1490

Горбыль, Банан, Панда и все, все, все...

У большинства известных футболистов есть прозвища - яркие и запоминающиеся, а порой смешные и даже обидные. Их, как правило, придумывают болельщики, журналисты и, конечно, партнеры по команде. Чаще всего прозвище рождается благодаря манере, стилю игры того или иного футболиста, его заслугам на футбольном поле. Хотя иногда игрок получает его из-за своего внешнего вида, поведения и привычек.

Лучшего футболиста мира, нападающего сборной Аргентины и испанской “Барселоны” Лионеля МЕССИ, в детстве обзывали Блохой. Талантливый юноша из-за дефицита гормона роста недотягивал до отметки полтора метра. “Барса”, увидев сумасшедший потенциал юного игрока, оплатила ему дорогостоящее лечение. И теперь 169-сантиметрового Месси стали величать Реактивной блохой, которая с невероятной легкостью проходит сквозь любую защиту соперника.
А вот звезду сборной Испании Андреса ИНЬЕСТУ злые языки прозвали Смертью за его нетипичную для горячего испанца бледность. Сам полузащитник, у которого врож­денные проб­лемы с кожей, откликается на прозвище Каспер (Привидение). Хотя ему, конечно, куда больше нравится прозвище Иллюзионист, которое он получил за виртуозную игру на футбольном поле.
Знаменитого форварда сборной Англии и “Манчестер Юнайтед” Уэйна РУНИ британские журналисты окрестили Шрэком за потрясающее сходство с одноименным мультипликационным героем. А после того как известный своей дремучестью игрок написал первую автобиографическую книгу, он сразу превратился в Литератора…
В казахстанском футболе - свои герои. И у многих из них тоже имеются “псевдонимы”. Болельщики со стажем, конечно, помнят Горбыля - легендарного снайпера “Кайрата” шестидесятых годов Сергея КВОЧКИНА. Когда он бежал с мячом, то очень низко опускал голову. И поэтому создавалось впечатление, что форвард горбатый. Хотя на самом деле у Прокопыча с фигурой все было нормально.
Другой бомбардир тех лет Владислав МАРКИН носил прозвище Марчелло. В то время очень популярным в СССР был итальянский киноактер Марчелло МАСТРОЯННИ. Маркин всегда старался играть на футбольной сцене красиво, как настоящий артист. Да и внешностью, что скрывать, его бог не обидел.
А вратарь Вячеслав БУБЕНЕЦ откликался на прозвище Масик. Он сам любил это ласкательное слово. Обняв своими здоровенными ручищами одного из парт­неров по команде, всегда говорил: “Масик ты мой. Вот я тебе...”. И начинал щекотать. Как-то перед тренировкой один из футболистов “Кайрата” крикнул Славе: “Ну, Масик, пойдем тренироваться”. С тех пор это имя к Бубенцу и прилипло.
Нападающего Виктора АБГОЛЬЦА, который впоследствии стал известным арбитром, за золотистую шевелюру и настырность на поле звали Рыжим. Такое же погоняло было и у другого форварда “Кайрата”, блиставшего в восьмидесятых годах, Сергея СТУКАШОВА.
А вот как в одночасье стал Бананом гроза всех советских вратарей Анатолий ИОНКИН. У него единственного в “Кайрате” в 1972 году были бутсы желтого цвета, да еще и слегка загнутые носками вверх. Как-то в перерыве матча выступавший тогда за алматинский клуб москвич Юрий СЕМИН (ныне знаменитый российский тренер) наткнулся на них в раздевалке и в гневе, словно мяч, послал их в угол, при этом приговаривая: “Чьи это бананы?”. Вот ребята и подхватили…
История умалчивает, откуда появилось у Александра УБЫКИНА прозвище Зяха. Даже его одноклассники не могут вспомнить. По одной из версий, случилось это еще в детстве, когда будущий голкипер “Кайрата” делал свои первые шаги в футболе на станции Алма-Ата-1.
Многим футболистам раздавал прозвища защитник Владимир КИСЛЯКОВ, которого звали Кисой. Так экс-спартаковец Сергей РОЖКОВ, забивший победный гол в ворота румынского “Рапида” в финале Кубка Международного спортивного союза железнодорожников, стал Угрюмым. Одного из нынешних руководителей Федерации футбола Казахстана Виктора КАТКОВА величали Знатоком. Потому что Георгиевич был человеком эрудированным. Защитник Николай ОБЪЕДКОВ получил имя Зятек, так как женился на дочери Леонида ОСТРОУШКО - тренера “Кайрата”. А самого Леонида Константиновича, когда он играл, все звали Хохлом или Острым. Здесь сыграли свою роль и украинские корни, и фамилия, и упертый характер алматинского полузащитника. Нападающего 90-х годов Сергея КЛИМОВА прозвали Шило - за остроту в атаке, а Александра ЛАЗАРЕВА - Перескоп: он умел читать комбинации на несколько ходов вперед.
Но чаще всего прозвища рождаются из фамилий или национальности игроков: СТЕПАНОВ - Степа, ЛИСИЦИН - Лиса, ПЕХЛЕВАНИДИ - Пеха или Грек, ХИСАМУТДИНОВ - Татарин, ТАЛГАЕВ - Чех, ШВЕДКОВ - Швед, ГОРОХОВАДАЦКИЙ - Горох, ПЕТУХОВ - Петух, САДУОВ - Монгол, ЯРОВЕНКО - Ярый, КОЖАБЕРГЕНОВ - Кожа, БАЛТИЕВ - Болт…
Новое поколение казахстанских футболистов также не всегда блещет оригинальными никами. Судите сами: Самат СМАКОВ - Сэм, Давид ЛОРИЯ - Дато, Анд­рей ФИНОНЧЕНКО - Финон. Особняком в этом ряду стоит воспитанник футбольной академии “Оле Бразил” Рауан САРИЕВ. С легкой руки нынешнего тренера “Кайрата” Владимира ВАЙССА он превратился в Панду. Трудно сказать, чем руководствовался словацкий специалист, называя бамбуковым медведем молодого нападающего. Но, как ни странно, Сариеву новое имя приглянулось. Однажды Рауан, когда еще чис­­лился в “Кайрате” (сейчас играет за “Жетысу”) позвонил по телефону своему наставнику. Вайсс его не узнал и переспросил: “Кто это?”. На другом конце трубки ответили: “Это же я, Панда”.
Понятно, что собрать в одном материале прозвища всех футболистов Казахстана нереально. Так что не обижайтесь, кого забыли. А молодым игрокам совет: лучше напоминайте о себе забитыми голами, красивыми сейвами и победами на международной арене. И тогда ваше имя не будет сходить с уст поклонников футбола.
Благодарим за помощь в подготовке материала Алима АНАПЬЯНОВА.

Александр ТРОФИМОВ, фото Эдуарда ГАВРИША и с сайта www.hronika. info, Алматы

Поделиться
Класснуть