4106

Страна, которая пережила Олимпиаду: 10 лет спустя

Тема проведения зимних Олимпийских игр для Казахстана, кажется, уже не актуальна: летом прошлого года многие казахстанцы облегченно вздохнули, когда Алматы уступил Пекину Олимпиаду 2022 года. Но шансы-то были высоки! Так, может быть, в недалеком будущем нам стоит вновь попытаться выиграть право принять у себя главное мировое спортивное событие? Или не стоит? Наш журналист Ирина Баженова выясняла, чем обернулось проведение зимней Олимпиады для Италии, которая принимала игры в 2006 году в Турине.

В марте почти 200 журналистов из 32 стран мира приехали в итальянскую провинцию Пьемонт по приглашению Совета по туризму Турина и Союза муниципалитетов Олимпийского региона на празднование 10-летия прошедших здесь ХХ зимних Олимпийских игр. Приглашенные журналисты имеют особое отношение к зимнему спорту - это члены международного клуба SCIJ (Ski Journalists, или “Журналисты на лыжах”). Каждый год они встречаются на горных склонах разных стран, чтобы провести между собой соревнования в гигантском слаломе и беговых лыжах, а также обсудить актуальные профессиональные проблемы. Уже в четвертый раз в этих мероприятиях участвует казахстанская команда из четырех человек. На этот раз мы на себе испытали “последствия” Олимпиады-2006: вместе с коллегами мы дружно и с комфортом разместились в Олимпийской деревне, состязались на олимпийских трассах и пользовались той туристической инфраструктурой, которая появилась в регионе после Олимпийских игр.
Наше путешествие началось в Турине.
- До Олимпиады Турин был известен только двумя вещами - это “Фиат” и “Ювентус”, - рассказывает Гвидо БОЛАТТО, генеральный секретарь Палаты предпринимателей Турина. - Мы начали говорить об Олимпийских играх в 1997 году, когда готовились выдвинуть город кандидатом на проведение Игр. Тогда никто даже не мог представить, что автомобилестроительный город может быть привлекательным для туристов. Но сейчас, 20 лет спустя, туризм стал второй по значимости отраслью региона.
Гвидо ознакомил журналистов с цифрами: за последнее десятилетие наибольший рост среди отраслей показал именно туризм (оборот туристических компаний вырос на 70 процентов), а также сопутствующие сферы - услуги
(+ 22 процента), ресторанный и гос­тиничный бизнес (+ 41 процент). Количество туристов увеличилось более чем в 2,2 раза, из них 20 процентов - иностранцы, в основном из Франции, Великобритании и Германии. Городские музеи в 2014 году зарегистрировали 4,2 млн. посещений, по сравнению с 2006 годом на 44,2 процента больше. Благодаря Олимпиаде в Турине построили метро и городскую железную дорогу, открыли новую станцию и наладили работу общественного транспорта.
- Когда Алматы выдвигался кандидатом на проведение Олимпиады, большая часть горожан скептически к этому отнеслась. А у вас общественное мнение поддерживало олимпийскую идею? - спросила я господина Болатто.
- Нас считали сумасшедшими! - признался он. - Никто не верил, что большой промышленный город может выиграть право проведения Игр. Но мы выиграли! И начали работать. Общественное мнение изменилось в позитивную сторону уже во время Олимпиады и после, а не до нее.
Кстати, сейчас согласно проведенным опросам абсолютное большинство местных жителей считают, что Олимпийские игры имели большой положительный эффект для развития региона, и только 3,2 процента не видят позитивного влияния этого мероприятия.
- А самый главный положительный эффект - это то, что изменился характер города, - убежден Гвидо Болатто. - Раньше про него говорили: серый, скучный, после 10 вечера некуда пойти, никого нет на улицах, рестораны закрыты. Теперь город стал более живым, гостеприимным, рестораны и бары работают до часа ночи... Олимпиада изменила психологию людей. Если бы перед Олимпиадой пожилая леди, допустим, из Канады, спросила по-английски дорогу в музей, ей местный житель на пьемонтском языке (даже не на итальянском!) пробурчал бы в ответ: “Не знаю” - и пошел бы дальше по своим делам. Сейчас совсем по-другому! Во время Олимпийских игр горожане попытались заговорить на английском, стали более открытыми, приветливыми, и сейчас приезжие иностранцы чувствуют себя в городе более комфортно.
В часе езды от Турина находится Олимпийская долина, где проходили соревнования по всем видам лыжного спорта и бобслею. Этот регион называют Vialattea (Млечный путь) за бесконечные белые снежные склоны. После Олимпиады муниципалитеты маленьких деревушек, входящих в Млечный путь, объединились в союз, чтобы сообща развивать туризм в регионе. Олимпийский чемпион Пьеро ГРОСС, кстати, местный житель, вспоминает:
- Это место всегда было на третьих ролях среди горнолыжных центров Италии, всегда аутсайдер после Альто-Адидже и Валле-д’Аоста. Я бы никогда не подумал о возможности провести Олипийские игры в Турине, и особенно в нашей долине. Но мы организовали очень хорошие Олимпийские игры!
Джанни ПОНСЕТ, директор соревнований Олимпиады, поясняет:
- Положительный эффект Олимпиады в том, что теперь мы можем использовать горнолыжные трассы и подъемники, построенные к этому событию, для обычных туристов.
Кстати, теперь Млечный путь - один из самых больших по площади ареалов для катания не только в Италии, но и в мире: 212 подготовленных трасс общей длиной 400 км, 72 подъемника, четыре сноупарка. Здесь регулярно проходят этапы Кубка мира по горным лыжам и другие соревнования. Проблемы с использованием спортивных объектов, построенных к Олимпиаде, возникают, как признает Джанни Понсет, только с трамплином для прыжков на лыжах и бобслейной трассой - содержание обходится дорого, а использовать их для обыч­ных туристов не получается. Эта проблема характерна для всех столиц зимних игр.
Вальтер МАРИН, мэр города Сестриере - центра Млечного пути, разъясняет нам финансовую сторону прошедшей 10 лет назад Олимпиады:
- Игры стоили 2 млрд. евро, это вместе со строительством всей инфра­структуры. Впервые в Италии удалось добиться прозрачного расходования средств под общественным надзором, и благодаря этому удалось сэкономить 70 млн. евро, что удивительно для нашей страны. Эти деньги направили на то, чтобы после Игр преобразовать олимпийские объекты для нужд региона, чтобы обновлять их и поддерживать в рабочем состоянии.
Кстати, мэр упомянул, что доля иностранных туристов на курортах Vialattea возросла с 35 процентов до Олимпиады до 85 сейчас.
Кроме экономической составляю­щей еще одно важное действие Олимпиады подметил Джанни Понсет: намного вырос интерес местных жителей к спорту, и не только к футболу, но и к зимним видам. После Олимпиады горные лыжи вышли на четвертое место по популярности в регионе. Сейчас в Пьемонте каждый четвертый регулярно занимается спортом, действует 3160 некоммерческих спортивных организаций и клубов, объединяющих более 34 тысяч человек. Неудивительно, что в 2015 году Турин был провозглашен европейской столицей спорта.
- Наш лозунг: “Горы для спорта!” - с гордостью произнес мэр Сестриере на пресс-конференции с журналистами.
Отличный лозунг. Может, если бы в Алматы провели Олимпиаду, то и наши горы стали бы предназначены для спорта, а не для застройки элитными коттеджами с высокими заборами?

Ирина БАЖЕНОВА, президент казахстанского клуба SCIJ

Поделиться
Класснуть