“Вреда от него нет...”
Выборы нового президента Федерации футбола Казахстана, скорее всего, пройдут на безальтернативной основе. Потому что следующий главный футболист страны должен быть номинальной фигурой
Ближайший понедельник - последний день, когда еще можно будет регистрировать кандидатов. Но об этом мало кто знает. С сайта ФФК почему-то вдруг исчез устав этой общественной организации, а вместе с ним и избирательный регламент. Складывается впечатление, что кому-то очень хочется избрать нового главу футбола в узком домашнем кругу,
без посторонних глаз.
Не наследили
Газета “Время” попросила исполняющего обязанности президента и одновременно единственного кандидата в президенты ФФК Сеильду БАЙШАКОВА (на снимке) предоставить редакции тексты устава и избирательного регламента. Но он по каким-то причинам не стал помогать. Ксерокопию устава мы нашли самостоятельно. Благодаря чему теперь знаем, что 18 августа этого года его существенно обновили. Корректировкой документа занимались на шымкентской конференции федерации. Вроде все по закону. Но в СМИ следов реформаторских решении почему-то никто не оставил.
А избирательный регламент мы еще ищем.
Теперича не то, что давеча
Первое, что бросается в глаза, - из устава убрано дискриминационное требование для кандидатов в президенты ФФК об обязательном двухлетнем стаже работы в футбольном клубе или в самой федерации. Это уже прогресс. Теперь - пусть и теоретически - нашу футбольную федерацию может возглавить любой дееспособный землянин без профессиональных, возрастных и гражданских ограничений. В общем, путь в капитаны футбола открыт даже для простого болельщика Касымжана МУКАТАЕВА, который в прошлом году переполошил всю околофутбольную тусовку, когда практически одновременно с Айсултаном НАЗАРБАЕВЫМ вдруг заявил о своем желании порулить ФФК.
Еще одно изменение в новом уставе касается количества членов исполкома: теперь их не 18, как было два года назад, и даже не 21, как было еще совсем недавно, а 25!
“Чтоб без всяких там мукатаевых!”
Правда, для участия в выборах главы ФФК одного желания по-прежнему мало. Надо, чтобы твою кандидатуру выдвинул один из 46 членов федерации. К слову, еще недавно их было 49. Но, как выяснил лидер общественного движения Fair Play Куттыбек ИСХАКОВ, сделавший официальный запрос в Минюст, по каким-то причинам распрощались с членством в федерации общественная организация арбитров, профсоюз футболистов и студенческая футбольная лига.
Экспертам кажется, что выбыли как раз те, кто потенциально мог не “по зову партии”, а от души выдвинуть кого-то в конкуренты уже одобренному областными федерациями Сеильде Байшакову.
Президент компромисса
Кандидат в президенты и его же и. о. - человек глубоко футбольный. Ему 66 лет. Играл за алматинский “Кайрат” и даже два раза приглашался в сборную СССР. Неконфликтный. Добродушный. Незлопамятный.
Немаловажно, что Сеильда Икрамович не засвечен ни в каких коррупционных скандалах, хотя давно уже работает в федерации и какое-то время даже возглавлял судейский комитет.
Наши источники в ФФК говорят, что его выбирают как фигуру, которая не будет раздражать ни одну из футбольных группировок (южную, алматинскую, хамитжановскую, семейскую), поскольку Сеильда Икрамович не любит лезть в чужие дела. И к тому же у него нет и вряд ли появится своей боеспособной команды, которая захотела бы сделать власть Байшакова неограниченной. “Пусть будет, вреда от него нет”, - считают большинство функционеров, отвечавших на условиях анонимности на наши любопытствующие вопросы.
С таким набором достоинств ему, судя по всему, отводится роль почетного покладистого президента без лишних амбиций.
Реально же рулить футбольным хозяйством, судя по всему, будет нынешний генеральный секретарь ФФК 50-летний Каныш АУБАКИРОВ (на снимке).
Во всяком случае, по новому уставу у генсека полномочий ого-го! В частности, он без всяких доверенностей может заключать любые договоры, подписывать счета, представлять федерацию как внутри страны, так и за рубежом. То есть делать то же самое, что и ее президент. А при номинальном президенте даже больше.
Что бы это значило?
Кстати, в новом уставе и глава ФФК наделен новыми полномочиями. Зачем-то вместо цивилизованного распределения обязанностей вдруг появился пункт 13.3.16, гласящий: “Президент имеет право отменить любые подписанные Генеральным секретарем организационно-правовые, распорядительные, финансовые и иные документы” (орфография и пунктуация документа сохранены).
Такое впечатление, что еще в августе устав готовили под ситуацию, когда генсеку сначала дадут неограниченные полномочия при номинальном президенте, а потом - бах! - и все должно измениться.
Естественно, сейчас Байшаков, который сам ничего, кроме грамот и похвальных листов, не подписывает, вряд ли воспользуется правом отменять все подписи Аубакирова. Но вдруг?..
Байшаков и кардинал
В XIV веке будущий король Франции Филипп V протаскивал на папский престол свою креатуру - будущего понтифика Иоанна XXII кардинала Жака ДЮЭЗА.
После смерти Климента V наступила одна из самых длительных вакансий в истории папства, длившаяся два года и три с половиной месяца. Устав ждать, Филипп V запер кардиналов в монастыре для честных и прозрачных выборов Папы. Священники, чтобы вернуть свободу, довольно быстро сошлись на компромиссной кандидатуре Жака Дюэза, который всю выборную кампанию притворялся не только покладистым, но и жутко больным. Выборщики надеялись, что избирают никого не раздражающего шефа на короткое время, не предполагая, что Филипп и будущий Иоанн XXII действовали заодно и имели по этому поводу свои мысли и расчеты.
А понтифик оказался неплохим администратором и реформатором. И следующий электоральный период в католической церкви наступил лишь через 18 лет!
Вот мы и рассуждаем: где гарантия, что за нашим Байшаковым не маячит какой-нибудь Филипп? Или со временем у нового президента не появится сильная команда подсказчиков? Или они уже есть, но пока не светятся?
В общем, история знает много примеров, когда вроде бы компромиссные и временные фигуры при появлении сильных союзников оставались надолго и даже меняли ход истории. У нас тоже есть сравнительно свежий пример про дорогого Леонида Ильича Брежнева, который понадобился группе товарищей лишь для того, чтобы Никиту Сергеевича Хрущева сместить…
Не забудьте поздравить
Без избирательного регламента маловато информации о том, как должны и как будут проходить выборы президента ФФК. Но в уставе указано, что он избирается на четыре года, а регистрация кандидатов заканчивается за 20 дней до даты голосования. Если до понедельника, 7 ноября, не появится отчаянных темных лошадок, то утром следующего дня Сеильду Икрамовича можно уже будет поздравлять... с победой на выборах, назначенных на 28 ноября, члены федерации обычно голосуют единогласно.
Игорь НЕВОЛИН, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта ФФК, Алматы