2688

Обновляй и властвуй

28 ноября 2016 года казахстанский футбол получили в управление на 4 года Каныш Аубакиров и Сеильда Байшаков.

Накануне первой годовщины двуглавого управления казахстанским футболом на сайте КФФ (так с октября официально именуется ФФК) наконец-то появился текст неоднократно переписываемого за последнее время устава федерации. И это, пожалуй, единственное достижение номинального президента Сеильды БАЙШАКОВА и реального руководителя - генерального секретаря Каныша АУБАКИРОВА. Правда, стало оно возможным не по доброй воле, а лишь под давлением спортивных СМИ.

Теперь, опираясь на документ, утвержденный не УЕФА (как некогда вешал лапшу на уши порталу nur.kz Каныш Аубакиров), а удостоверенный астанинским нотариусом Мариной ПАЩЕНКО, мы можем уже однозначно говорить, что генеральный секретарь, единолично подписавший устав, год провел с пользой. Для себя любимого. В результате скандалов и многочисленных кадровых рокировок его власть стала почти абсолютной.
По уставу “от Аубакирова” именно на генсека возложены все кадровые и финансово-имущественные вопросы. Кроме того, он формирует штатное расписание федерации и разрабатывает для всех должностных лиц функциональные обязанности, а также меняет руководство региональных представительств и координирует деятельность всех постоянных и специальных комитетов федерации. Он же накладывает и снимает взыскания.
Но генсеку, видимо, и этого показалось мало, так как он решил подмять под себя еще и функции пресс-секретаря и теперь лично отвечает за взаимодействие со СМИ, как написано в уставе, “по вопросам публикации материалов КФФ”. Кстати, за 365 прошедших дней - возможно, как раз из-за этого - в КФФ сменился уже четвертый (!) пресс-секретарь.
А чтоб самому никогда не меняться, генеральный секретарь федерации назначается и освобождается исполкомом, который в нынешнем составе никогда не проголосует против Аубакирова, так как был сформирован под его чутким руководством. Для этого даже пришлось сокращать численность этого рабочего органа с 25 до 13 человек, среди которых теперь осталось всего три-четыре члена, не подотчетных генеральному секретарю, то есть способных на самостоятельное голосование.
К слову, из-за этого Казахстан потерял возможность иметь своего представителя в исполкоме УЕФА. На эту выборную должность небезосновательно претендовал председатель наблюдательного совета ФК “Кайрат” Кайрат БОРАНБАЕВ. Но как только в рамках аубакировской чистки его исключили из членов исполкома Казахстанской футбольной федерации, шансы улетучились. Дело в том, что по регламенту УЕФА в исполком европейской ассоциации могут быть избраны или руководители национальной федерации, или члены ее исполкома.
Тем временем стало понятно, что истинная причина годичного отсутствия устава в свободном доступе не в том, что документ якобы должен согласовываться в УЕФА, а в том, что во всей огромной европейской футбольной семье только у нас президент никто, а генеральный секретарь - первый после Бога.
Во всех остальных федерациях генсек нужен для обеспечения ее жизнедеятельности и проведения мероприятий: следить, чтобы на совещаниях правильно были расставлены таблички с фамилиями должностных лиц да количество стаканов для минералки совпадало с числом приглашенных участников. Конечно, я немного утрирую. Генсеки еще отвечают и за материально-техническое обеспечение национальных сборных всех возрастов. У нормальных генеральных секретарей тоже работы немало. Но тем не менее президенты везде главнее всех остальных должностных лиц федерации.
Кроме того, в новом уставе (последние изменения вносились 12 октября этого года) урезаны полномочия не только отдельных функционеров, но и целых структур. Так, например, не прописаны полномочия и задачи Профессиональной футбольной лиги, которая де-факто отвечает за проведение всех внутренних футбольных турниров. Теперь получается, что или чемпионат у нас был нелегитимным (завершился уже после введения последних поправок), или Профессиональную футбольную лигу следует разогнать, чтобы не тратить на нее деньги.
А в предыдущей редакции устава ПФЛК упоминалась. Почему теперь ее нет, мы можем только догадываться, так как КФФ ничего до сих пор не прокомментировала по этому поводу.
На мой взгляд, все упирается, скорее всего, в деньги. Дело в том, что ПФЛК проводит чемпионат и собирает на его нужды заявочные взносы с клубов. В Премьер-лиге, например, каждый клуб платит около 35 миллионов тенге в год. Кроме того, с прошедшего сезона финансово состоятельные команды могли регистрировать в заявке большее число легионеров, чем положено по регламенту (восемь может быть в заявке и шесть одновременно на поле в обычном случае). Этим правом в 2017 году воспользовались “Астана”, “Ордабасы”, “Кайрат” и “Актобе” на довольно приличную сумму - свыше 200 миллионов тенге. Кроме того, к завершившемуся чемпионату впервые за всю историю казахстанского футбола проявили интерес не назначенные, а вполне себе рыночные спонсоры. Сумма контракта за упоминание бренда во время трансляций где-то в пределах полумиллиона долларов. Все это шло в ПФЛК. Теперь, раз в уставе написано “КФФ организует и проводит чемпионаты, первенства, турниры, кубки, суперкубки”, то и деньги должны идти напрямую федерации.
А как там умеют тратить деньги, газета “Время” неоднократно рассказывала: то абсолютно непрозрачно нанимают главного тренера национальной сборной с миллионным окладом, то через родственные турфирмы фрахтуют такие чартеры, на которых летать или опасно, или просто смешно. А кто отвечает за финансы и имущество - читай выше.
Что касается не административных, а чисто футбольных итогов года двуглавого правления хозяйством, то за это время Казахстан в рейтинге ФИФА скатился с 98-го места на 136-е. Мы, конечно, и раньше звезд с неба не хватали, но столь крутое и стремительное пике - это все-таки тонкий намек на жирные обстоятельства. В cтране Великой степи далеко не всегда две головы лучше одной. Тем более если одна из них абсолютно нефутбольная.
Наша газета неоднократно пыталась доказать буквально на пальцах, что если главный человек в футболе - генеральный секретарь, то его и надо избирать, а президента вообще упразднить. Но если избираем президента, то он должен обладать не только всей полнотой власти, но и аналогичной ответственностью за все происходящее в спорте номер один. А то даже не с кого спросить за провалы. Поэтому и понятна боль ветеранов футбола, которые от безысходности и беспросветности пишут письма “на деревню дедушке” о возвращении “на хозяйство” нынешнего главы администрации президента Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА (см. “Никто, кроме него?”, “Время” от 11.11.2017 г.).

Игорь НЕВОЛИН, фото Романа Егорова и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть