С чужого голоса
Скандал вокруг возможно договорных футбольных матчей между “Актобе” и “Ордабасы” на этой неделе успел сначала затухнуть, а затем вновь разгореться. Специально созданная комиссия признала, что две последние встречи этих клубов не носили договорного характера, а после появилось заключение экспертов, утверждающих: на скандальной записи телефонного разговора как минимум один голос принадлежит футбольному функционеру.
Комиссия из семи человек (один из которых отец футболиста “Ордабасы” Бакдаулета Баглановича КОЖАБАЕВА, президент профессиональной футбольной лиги (ПФЛК) Баглан ЕРГЕШЕВ) приняла единогласное решение: в играх 22-го и 23-го туров чемпионата страны с участием этих команд нет признаков договорного матча. Правда, вторым пунктом футбольные эксперты уточняют: у них не было достаточных знаний и полномочий, чтобы определить подлинность телефонных переговоров главного тренера “Ордабасы” Бахтияра БАЙСЕИТОВА и директора “Актобе” Дмитрия ВАСИЛЬЕВА.
Но в четверг выяснилось, что параллельно с отечественными футбольными экспертами работали зарубежные специалисты. Координатор спортивного сообщества Fair play Куттыбек ИСХАКОВ (на снимке) 22 августа официально отправил образцы голоса Байсеитова в Петербуржскую криминалистическую лабораторию аудиовизуальных документов. И как только пришли результаты исследования, общественники (в число которых входил и я) созвали экстренную пресс-конференцию. А копии заключения № 16/344 от 26.08.2016 раздали журналистам.
На пресс-конференции Исхаков объяснил, почему исследовался голос только одного переговорщика:
- Как только этот разговор попал в Интернет, мы предложили и Васильеву, и Байсеитову - чтобы раз и навсегда очиститься от подозрений в организации договорных матчей, пройти проверку на идентичность голосов. Васильев на наше предложение не откликнулся, а Байсеитов дал согласие.
Правда, потом главный тренер “Ордабасы” не стал брать трубку телефона, раздавая в это же самое время интервью о том, что он согласен на экспертизу, что и послужило формальным основанием для отправки образцов его голоса в известную российскую лабораторию.
Экспертам из соседней страны было отправлено два файла - той самой “прослушки” и интервью Байсеитова, размещенного на официальном сайте ФК “Ордабасы”, где изображение говорившего человека подтверждалось титрами с его именем и должностью. Исследователей просили по этому материалу ответить на три вопроса: был ли монтаж аудиозаписи? принадлежат ли голоса из двух разных источников одному и тому же лицу и как могла быть осуществлена аудиозапись?
Не буду загружать вас терминами из заключения экспертов (копию этого документа можно увидеть здесь https://we.tl/Uu3MsGW7h0). Главное: исследование подтвердило, что на клубном видео и на аудио переговоров звучит голос одного и того же человека (в документах обозначенного как М-2) и что, скорее всего, запись сделана самим Байсеитовым или кем-то неизвестным, находившимся с ним в одном помещении во время разговора, то есть не добыта с помощью подслушивающей аппаратуры.
А в том, что Байсеитов в момент разговора был не один, эксперты уверены. Некий голос, значащийся в заключении как М-3, подсказывал Байсеитову нужные ответы по ходу беседы.
М-1: - Баке, я по-другому скажу. Я правильно понял, что вы эти суммы озвучивали, это означает, что, э, есть финансовое решение вопроса?
М-2: - Ну.
М-1: - Ну то есть можно рассчитаться не через КДК (контрольно-дисциплинарный комитет. - И. Н.), а финансами?
М-3: (на дальнем акустическом фоне шепот возле диктофона) - Ни **я!
М-2 (обращаясь к М-1): Нет. Но я, я говорю, я то, что 300 тысяч потерял, я просто сделал для тебя хорошо, чтоб ты в шестерку попал, - такой диалог приведен в заключении российских экспертов.
К слову, г-н Васильев прилетел на пресс-конференцию из Актобе. Поэтому у журналистов была возможность спросить у него лично: согласен ли он пройти такую же экспертизу и что за проверки ведутся сейчас антикоррупционщиками в его отношении? На первый вопрос он ответил однозначно - не согласен, еще раз повторив, что на ролике не его голос, а на второй по существу так ничего и не сказал.
Зато обвинил организаторов пресс-конференции во всех смертных грехах - продажности, связях с нехорошими людьми и “прокайратовских” настроениях. Меня, правда, назвал не продажным, а, возможно, “завербованным”. Впрочем, г-н Васильев пошел еще дальше, назвав автора этих строк “конченный м...к” (видимо, предполагал, что я не удержусь от “непарламентской” реакции). Цели своей он достиг частично: пресс-конференция была сорвана.
Читатель спросит: чего же добивались ее организаторы? Хоть никто и не утверждал публично, что “Актобе” с “Ордабасы” сыграли договорной матч, тема “договорняков” витала в воздухе. Телефонные переговоры ведь подтверждают, что в этот раз два джентльмена выясняли отношения как раз из-за того, что джентльменское соглашение сорвалось.
То есть это явление в нашем футболе существует, и тратятся на это дело сотни тысяч долларов из бюджетов клубов - безнаказанно, заметьте! Даже имея на руках заключения экспертов, самое страшное, что можно предпринять в отношении таких “джентльменов”, - это перестать с ними здороваться.
ежду тем во многих странах за договорные матчи предусмотрено суровое наказание. В Турции, например, за это можно схлопотать до 24 лет заключения. Даже в соседней России, вышедшей с нами из рукава одной шинели, за “договорняк” могут влепить до пяти лет! А у нас многие футбольные деятели даже гордятся своим “умением договариваться”, а тех, кто их критикует, считают, мягко говоря, неудачниками...
Игорь НЕВОЛИН, фото с сайтов sports.kz, pro-sport.kz, total.kz и caravan.kz, Алматы
А тем временем
Аривидерчи... и снова здравствуйте!
В казахстанском футболе на этой неделе случился и другой скандал, правда, не столь громкий, почти семейный. Генеральный менеджер столичного клуба итальянец Марко ТРАБУККИ (на снимке) по-тихому упаковал чемоданы и покинул “Астану”.
Отличный специалист, которому, по словам управляющего директора “ФНБ “Самрук-Казына” Дархана КАЛЕТАЕВА, предстояло разобраться с 10 миллионами долларов долгов перед агентами, порешать вопросы снятия санкций УЕФА и получать за это до 50 тысяч долларов вместе с бонусами, как видим, не справился с таким объемом работы.
Напомним, что “Время” изначально сомневалось в целесообразности назначения руководителем клуба футбольного агента. Но Калетаев в недавнем интервью нашей газете (см. “Чемпионский размах”, “Время” от 24.8.2016 г.) уверял нас, что все будет хорошо и Трабукки никуда не уходит. Но он ушел.
Образовавшуюся вакансию тут же заполнил предшественник Трабукки Саян ХАМИТЖАНОВ, до последнего времени занимавший, по словам Калетаева, представительскую должность без особых полномочий - председателя наблюдательного совета.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы