Борат, Головкин и Аршавин
Кто более матери-истории ценен?
На днях выяснилось, зачем же алматинский “Кайрат” пригласил под свои знамена известного не только в прошлом российского футболиста Андрея АРШАВИНА. Звезда сборной РФ образца 2008 года приехал в Казахстан, чтобы... подстричь ведущего казахстанской телепрограммы.
Полгода назад автор и ведущий проекта “Наш Футбол.kz” Петр ВОЛИКОВ в эфире своей программы усомнился в целесообразности приглашения в страну 34-летнего полузащитника, публично пообещав подстричься наголо, если Андрей забьет в Казахстане хотя бы восемь голов. В прошедшем туре Аршавин забил-таки восьмой мяч. И более того, вспомнив о своем тролле, записал видеоролик, в котором выразил готовность подстричь обидчика собственноручно!
Сейчас видеообращение кайратовца - самая топовая спортивная новость страны, и не только, затмившая по упоминаемости последние победы боксера-казахстанца Геннадия ГОЛОВКИНА. Рунет тоже активно обсуждает ситуацию. До стрижки пока дело не дошло, но благодаря участию экс-звезды первой величины в прогнозируемой экзекуции над шевелюрой незадачливого прогнозиста соцсети активно упоминают Казахстан. В общем, на первый взгляд тот самый случай, когда абсолютно без денег можно взять да и поработать на страновой пиар. Поисковые системы уже выдают связку слов в запросах “пари-Аршавин-стрижка-блогер-Казахстан”.
А что дальше? Специалисты пиара считают, что дальше надо стричь в интересах нашей родины! И не беда, что Аршавин - иностранец. Но вот насколько высоким будет индекс упоминаемости - точно предсказать никто не решается. Тем не менее у кайратовцев появился неплохой шанс потрудиться если и не на благо своего отечества, то хотя бы для пользы родного клуба и города, в котором он обосновался.
Пиар-консультант Александр ДАНИЛОВ не советует клубу упускать возможность заявить о себе на международной арене:
- На месте клуба я бы максимально раскрутил тему подстрижки. Создал бы еще несколько информационных поводов для разогрева предстоящего события. Стричь бы приехал всей командой, чтобы это был пиар не Аршавина и телеведущего, а всего “Кайрата”. Пусть каждый игрок подстрижет выделенный ему кусок шевелюры! Все это снять на видео с озвучкой на английском, помня о том, что у Андрея есть поклонники и в лондонском “Арсенале”, ну или хотя бы с англоязычными титрами. Желательно, чтобы этот видеосюжет попал на сайт УЕФА, а в российских СМИ он и так будет растиражирован благодаря герою.
По словам Данилова, сделать это все надо очень оперативно. Российские спортивные сайты опубликовали у себя эту новость в надежде на трафик, так как на постсоветском пространстве по-прежнему внушительна аудитория, которой Аршавин интересен. И, видимо, не прогадали.
И у нас сейчас есть возможность выехать на чужих плечах за своей минуткой славы.
- Казахстанской новости очень сложно выйти за рамки Казнета, поэтому поводом надо обязательно воспользоваться. Будет мелко и глупо, если все закончится рекламой какой-то парикмахерской, в которой Аршавин побреет журналиста, - считает пиар-консультант.
Более того, по мнению Данилова, эта ситуация подсказывает, что подобные пари следует заключать по любому поводу. Например, спортивным журналистам - со всеми более-менее известными футболистами. Тренеру сборной можно тоже пообещать побриться наголо в случае, если наши победят Румынию или Черногорию в ближайших матчах в отборе на российский мундиаль.
Такие незатейливые истории интересны для всей околофутбольной среды и популяризируют не только этот вид спорта, но и всю страну, считает Александр Данилов, отвергая при этом идею бритья блогера на фоне столичного “Байтерека” или строящихся объектов EXPO-2017:
- Стричь - только на территории клуба! Если попытаться к этой ситуации пристегнуть страну, выехав в Астану, то можно все испортить. Не сработает из-за нелепости.
Считает незазорным воспользоваться подходящим моментом и соучредитель клуба “Пиаршы” Сулушаш МАГЗИЕВА. По ее словам, люди, умеющие создать историю, о которой все будут говорить, конечно, могут повысить рейтинги упоминаемости Казахстана. Правда, в отношении Аршавина говорить об этом можно довольно осторожно.
По ее словам, сейчас спортсмен, чей пик популярности пришелся на июнь 2008 года, уже подбитый летчик. Но тем не менее в 2016-м о нем говорят больше, чем в 2015-м, так что “а почему бы и нет?”.
- Если проанализировать поисковые системы, то у Казахстана было всего несколько пиковых волн упоминаемости. Первая пришлась на октябрь 2006 года, связанная с премьерой фильма про Бората. Если этот пик оценивать как сотню, то после был всплеск интереса к стране после того, как китайские СМИ раскрутили нашу волейболистку Сабину АЛТЫНБАЕВУ, у которой на пике рейтинг доходил до 103 в сравнении с Боратом. А сейчас больше всего в поисковиках работает связка Головкин - Казахстан. В сравнении с Боратом на сентябрь 2016-го у Головкина рейтинг - 99. Но у Головкина уже несколько лет восходящий тренд, причем Геннадий тащит за собой и Казахстан, у которого теперь соответствующий рейтинг 42. Аршавин, у которого сейчас рейтинг 6, не даст таких результатов, но тем не менее упускать момент не стоит.
В целом же специалист сетует: для странового пиара делается очень мало. Причем, по мнению Магзиевой, для этого не нужно больших денег.
- Если говорить о государственном пиаре, то пиар на самом деле - это не огромные бюджеты, а прокладка между стулом и компьютером, которая может создавать информационные поводы для обсуждения событий или явлений. То есть - это люди.
Но, судя по всему, у нас проблемы и с тем, и с другим. Аршавин показателен в этом плане. Пригласили его в “Кайрат” в том числе и для пиара. Правда, в тот период, когда в пиаре сам игрок нуждался не меньше команды”. А вот как сейчас использовать с пользой для страны растущую популярность Головкина - никто не знает. Поэтому вся околоспортивная общественность ждет развязки парикмахерской истории, предвкушая, что об этом обязательно напишут зарубежные СМИ. Так и растем. И иногда даже побеждаем Бората.
Игорь НЕВОЛИН, фото с сайтов ФК “Кайрат” и 365info.kz, Алматы