптимизируются непрофильные расходы. А это значит, что Джаксыбекову придется искать иные источники, чтобы федерация смогла оплачивать услуги тренера, который не для галочки, а мог бы быть полезным сборной.
Другая проблема - это уже упомянутые поправки в законодательство.
Доведение финансирования до третьесортного уровня ударит прежде всего по детскому футболу. Сейчас при каждом клубе Премьер-лиги в обязательном порядке действует детский футбольный центр. Создавались они повсеместно еще во время первого президентства Джаксыбекова. Тогда ему удалось переговорить со всеми акимами и заключить своего рода джентльменское соглашение - акиматы гарантируют финансирование необходимого количества детских тренеров с зарплатой 150 тысяч тенге в месяц. По тем временам это был прорыв. Ранее в детском футболе работали только энтузиасты и те, которым вообще некуда было деваться, получая за возню с детьми по 40-45 тысяч тенге. Бывшие футболисты в регионах даже сняли бутсы с гвоздя, старались получить тренерскую лицензию, так как 150 тысяч равнялись тысяче долларов и являлись хорошим доходом.
Благодаря этому в стране выросло около десятка подающих надежды молодых футболистов. Но потом было несколько девальваций. Затем кое-где подзабыли о джентльменском соглашении. В итоге за последние три года количество работающих квалифицированных детских наставников резко пошло на убыль.
Клубы, которым пришлось искать, на чем экономить, сократили расходы, которые никак не отражались на сиюминутных результатах. Поэтому теперь и 150 тысяч тенге платят далеко не каждому детскому тренеру. Да и сами центры существуют лишь для галочки. Ну или почти. Например, карагандинское футбольное поле каждую зиму становится городским катком, а это значит, что дети из центра “Шахтера” всю зиму лишены возможности играть в большой футбол, даже если позволяет погода. И это происходит не только там.
В этом случае хочется вспомнить одного из предшественников Джаксыбекова, обещавшего завалить всю страну бюджетными манежами, которые так и остались в прожектах. Манежи, судя по всему, тоже придется продавливать новому президенту.
После своего избрания Адильбек Джаксыбеков, поблагодарив футбольную общественность за доверие, еще раз напомнил, что без сильного чемпионата достойной сборной не может быть. Но сильный чемпионат - это уже не данность, а очередная цель, которую ему опять же придется достигать.
Спортивные СМИ следят за трансферной политикой “Астаны”. Впервые в истории отечественного футбола столичный клуб смог продать футболиста Джуниора КАБАНАНГУ за два миллиона долларов. Есть аналогичный интерес со стороны богатых клубов к другому нападающему - Патрику ТВУМАСИ. Дальше этих фактов никто не хочет копать. А если бы кто-то копнул, то узнал бы, что эти продажи делаются не ради финансовых рекордов.
Просто на сегодняшний день у “Астаны” нет даже утвержденного бюджета. Это тоже следствие проводимой оптимизации расходов в “Самруке”. На вырученные от трансферов своих лидеров деньги клуб живет и готовится к 1/16 финала Лиги Европы с португальским “Спортингом”.
На момент подготовки материала на этот матч, несмотря на то, что он состоится в зимний день да еще и в неудобное для казахстанцев время, было продано уже 22 тысячи билетов. Скорее всего, на игру соберется полный 30-тысячный стадион. Но также, скорее всего, это будет лебединая песня астанчан. В следующем чемпионате страны, который стартует уже менее чем через месяц, клуб, конечно, будет бороться за высокие места в турнирной таблице, как, например, “Ордабасы” или “Тобол”. Но без равноценных ушедшим лидерам игроков “Астана” - это уже не проект международного уровня. А без второго сильного участника Премьер-лиги в дополнение к “Кайрату” нормального чемпионата не будет.
“Самрук” тоже понять можно. До этого года система финансирования клуба выглядела довольно странно. Спортивные деньги шли сначала в корпоративный трас­товый фонд, который арендовал офис за 65 миллионов тенге в год да нанимал служебные машины по цене 600 тысяч тенге в месяц (эти цифры указаны в плане закупок фонда на 2018 год). Затем из этой прокладки финансирование шло в самруковский мультиспортивный клуб, где собраны боксеры, баскетболисты, хоккеисты, велосипедисты, автогонщики, который тоже не экономил на себе любимом. Лишь потом деньги доходили непосредственно до “Астаны”.
Сейчас новое руководство “Сам­рук-Казыны” пытается упорядочить неразумные траты. Вполне возможно, что в будущем вообще откажется от них. Но на “Астане” в нынешнем году эта ситуация отразится в любом случае. В марте надо подавать отчетность в УЕФА, в котором должен быть и финплан. А без утвержденного бюджета никаких финпланов не бывает.
То есть если нужен сильный чемпионат, то надо думать, как сохранить “Астану”. По моим данным, один из вариантов - это переезд клуба в южную столицу. Примерно так же, как недавно спасли карагандинский футзальный “Тулпар”, передав его на баланс спортуправления Алматинской области.
Алматинцы, конечно, выиграют от того, что в городе может появиться конкурент частному “Кайрату”, а заодно и зародиться традиция настоящих дерби. Но базирующийся в Алматы клуб с названием “Астана” - это, конечно, похоже на бред. Его придется менять. А менять уже раскрученный бренд - это тоже бред.
Джаксыбеков, когда уходил в отставку в 2014 году, говорил, что это решение обусловлено его назначением на должность акима столицы, в которой есть футбольный клуб. А в связи с этим он не может быть беспристрастным. Сейчас же, если он будет беспристрастным, в столице вместо проекта с международными задачами появится команда уровня павлодарского “Иртыша” - легендарная в прошлом, но ныне способная то выстрелить, то провалиться.
Ну и главная задача - это, конечно, отстаивание интересов всего казахстанского футбола на очень высоком уровне. Так как поправки в законодательство с ранжированием видов спорта не отражают современных реалий, мы можем потерять этот вид спорта вообще. А ведь у нас в стране, как и во всем мире, именно футболом народ интересуется активнее всего.
От себя же хочется подсказать новому президенту КФФ уже в этом году продавить в регламенте чемпионата требование о наличии в заявке каждого клуба хотя бы пяти собственных воспитанников. Не казахстанских, а именно клубных. Может быть, это позволит через пару лет омолодить составы команд, в которых уже 30-32-летние игроки перестали считаться ветеранами.

Игорь НЕВОЛИН, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть