Почему кёрлеры страдают бессонницей

На Всемирной Универсиаде в Алматы казахстанские керлеры проиграли все матчи. На Азиатских играх в Саппоро выиграли только у спортсменов Катара. Но генеральный секретарь Ассоциации керлинга Казахстана Виктор КИМ не унывает. “Дайте нам лед, камни, оборудование и чуть-чуть помогите материально. И клянусь: мы будем бороться за медали на зимних Олимпийских играх 2022 года”, - сказал как отрезал пионер этого вида спорта в нашей стране.
Несмотря на то что в керлинг в Казахстане играют уже без малого 13 лет, этот вид спорта до сих пор считают у нас
экзотическим. Даже спортивные чиновники, которые в силу своих прямых обязанностей должны пропагандировать этот олимпийский вид спорта, частенько пожимают плечами: “Что это за спорт такой непонятный? Может, не стоит тратить на него государственные деньги?”
- Прежде всего керлинг - это олимпийский вид спорта. И поэтому наши спортивные чиновники прекрасно понимают, что его надо развивать, - говорит Виктор Ким. - Другое дело, что многие не понимают суть керлинга, не знают его правил. И это, конечно, плохо. А это, я вам скажу, величайшая игра! Умная, интеллектуальная, командная, азартная, волевая, интеллигентная, включающая в себя элементы разных видов спорта. Королева Англии играла в керлинг. Это о чем-то говорит? Значит, в этой игре что-то есть...
- Вы говорите, что керлинг - интеллигентная игра. Но у нас в Казахстане в почете несколько иные виды спорта: бокс, бои без правил... Может, мы еще просто не созрели для керлинга?
- Еще как созрели. Керлинг является своеобразным мерилом, индикатором экономического и политического развития стран. Вся Европа, понятно, играет в керлинг. В Америке - только США, Канада и Бразилия. В Азии -
Китай, Корея, Япония, Тайбэй, Гонконг, Катар. На постсоветском пространстве - Россия, Белоруссия и Казахстан. Всего 56 стран. И мы, несмотря на свою молодость и неопытность, постепенно становимся одним из центров развития керлинга в Тихоокеанско-Азиатском регионе. К нам обращаются за помощью киргизы, таджики, узбеки, афганцы, индусы. Они хотят у нас учиться. Мы планируем создать среднеазиатскую лигу керлинга. Казахстан как государство уверенно движется вперед. И керлинг движется вместе с ним. Мы уже почти на равных играем с грандами. Можем проводить соревнования на высочайшем уровне. Это наглядно показала Универсиада. И меня это очень радует.
- А что тогда огорчает? Вы что-то не выглядите абсолютно счастливым человеком.
- Прежде всего - отсутствие льда для тренировок. В восьми регионах республики официально зарегистрирован 821 керлер, а фактически занимаются керлингом около 300 человек. Потому что нет ни одного специализированного стадиона. А на хоккейные площадки нас не пускают. Хотя во всем цивилизованном мире хоккей и керлинг прекрасно уживаются друг с другом. Приходится тренироваться за границей. Для подпольного казино нашлось в свое время место во Дворце спорта, а для олимпийского вида спорта нет. А если не будет тренировочного процесса дома, тогда не будет и медалей. А если и будут, то не благодаря, а вопреки...
- Насколько я знаю, вам обещали предоставить для занятий малый стадион “Алматы Арена”, где проходили соревнования по керлингу на Всемирной Универсиаде...
- Разговоры были, но пока только разговоры... Я скажу так: будет арена - будет массовость. Будет массовость - будет и керлинг. Дайте нам лед хотя бы три раза в неделю - и результат будет.
- Но ведь у вас возле дома есть собственный стадион для керлинга. Почему там не тренируетесь?
- Мы тренируемся. Сегодня в четыре часа утра была тренировка.
- А почему так рано? Керлеры, что, страдают бессонницей?
- В четыре утра лед еще хороший. У нас ведь холодильных установок там нет. Поэтому вынуждены тренироваться в такое время. У меня просто не хватает средств достроить стадион. А он ведь не для меня, а для всех. Ко мне приезжают керлеры из разных областей, живут, тренируются... Три министра спорта приходили, посмотрели и сказали: поможем. Но воз и ныне там. Хотя и президент страны давал им поручение помогать развитию керлинга в стране.
- Это правда, что за 13 лет вы лично потратили на развитие керлинга в Казахстане пять миллионов долларов?
- Так оно и есть. На миллион только оборудование купил. Все приобретаем сами: экипировку, щетки, камни. Вот уже три года в одной форме играем. Перед Универсиадой вынуждены были взять в долг у корейцев новые подушки для щеток, ботинки, куртки... За державу обидно.
- Неужели государство вообще не помогает сборным командам страны?
- Есть поддержка. Министерство культуры и спорта, дирекция штатных национальных команд, Министерство образования и науки финансируют керлинг примерно на… 21 процент. Остальные 79 процентов легли на плечи Ассоциации керлинга и общественности.
- А я слышал, что акимат Алматы выделил деньги на покупку для Универсиады специального оборудования для керлинга...
- Все верно. Я сам лично ездил в Шотландию и заказывал камни. Это суперкамни, прошедшие лазерную обработку, они предназначены для проведения турниров олимпийского уровня. Но беда в том, что это современное оборудование для керлинга нам не отдают. Более того, слышал, что его хотят продать в Красноярск на Универсиаду-2019. Это такая глупость! А может, и вредительство. Это ведь достояние республики! Его надо сохранить для крупных соревнований, которые будут проводиться в нашей стране. А для спортивных школ, тренировок и региональных турниров вполне подойдут и камни, которые имеются у Ассоциации керлинга республики.
- Не секрет, что у нас в Казахстане нет традиций керлинга. Вопрос с тренерскими кадрами как-то решается?
- Наш тренерский состав представлен отечественными спортсменами, вышедшими из сборных команд страны. Но чтобы расти, конкурировать на мировой арене, нам нужны тренеры международного уровня. Мы периодически сотрудничаем с иностранными специалистами высокого класса. Они готовы работать с нашими ребятами на долгосрочной контрактной основе. Надеюсь, этот вопрос будет решен. И тогда результаты казахстанских керлеров сразу пойдут в гору.
Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта curlingrussia.com, Астана

Александр ТРОФИМОВ