1234

Юрий УТКУЛЬБАЕВ:В Казахстане все ждут, что же у этих чудаков получится?

В этом году один из самых популярных футбольных клубов Казахстана “Актобе” возглавил россиянин Юрий УТКУЛЬБАЕВ (на снимке), который ранее работал с молодежным составом казанского “Рубина”. С казахстанской прессой у нового коуча не очень складываются отношения. Даже на послематчевых пресс-конференциях он бывает вызывающе краток, особенно после поражений “Актобе”. Но, приехав на родину на пару дней в Казань, Юрий Анварович разговорился, рассказав местному журналисту многое о казахстанском футболе.

- Когда я пришел в “Актобе”, команды, как таковой, не было - в клубе в связи с отсутствием финансирования затеяли перестройку, решили резко сократить бюджет. В “Актобе” было три человека из молодежной сборной Казахстана, потом еще один вернулся. Остальных дорогостоящих игроков распустили. И нам предстояло за очень небольшие деньги набрать новую команду. Выбор игроков у нас был ограничен, поскольку платить подъемные футболистам и комиссионные агентам мы не собирались, такова позиция руководства клуба. Сейчас живем на минимальный бюджет - думаю, по этому показателю мы далеко ниже того места, которое сейчас занимаем в казахстанской Премьер-лиге (“Актобе” идет на шестом месте. - Ред.).
- Что за скандал сейчас то ли разгорается, то ли тлеет в футбольном хозяйстве Казахстана?
- Обо всех нюансах мне тяжело говорить - я там человек новый. Могу только предполагать, что в казахстанском футболе, как и в российском, борьба за какие-то высшие позиции ведется. Всем же кажется, что они могут сделать все лучше, чем те, кто у власти, порядок в хозяйстве навести. Большего сказать не могу, поскольку прессу принципиально не читаю. А те, кто в курсе дела, это знают и мне ничего не рассказывают, потому что там такая лавина всего была, в том числе и на “Актобе”. Меня-то это мало касается, весь удар берет на себя наш генеральный директор Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, которого в Казахстане многие считают скандальным руководителем, поскольку он рушит все сложившиеся стереотипы.
- Если можно, с этого места поподробнее.
- Суть в чем? Мы в “Актобе” сейчас работаем так, что некоторые люди говорят: “Вы нам весь бизнес ломаете”. Ну, посудите сами: пришли какие-то люди, агентам не платят, набрали дешевых футболистов, работу с судьями не ведут.
- “Актобе” - единственный клуб в Казахстане, который решил жить именно так?
- Наверное, да, поскольку сейчас все внимание футбольной общественности направлено на нас. Такое впечатление, что все ждут: что же у этих чудаков получится? Сколько они смогут протянуть против течения? Но наша задача - заниматься тем, что мы можем делать, чем занимались в Казани. В том числе и развивать ребят. Не скажу, что команда юная, но в целом - молодая. Я полагаю, ни в одной команде мира, играющей в высшем дивизионе своей страны, нет двух основных центральных защитников 1995 года рождения. Опыт игры в Премьер-лиге есть лишь у троих-четверых ветеранов. Ребятам все в новинку, где-то - побоялись, где-то - напротив, нос задрали, когда стало что-то получаться, и по ушам получили. Пытаемся расти вместе с командой. Пока, мне кажется, справляемся, идем пятыми-шестыми. Дальше будет сложнее, потому что поначалу на нас смотрели с удивлением, поскольку не знали ни одной фамилии. Сейчас же видно: к нам готовятся. Поняли, что мы - боевая единица в Премьер-лиге.
- А в Сетях пишут, что в ваших играх в ворота соперников “левые” пенальти ставят.
- Одно могу сказать: “убивать” - нас не “убивают”. В первых двух матчах были ошибки: в нашу сторону пенальти поставили, соперникам в такой же ситуации - нет, и лично мне показалось, что судейство было предвзятым. Но потом судили ровно, свистели все, что есть. Конечно, всегда хочется, чтобы замечали все в твою пользу, но мы старались судейским вопросом не заморачиваться. Вы же понимаете, что от нас ничего не зависит - и от того, что мы будем психовать, судить лучше нас не будут.
- Коллектив в команде уже сложился?
- Сплава опыта и молодости пока не получилось. Знаете, в чем сложность? Очень тяжело было добиться от футболистов веры в то, что мы все правильно делаем. Вторая сложность - привить профессиональное отношение ко всему, это касается уже клуба в целом. Когда мы пришли, от клуба было только название и чемпионские традиции. Все! Ни людей, ни имущества. Приехал доктор, которого я пригласил работать, зашел в медицинский кабинет, а там ничего нет - даже спиртовой салфетки нет, чтобы укол поставить своим шприцем. Доктор испугался, уехал. На следующий день звонит: “Нет, это не мое”. А нам уже на сборы лететь…
Аким области вернул в пользование клуба стадион, и от этого стадиона мы и пляшем. На стадионе есть база, за полем сейчас следят, генеральный директор определенную маркетинговую программу развивает. Получилось так, что мы в Актюбинске в этом чемпионате провели три или четыре игры, а денег в клубную кассу принесли больше, чем за весь прошлый сезон. То есть начали потихоньку развиваться. Сейчас пытаемся все наладить. Думаю, это интересно - начинать с нуля. Надеюсь, справимся.
Если о футболе говорить, то очень много внимания уделяем тактическим вещам. Нужно было не столько обучить людей, сколько объяснить свою позицию. За время сборов команда сложилась процентов на 65, по ходу сезона один нападающий пришел, второй… В это трансферное окно попробуем еще две-три позиции где-то укрепить, где-то - заменить. Посмотрим, кого из свободных агентов мы сможем найти. Указание руководства на то, чтобы деньги не уходили в тех вариантах, о каких я вам сказал, дано четкое.
- Что скажете про актюбинскую торсиду?
- Болельщики у нас очень активные - очень здорово нас поддерживают, на гостевые матчи выезжают, могут нас и в аэропорту встретить. И футбол понимают, защитнику обязательно похлопают после хорошего действия, а не только вратарю, который сложный мяч отбил, или нападающему после гола. Но это, в свою очередь, накладывает ответственность: если проиграешь, с тебя будет соответствующий спрос. А по посещаемости матчей мы сейчас в двойке-тройке лидеров.
- Это понятно, раз за четыре матча собрали денег больше, чем за весь прошлый сезон.
- Сначала были некоторые сложности: люди возмущались, потому что цена на билеты выросла, ведь одна из наших задач - зарабатывать. В этом году мы продали двух футболистов. Как мне сказал генеральный - впервые в истории актюбинского футбола.
- По живому резать приходилось?
- Думаю, такой период сейчас наступит: откроется трансферное окно, и мы будем расставаться с игроками. Два человека уже ушли, и такие неприятности еще будут. Но мы все честно говорим ребятам. Они все хотят играть, и я думаю, мало таких, кто готов сидеть и получать деньги.
- Как вам быт на новом месте? Из Актобе трагические новости идут: в городе совершены теракты.
- Да, мне уже многие звонили. Но мы ничего плохого не замечали. Наш темнокожий ивуариец Куадио сначала жил на базе, но через некоторое время говорит: “Я тоже квартиру снимать буду”. - “Как же так? - спрашиваю его. - Ты же боялся!” - “Нет, все нормально, - отвечает. - Я посмотрел - люди очень доброжелательные, все со мной фотографируются, желают “Актобе” удачи”. Он, правда, все эмпирическим путем проверял: сначала с базы на короткие дистанции отлучался, потом - на длинные. Никаких проблем не было.
А люди действительно узнают на улицах, и в подавляющем большинстве доброжелательно к футболистам и к нам, тренерам, относятся. Есть, конечно, и недоброжелатели - из тех, кто был при команде и кого “отцепили”. Например, сейчас никто не катается с нами на выезды - мы хотим, чтобы про нас объективно писали, не надо ничего придумывать.
- Что придумывают?
- Ну, вот пример: мы проводили домашние игры в Астане, потому что наш стадион не был готов. Гендиректор договорился, что жить будем там. Я выставил условие: нам нужна хорошая гостиница с восстановительным центром, тренажерным залом и качественным питанием, если мы хотим с ребят что-то требовать. Мне предоставили варианты на выбор, я, конечно же, выбрал лучший. Со стороны гендиректора была проведена работа по снижению цены, и мы жили в нормальных условиях. И тут какой-то актюбинский журналист пишет: мол, команда живет в шикарном отеле, ни в чем себе не отказывает. Цены взял с сайта отеля, и получилось, что завысил смету раз в семь, поскольку не знал сути дела. Естественно, люди возмущаются: как так, в стране нет денег, а они жируют! Вообще, негатива было много, но я его сразу отсек - просто попросил, чтобы мне никто ничего не говорил.
- Не открою Америки, если предположу, что ваше будущее во многом зависит от результата.
- Конечно. Нацеленность на результат - во взрослой команде только это важно. Возможно, какие-то вещи мы делали бы по-другому, если бы знали, что будем долго работать. Но мы сами были настроены на то, чтобы подписать контракт до конца года и определиться, захотим ли работать дальше. А быть может, руководители не захотят с нами работать. Сейчас есть понимание того, что и как делать, и, надеюсь, есть взаимное желание - наше и руководства - продолжать работу, но надо добиться результата. Потом будет видно.
- Совсем скоро “Актобе” стартовать в Лиге Европы.
- Да, первая игра уже 30 июня, 7 июля - ответная. Не знаю еще, какие там соперники будут, но говорят, что в первом раунде они по территориальному признаку определяются - наверное, какая-нибудь команда из Восточной Европы. И если мы пройдем дальше, то 14 и 21 июля - следующий раунд. А 25 июля - последний матч первого этапа чемпионата Казахстана, после которого команды разобьются на две шестерки. Режим сумасшедший, я не знаю, как ребята его выдерживают, - вижу, что им трудно, обойма у нас не такая большая. И времени для повышения качественного уровня футболистов маловато - идет только подготовка к игре.

Александр ЕГОРОВ, sport.kazanfirst.ru, фото с сайта aktobetimes.kz

Поделиться
Класснуть