Игра в стратегию
Футбольный клуб “Кайрат” исключен из списка приватизируемых структур как важный стратегический объект
В декабре 2015 года постановлением правительства № 1141 ТОО “Футбольный клуб “Кайрат” в числе прочих 63 дочерних и зависимых предприятий нацфонда “Самрук-Казына” было включено в перечень приватизируемых объектов. По этому документу непрофильный актив фонда должен был быть продан еще в 2016 году. Однако вместо этого в названное постановление внесли изменения, и, по словам директора департамента по приватизации и реструктуризации активов АО “ФНБ “Самрук-Казына” Даурена ТАСМАГАМБЕТОВА, кайратовцы (неожиданно для общественности) попали в другой перечень из семи предприятий, где решено сохранить государственное участие из стратегических или социально-экономических соображений.
Что увидели чиновники стратегического в футбольной команде, нам, простым смертным, видимо, не дано понять. Возможно, в “Самруке” так отреагировали на президентскую критику по поводу затянувшейся приватизации.
- Ни одной транснациональной компании, ни одних серьезных инвесторов нет в приватизации. Почему? Опять все сами будем выкупать, да, Умирзак? - упрекал Нурсултан НАЗАРБАЕВ главу Фонда национального благосостояния Умирзака ШУКЕЕВА в феврале этого года на расширенном заседании правительства.
Тем временем портал “Информбюро” приводит версию самруковцев, якобы напугавшихся санкций УЕФА из-за приватизации клуба: “Существовал риск дисквалификации футбольного клуба из розыгрыша Кубка Лиги Европы”.
Такие санкции действительно существуют, но они относятся к несоблюдению принципов финансового фейр-плей, а не к приватизации. Никакому собственнику никакая футбольная ассоциация не запрещает продавать, дарить, передавать в управление свои клубы. А вот к деньгам там относятся действительно трепетно. Столичной “Астане”, например, уже второй год запрещено покупать футболистов, так как клуб все никак не научится зарабатывать больше, чем тратить. Но никто ее из числа участников еврокубков не исключал. Кстати, “Астану” - самый богатый казахстанский футбольный клуб - тоже содержит “Самрук”!
Что же касается изменений в постановление правительства № 1141, то кайратовцы, над которыми тень приватизации маячит с разной интенсивностью оттенков серого последние года четыре, сумели-таки продавить собственное исключение из списка, дабы и дальше жить безбедно за государственные деньги. Ведь тот, кто владеет, тот, как известно, и содержит.
В данный момент у “Кайрата” два собственника - 30-процентной долей по-прежнему владеет Алматинский акимат, переуступивший шесть лет назад остальную часть клуба совместному казахстанско-российскому предприятию “КазРосГаз”, учрежденному на паритетных условиях “КазМунайГазом” и “Газпромом”. В таком виде клуб и попал в дружную и богатую семью “Самрука”, деля с ним все тяготы мирового финансово-экономического кризиса и бюджет.
Когда в учредители заходил “КазРосГаз”, планировалось (или, во всяком случае, обещалось на словах), что “Кайрат” станет первым частным профессиональным клубом в стране. Долгое время глава попечительского совета ФК Кайрат БОРАНБАЕВ с подачи симпатизирующих ему СМИ был образцом нового казахстанского бизнесмена, вкладывающего деньги в спорт. Пока в декабре 2015 года на генерального директора клуба Малика КУШАЛИЕВА что-то снизошло откуда-то сверху или сбоку, и он разоткровенничался в интервью сайту “365инфо”, заявив, что ФК “Кайрат” никакой не частный и Боранбаев своих денег не дает, а выделяет их государство в лице “КазРосГаза”. Этот спич был вскоре после того, как в соцсети попало уже не первое официальное письмо (на снимке) о необходимости продажи “Кайрата” и прекращении его дальнейшего финансирования. В 2014-м тоже были письма, правда, тогда продавцом хотел стать акимат Алматы, готовивший к приватизации свои 30 процентов. Но и тут что-то не срослось.
Акимат, к слову, платит до сих пор. Но уже под соусом финансирования детско-юношеского футбола в клубной академии. Правда, по кайратовским меркам немного. По словам руководителя городского управления спорта Абила ДОНБАЕВА, всего 150 миллионов тенге (см. “Гигантский слалом начальника спорта”, “Время” от 24.10.2016 г.). Но из-за этой суммы прошлой осенью чуть не попали под сокращение алматинские ДЮСШОР, специализирующиеся на футболе.
Судя по всему, основную часть расходов по-прежнему несет на себе “КазРосГаз” и будет нести в дальнейшем, раз в “Самруке” посчитали нецелесообразным приватизировать клуб. По оценке сенатора и члена исполкома ФФК Дархана КАЛЕТАЕВА, в прошлом году бюджет кайратовцев превышал 10 миллионов долларов. Но в этом котле наверняка были и частные средства, так как на левых рукавах футболок игроков красуются две маленькие наклеечки с названием банка и многопрофильной управляющей компании. А в этом году, скорее всего, под дамокловым мечом приватизации казросгазовский бюджет вообще не мог быть определен. Но это не помешало разместить название самруковской “дочки” на футбольной экипировке, словно в “Кайрате” изначально никто не сомневался, что клуб не поменяет владельца из-за своей стратегической ценности.
Игорь НЕВОЛИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы