Полный офсайд
Прямо на глазах корреспондентов “Времени” Анатолий Стрелков купил в газетном киоске точно такие же “квитанции такси”.
Почти год продолжаются судебные разбирательства вокруг ДТП, в котором пострадали автомобили двух весьма непростых жителей Алматы. Ночью на пустынной улочке встретились джип, принадлежащий легендарному кайратовцу 80-х годов Куралбеку ОРДАБАЕВУ, и БМВ, за рулем которого сидела дочь бывшего замначальника управления дорожной полиции города Анатолия СТРЕЛКОВА. Дочка высокопоставленного гаишника была признана виновной в аварии. И хотя страховая компания уже возместила ущерб пострадавшим и обе машины давно отремонтированы, споры и претензии на этом не закончились. Известный в прошлом футболист, ныне директор одной из детско-юношеских спортивных школ, требует компенсировать ему материальные и моральные издержки в размере почти 700 тысяч тенге. Дескать, в то время, когда автомобиль стоял на ремонте, кайратовец ездил по делам на такси. А в качестве доказательств нанесенного ему ущерба он предоставил суду квитанции… несуществующего таксопарка!
В ноябре 2012 года старенький БМВ под управлением 21-летней Валерии СТРЕЛКОВОЙ столкнулся с внедорожником “тойота ленд крузер 200”. За рулем джипа был 19-летний внук Куралбека Ордабаева Эльдос КЕНЖАХМЕТОВ. Обе машины получили значительные повреждения, кроме того, водителям потребовалась медицинская помощь. Специализированный межрайонный суд Алматы по административным делам признал Валерию виновной в аварии и лишил ее прав сроком на 9 месяцев. Страховая компания “Аманат Иншуранс” оценила повреждения автомобилей и выплатила владельцу “тойоты” более миллиона тенге. Машины починили. Неприятное, но несмертельное происшествие потихоньку забывалось. И тут вдруг Валерии Стрелковой принесли еще одно решение суда - теперь ее обязали выплатить пострадавшей стороне еще более 170 тысяч тенге!
- Честно говоря, мы были в шоке, - рассказывает отец Валерии Анатолий СТРЕЛКОВ, полковник полиции в отставке. - Суд принял заочное решение, нас даже не уведомили о проведении процесса. В документе указано, что Куралбек Ордабаев во время ремонта автомобиля пользовался услугами такси, также держал неисправный автомобиль на оплачиваемой стоянке и использовал эвакуатор для дополнительной оценки поврежденного авто - вот за это мы должны были заплатить, плюс он попросил возместить ему моральный ущерб в размере полмиллиона тенге. Разумеется, мы обратились в суд с требованием отменить заочное решение. А после этого я решил проверить документы, предоставленные истцом суду.
И вот здесь начали выясняться любопытные подробности. По заявлению Куралбека Ордабаева с 8 ноября 2012 года по 11 февраля 2013 года он был вынужден нанимать такси, чтобы ездить на соревнования и другие мероприятия, связанные с его работой. В общей сложности услуги перевозчиков обошлись легендарному вратарю в 112 750 тенге. В суд он принес квитанции именно на эту сумму.
- На талонах было написано: “Алматы такси сервис”, поэтому я обратился за разъяснениями в компанию “Алматы Такси”, - вспоминает бывший замначальника УДП. - Однако там мне сказали, что бумаги к их организации никакого отношения не имеют. Начали проверять другие таксопарки, и выяснилось, что фирма с таким названием никаких услуг такси не оказывает - ее попросту не существует! После этого в суде Ордабаев заявил, что вызывал водителей “Тулпар Такси”. Однако и в этой компании квитанции отказались признавать. В итоге мне удалось найти, откуда берутся талоны с надписью “Алматы такси сервис”. Их продают в газетных киосках - 8 штук за 250 тенге! А там уже можешь вписать любую сумму - хоть 5 тысяч тенге, хоть 50 тысяч. Покупают их в основном командированные - удобнее отчитываться по расходам.
Кроме того, бывший сотрудник полиции сделал официальный запрос в управление спорта Алматинского акимата с просьбой указать точное расписание всех соревнований, в которых должен был принимать участие директор спортивной школы. И вновь открылись новые обстоятельства.
- Офис у Куралбека Ордабаева на Центральном стадионе, - говорит Анатолий Стрелков. - Спортивные мероприятия в определенный день происходят тоже на Центральном. Однако по квитанциям директор спортшколы именно в этот день арендует машину на 5-6 часов. Зачем она ему нужна, если он должен быть на соревнованиях -
кататься вокруг стадиона?
Еще часть суммы истец требовал у ответчика в счет оплаты парковки неисправного автомобиля. Джип стоял на территории СТО, пока страховая компания оформляла бумаги для возмещения ущерба. Вот за этот простой в автомастерской попросили 51 тысячу тенге. Однако оснований для возврата этих денег нет, уверен Анатолий Стрелков.
- В суд принесли договор между владельцем СТО “ИП Лисин” и истцом, - говорит полковник полиции в отставке. - Так там куча нарушений, начиная с того, что документы не зарегистрированы должным образом, заканчивая тем, что услуги парковки данное юридическое лицо предоставлять не имеет права. Более того, выяснилось, что СТО незаконно использует часть чужой земли, и именно там, если верить нарисованным в суде схемам, стоял автомобиль. Получается, машина стояла на участке людей, которые об этом ничего не знали. Так почему мы должны оплачивать ее парковку?
Судебные разборки заняли все лето - сторона ответчика предоставила суду результаты собственного расследования, а истец в качестве свидетелей привлек водителей такси и хозяина автомастерской. В итоге судья Бахыт МУРЗАЕВ иск Куралбека Ордабаева удовлетворил частично и обязал выплатить ему 116 тысяч тенге.
- Удивительно, но в отношении квитанций такси, которые можно купить в газетных киосках, судья принял какое-то странное решение, - утверждает Анатолий Стрелков. - Бумажки, отпечатанные на цветном ксероксе, не признанные ни одним таксопарком города, суд посчитал настоящим, законным документом. Мы требовали признать их не имеющими юридической силы, суд же решил в этой части дело производством прекратить. Получается, завтра любой человек может на принтере отпечатать нужную бумажку и использовать ее в качестве доказательства? Но если следовать букве закона, по моему мнению, то эти квитки - подложная улика. А за их использование нужно возбуждать уголовное дело...
Семья Стрелковых не согласилась с решением Бостандыкского районного суда и подала апелляцию. Теперь изучать квитанции такси будут в горсуде Алматы.
- Я даже представить не мог, что вся эта история так затянется, - признается Анатолий Стрелков. - Мы вообще думали, что эта авария - общая беда. Там за рулем был совсем молодой парнишка, у нас дочка примерно такого же возраста. Страховая всем возместила ущерб, машины отремонтировали. Детям нашим хороший урок - впредь должны быть внимательнее. Но ведь нет - уже целый год потратили...
К слову, сидевший за рулем “ленд крузера” Эльдос Кенжахметов урок из той аварии не извлек. В январе он был лишен прав на два года за управление автомобилем в нетрезвом виде, и теперь ему еще долго не понадобится дедушкин джип.
Михаил Козачков, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Комментарий в тему
Куралбек Ордабаев, ветеран “Кайрата”:
- Я не буду втягиваться в споры на страницах газеты. Есть суд, вот он пусть и решает, кто прав, а кто виноват. Первая инстанция приняла мою сторону, они подали апелляцию. А так, мне кажется, все это затеяно для того, чтобы опорочить мою репутацию. Я бы вашей газете не советовал писать об этих судах, пока не будет поставлена точка.