Айдар Шарибаев: Я нашёл свой аэродром

Имя этого боксера еще не так раскручено в Казахстане, как, скажем, Каната ИСЛАМА, который собирает у нас полные спортивные арены. Но в США его называют вторым GGG, а такое сравнение дорогого стоит. Речь идет о 27-летнем казахстанском боксере Айдаре ШАРИБАЕВЕ, который одержал шесть побед на профессиональном ринге. Последний его бой за вакантный пояс WBA NABA в легкой весовой категории должен был быть титульным. Но в последний момент претендент на этот титул американец Зак РЭМСИ дал заднюю, и чемпионский поединок был заменен на рейтинговый, что, впрочем, не спасло нового противника Айдара от нокаута.
- По какой причине сорвался твой чемпионский бой с Заком Рэмси? Кто виноват в этой истории?
- Рэмси ранее боксировал в более тяжелой весовой категории, а титульный бой должен был состояться в моем весе (до 61,2 кг). Все было согласовано. Контракт был подписан. Но после этого его команда стала тщательно изучать меня. И они поняли, что я им не по зубам. Проигрывать они, естественно, не хотели и нашли причину отказаться от боя: мол, у Рэмси проблемы с весом. Но это, честно говоря, несерьезное оправдание. Правда, они предложили другой вариант. Помните предысторию боя ГОЛОВКИНА и ДЖЕЙКОБСА. Американец не стал взвешиваться перед поединком, что автоматически повлекло и его отказ от пояса. Даже если бы он победил, титул бы не получил. Но тут есть хитрость, о которой знают все боксеры. Ты набираешь вес и становишься намного тяжелее своего соперника. Поэтому у Головкина и были большие проблемы с Джейкобсом. То же самое хотел сделать и мой противник. Но я эту шахматную задумку разгадал. И сказал: “Нет, будем драться только в моем весе, как договаривались”.
- А как возник вариант с никарагуанцем Орландо РИЗО и почему этот бой не сделали титульным?
- Я готовился к бою. Был в хорошей форме. И мне надо было обязательно отбоксировать. Срочно стали искать соперника, который, как и я, неожиданно лишился соперника. Нашли Орландо Ризо. Договорились. У него было 28 боев и 19 побед. Но последний поединок он проиграл, поэтому по правилам не мог боксировать за пояс.
- Бой получился для тебя легким?
- Да, три нокдауна и нокаут в седьмом раунде.
- Помнится, ты говорил: “Чтобы быть лучшим, надо драться с лучшими. У меня нет времени на бои с таксистами”. Так Ризо таксист или боксер?
- Все познается в сравнении. Многие наши боксеры-профессионалы в прямом смысле с таксистами боксировали. По сравнению с ними Ризо - очень хороший боксер. У него 19 побед! А я всего провел шесть поединков на профи-ринге. И за это время вышел на 132-ю позицию из 220. У многих наших ребят такой рейтинг был только после 20 боев. Американцы удивляются, говорят: у тебя космическая скорость.
- Твой менеджер Рикардо РИЗЗО случайно не родственник Орландо Ризо?
- Нет. Рикардо лучший матчмейкер WBC и WBA. Он организовал 87 титульных боев за пояс чемпиона мира. Он работал с Майком ТАЙСОНОМ и Мохаммедом АЛИ. Риззо мне сказал: “Ты будешь у меня 88-м чемпионом мира”. Он специально из Майами полетел в Чикаго на мой бой, чтобы понять, делать на меня ставку или нет. После боя сказал: “Все, будем работать, буду искать тебе сильных противников, чтобы ты побыстрее стал чемпионом”.
- А насколько быстро он планирует слепить из тебя чемпиона?
- Мне сказали, что я боксер уже подготовленный. У меня за плечами как минимум 250 боев на любительском ринге. Такими темпами уже в следующем году я должен войти в первую десятку по одной из версий. А это значит, что смогу драться за титул чемпиона мира. Но для начала я хочу провести бой в Астане во время ЭКСПО за титул интерконтинентального чемпиона.
- Это правда, что после боя с мексиканцем Габино КОТОЙ тебя назвали вторым GGG?
- Да. Восемь лучших боев вечера бокса во Флориде транслировала известная телекомпания “Телемундо”, которую смотрят испаноговорящие американцы. Мой бой выбрали первым. Я им был интересен. Во-первых, из Казахстана. Во-вторых, я боксирую совсем по-другому. Мексиканцы - панчеры. Но фантазии у них мало. А казахстанские боксеры известны не только своей храбростью, но и тактической выучкой. Комментатор сказал: “Это же второй GGG! Только маленький” (смеется).
- Ты неожиданно уехал в США. У тебя там новые кубинские тренеры Осмири ФЕРНАНДЕС и Лазаро ХИМЕНЕС. Они тебя многому научили? Переделали твой стиль, который был у тебя в любителях?
- Я тренировался в США четыре месяца. За такой короткий срок резко менять что-то в боксере опасно, ведь стиль складывается годами. Тренеры мне это объяснили, сказав, что все будут делать плавно, чтобы не навредить. Они научили меня, как распределять свои силы на много раундов. Мы много работали над выносливостью. Казахстан - боксерская держава. Но в США совсем другой подход к боксу и системе тренировок. Я уже 15 лет в боксе, но только сейчас начинаю понимать бокс.
- В США ты спарринговал с двумя олимпийскими чемпионами - британцем Люком КЭМПБЕЛЛОМ и кубинцем Юриоркисом ГАМБОА. Как они оценили твой уровень? И можно ли их бить?
- Я бы сказал: не можно, а надо уже их бить. Нет непобедимых боксеров. Всех можно обыгрывать. Именно после спаррингов с ними у меня появилась уверенность, что могу стать чемпионом мира. Главное - верить в себя и пахать. Да, они хорошо отзывались обо мне. Кэмпбелл позвал меня в Англию. Хочет там вести со мной спарринги. А Гамбоа назвал меня казахским конем. Ну, во-первых, потому, что я ем казы (смеется), у них-то это не принято. А во-вторых, потому, что я выносливый, как конь.
- Ты считаешь себя нокаутером?
- А как же! Шесть боев - пять нокаутов. Да, меня и в любителях считали нокаутером. Тренеры говорили, что я по своей манере больше профессиональный боксер, чем любитель. Мне три раунда было мало. И я всегда рисковал. Мог красиво выиграть, но мог и по очкам проиграть.
- И все-таки объясни, почему ты так рано ушел из любительского бокса? Ведь у тебя там неплохо все получалось.
- В моем весе до 64 кило в сборной Казахстана была очень хорошая конкуренция. И я скажу, что не уступал никому в этой конкуренции. Но, понимаете, двух-трех человек одного веса не повезут на Олимпиаду. А ты четыре года готовишься к ней, мечтаешь. А потом раз - и не попал. Обижаться тут ни на кого не надо. Лучше другой аэродром поискать. А в нашем спорте он есть - это профессиональный бокс. И я понял: раз с Олимпиадой не получается, надо уходить в профи. А почему нет? Это не менее престижно. Головкин был финалистом Олимпийских игр, и кто его знал? Только специалисты бокса. А теперь его знают все. И знают, что он из Казахстана. Так что профессиональный бокс - это не только большой бизнес и шоу, но и отличный шанс прославить свою страну. И ради этого стоит пахать.
Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта diamondring.kz, Алматы

Александр ТРОФИМОВ