С мотоциклов - на ладью
Большинство людей путешествует по планете, сидя перед телевизором, а два брата из Уральска своими глазами увидели самые отдалённые уголки земного шара
Близнецы Сергей и Александр СИНЕЛЬНИКИ с детства с ночевкой уходили в степь, в лес, сплавлялись на лодках по Чагану и Уралу. Сегодня на счету братьев около десятка серьезных международных экспедиций.
Глядя на карту, можно лишь удивляться, как витиевато расположились их маршруты по всему миру, по воде и суше.
- Самое мощное - это кругосветка на мотоциклах “Урал”, - говорит Сергей Синельник. - Даже сейчас, когда прошло несколько лет, я считаю, что это был очень серьезный поход. Было очень сложно, тяжело физически, но мы все преодолели благодаря нашей молодецкой дури и энергии.
Во время той кругосветки братья с двумя товарищами на мотоциклах “Урал” пересекли все континенты начиная с Африки.
- Мы с детства много читали про всякие путешествия, - вспоминает Александр. - Куда может манить мальчишку больше всего? В Африку, конечно! И вот, когда мы наконец отправились в Африку, там буквально каждый километр давал нам новые ощущения. Это было осуществлением давнишней детской мечты. Прямо как будто в сказку попали.
В общей сложности на мотоциклах “Урал” было пройдено 75 тысяч километров. Шесть из них - по жесткому бездорожью. Задача - испытать технику в экстремальных условиях. На счету путешественников и их железных коней с десяток пустынь, в том числе такие гиблые, как Виктория, пустыня Гибсона, Большая песчаная пустыня, Атакама и Сахара. Казалось бы, после таких переходов нужны долгий отдых и восстановление. Однако уже через пару месяцев братья начали строить планы на новую экспедицию. На этот раз морскую.
- Иногда прямо бывало как мираж, - рассказывает Сергей. - Представь: утренняя пробежка, бежишь себе, и вдруг за поворотом реки будто воочию видишь драккар или корабль русичей. Так ярко, как будто ты сам там находишься. Бывали вот такие странные моменты. И это неизбежно должно было осуществиться.
Специально для этого похода на петрозаводской верфи “Варяг” была построена ладья “Русич”. В свой первый поход ладья с командой из 18 человек прошла более 5500 километров Великим волжским путем - “из варяг в персы”. Кроме самого путешествия проект был интересен тем, что его участники попытались реконструировать быт мореплавателей того времени.
- Квас пытались ставить, мед есть, каши варить, - вспоминают братья. - Никаких тебе бананов, никаких консервов и макарон. Один из наших - Олег Калеткин -
говорил: никаких бананов, мы в XI веке, никаких трусов, только шерстяные штаны.
Чтобы совсем уж вникнуть в ощущения варягов, участники экспедиции даже садились на весла. Однако довольно скоро все поняли, что они, конечно, не варяги и уж тем более не викинги.
- Ну, четыре часа мы на веслах погребли, ну, шесть в день. А потом я смотрю, все вымотались. Жара. И те, кто ратовал за историческую реконструкцию, сами же и падают, - объясняет Сергей. - Поэтому мы старались как-то разумно подойти к плаванию. Ветер есть - парус используем. Попутное течение - на веслах гребем. А в каналах, соответственно, движок включаешь. Вот представь, какой-нибудь сильный встречный ветер несет тебя на сухогруз. Ну давайте будем сейчас на веслах грести! Мы налетим тогда на этот сухогруз, разобьем корабль... Все-таки здравый смысл какой-то должен быть во всем. Жизнь показала: когда находишься в XXI веке и на берегах XXI век, то очень трудно пытаться жить в XI. Попробуй откажись от телефонов, начнем даже с этого. Мы привыкли к GPS-навигации, к современным каким-то компасам… Можно, конечно, пытаться по звездам ориентироваться, но это для нас сложно и неточно.Еще одним разочарованием для некоторых стал характер путешествия. В какой-то момент дело дошло до самого настоящего бунта.- Все развивалось по стандартному сценарию, как это было и будет во все эпохи: кто-то один перепутал сложные условия экспедиции с несправедливостью. А это уж совсем разные вещи, - объясняет Сергей. - Просто есть люди, которые представляют себе путешествие так: море, голубое небо, белый пароход, черная женщина. А тут получается все по-другому. Надо вахту стоять, надо с парусом работать, надо якорь тянуть и условия спартанские вообще-то: жить на палубе, на досках спать. Если тебе объективно тяжело, то просто скажи об этом, будем искать выходы, а не выдумывай поводов для превращения проблемы в бунт, не подстрекай других членов команды.В итоге те, кто надеялся на увеселительную прогулку, сошли в ближайшем же порту. Зато остальные, кто выдержал все испытания, кроме массы эмоций, специфических навыков и новых друзей вынесли из этого похода одну важную вещь - умение ладить с самыми разными людьми. Как выяснилось, для этого нужно немного: просто видеть в каждом человеке его хорошие качества.Пять морских переходов ладьи “Русич” длились в общей сложности два с половиной года. За это время мореходы прошли 16 тысяч морских миль, пересекли 21 море и заходили в три океана.
Кстати, во все экспедиции Александр берет карандаш и альбом. Оба брата имеют склонность к рисованию. Однако Сергей живописью не занимается, а вот Александр не мыслит себя без кисти в руках:
- Какие-то наброски делаю еще в дороге карандашом, потому что детали со временем могут уйти, стереться из памяти. И уже когда возвращаемся, беру краски, кисти и начинаю писать.
Живописи Александр посвящает практически все свое свободное время, но пишет в основном совершенно некоммерческие вещи. Специфические картины мало кто понимает, поэтому каких-то серьезных доходов от своих работ он не получает.
После похода на ладье путешественники делали тысячекилометровые пешие переходы через пустыни, пытались пересечь на лодке Тихий океан и продирались сквозь джунгли. Сейчас Синельники занимаются строительством поморского коча.
- Это будет точная копия судна, на котором поморы еще в Средневековье ходили в Мангазию, это устье Енисея. У историков есть смелые предположения, что на самом деле они ходили и дальше. Вот мы и хотим это проверить: построить такой поморский коч и пройти на нем вокруг света.
Беломорскую ладью заложили в Петрозаводске весной этого года. “Пилигрим” строится по архивным данным, старинным чертежам. Сейчас на ладью устанавливают двигатель: современные требования мирового судоходства не позволяют входить в каналы без мотора. Новая ладья строится с небольшими усовершенствованиями: ее борта будут немного выше, чем в классических версиях этих кораблей. Высокие борта увеличат комфортность, а в помещениях можно будет стоять в полный рост. Между прочим, предполагается, что на ладье можно будет путешествовать с детьми. Это пока остается абсолютным новшеством.
Сергей Синельник отмечает, что поучаствовать в проекте может любой желающий: кто - деньгами, кто -
своим трудом. Все участники проекта по окончании строительства автоматически могут стать участниками экспедиции на любом из этапов. Было бы желание и добрая воля.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото предоставлены братьями СИНЕЛЬНИКАМИ, Уральск