Крутое пике
Самолеты “Вильга” весь сезон стоят на приколе.
Казахстанский планерный спорт находится на грани вымирания. Единственная в республике команда планеристов в этом году не сделала ни одного вылета. Для того чтобы возобновить тренировки, необходима сумма минимум в 100 тысяч долларов. Таких денег в Западно-Казахстанской области, где базируется школа, пока не нашлось. Хотя в этом регионе разрабатывают едва ли не крупнейшее в мире Карачаганакское газоконденсатное месторождение.
Команда планеристов тренируется на уральском аэродроме Кордон. Правильнее будет сказать - тренировалась. Дело в том, что оба самолета, которые заводят планеры на круг, исчерпали свой межремонтный ресурс.
- Планер ведь сам в небо не поднимается, у него нет двигателя, - объясняет тонкости тренер ДЮСШ по авиационным видам спорта Павел КОННОВ. - С земли его поднимает самолет. Он затас-кивает планер на определенную высоту - это называется на круг - и там отцепляет трос. Дальше - дело мастерства планериста. Так вот оба самолета “Вильга” у нас весь сезон стоят на приколе. Мы не можем их эксплуатировать без кап-
ремонта. Каждый из них обойдется сейчас в 100 тысяч долларов.
Общий ресурс самолета “Вильга” - 3 тысячи часов. За десять лет уральские планеристы налетали третью часть от этого количества. По правилам теперь обоим бортам требуется капремонт. Столь серь-езные финансовые затраты объясняются тем, что в нашей стране самолеты такого класса не может ремонтировать никто. Ближайший вариант - город Шахты, расположенный на границе России и Украины. Туда нужно везти самолет целиком.
- Наш облспорт нас поддерживает, - говорит директор ДЮСШ по авиационным видам спорта Александр ЧЕРНОВ. - Но одной дружбы с облспортом мало. Нужно, чтобы нас поддержал маслихат, но бюджет не дает облспорту средств на развитие. Только на текущие нужды. Соответственно, нам денег тоже дают только на содержание штата и на текущие расходы. У нас же еще есть парашютисты и авиамоделисты. Они работают нормально. А вот ремонт хотя бы одного самолета для планеристов стоит почти всего годового бюджета нашей школы.
Полеты на коммерческой основе слишком дороги, да и ресурсы своего самолета в клубе тратить не намерены.
- У них есть свой самолет, - говорит руководитель летной службы ДЮСШ Вячеслав БАРСУКОВ. - Но арендовать его дорого. Ну вот представьте, мы один раз в ремонт вложились бы и лет 10 потом спокойно летали. А так придется платить за каждый час. Это еще дороже выйдет. Да и кроме того аэроклубу это тоже невыгодно: никто не хочет выбивать свой ресурс. Ведь если они будут давать самолет в аренду, у них вскоре возникнет точно такая же проблема. Зачем она им нужна раньше срока?
В областном управлении туризма и спорта в ответ на вопрос о финансировании ремонта пока лишь разводят руками.
- Мы и сами прекрасно понимаем, что самолеты необходимо ремонтировать, - говорит начальник управления Азамат БЕКЕТ. - Уже три года мы подаем заявки о выделении необходимой суммы. Сейчас вот будет сентябрьская сессия областного маслихата, мы снова попросим средства. Возможно, люди, которые не имеют отношения к спорту, ведь не факт, что в маслихате заседают спортсмены, просто не понимают, насколько это важно. Если бы я сам не был спортсменом, наверное, тоже думал так: “Ну ездят наши сборные на соревнования, привозят хорошие результаты. И без планерис-тов обходятся, и все нормально”. Ведь планерный спорт - не самый массовый.
Сами планеристы также говорят, что для нормального развития этого вида спорта необходимо полностью изменить взгляды на него, по-другому посмотреть на вопрос.
- Во всем мире планеризм активно развивается, - говорит Павел Коннов. - Приведу самый яркий пример - Германию. - В некоторых городах по выходным летает чуть ли не все население. Потому что там так поставлен вопрос. У нас же на авиаторов смотрят как на последних из могикан. Многие даже не знают, что у нас вообще такой вид спорта остался в стране.
Между тем, по словам специа-листов, планерный спорт во многом мог бы решить проблему подготовки кадров для летных училищ и высших учебных заведений.
- Когда работал ДОСААФ, мы готовили ребят к летной карьере, - продолжает тренер. - Они приходили в училища не просто так, а уже подготовленные, знали и матчасть, и в небе бывали. А вы знаете, насколько профессиональнее себя ведет в небе не просто летчик, а летчик-планерист?! Он ведь знает, как летит самолет, умеет его чувствовать. Возьмите любой случай, когда пилот удачно сажает машину в экстренной ситуации, например, когда отказал двигатель, и в 99% случаев это будет летчик с планерным прошлым, и помогли ему в этом именно планерные навыки. Получается, что мы лишаем своих летчиков возможности быть готовыми к экстренным ситуациям.
Вот и выходит, что ремонт самолетов “Вильга” - краеугольный камень всего отечественного планеризма. Авиаклубы, в которых за деньги летают любители, не в счет. Коммерческие полеты имеют очень мало общего с настоящим профессиональным спортом.
- Республиканский бюджет не может финансировать команду областного значения, - говорит начальник западноказахстанского облспорта Азамат Бекет. - У нас похожая ситуация складывалась с командами по шорт-треку и хоккею с мячом. Практически все спортсмены этих сборных занимаются в нашей области. У них должен быть совсем другой уровень тренировок, подготовки. Областному бюджету не под силу содержать сборные. Однако рес-публиканский бюджет средства тоже выделять на это не может. Да, получается замкнутый круг. С хоккеистами и шорт-трековцами мы немного разобрались: республика финансирует хотя бы их поездки республиканского и международного значения. Но это массовые виды спорта. С планерами все сложнее.
В общем, пока чиновники разного масштаба решают вопрос о выделении 200 тысяч долларов, казахстанский планерный спорт уверенно пикирует вниз. В самом лучшем случае, даже если средства решат выделить в следующем году, ремонт самолетов потребует определенного времени. И не факт, что к следующему сезону “Вильги” смогут встать на крыло. А еще через год тренеры могут просто не собрать команду - ребята разъедутся по другим городам, а может быть, и странам.
В лучшем случае все нужно будет начинать с нуля. В худшем - планеры с казахстанским флагом на борту больше не покажут класс ни на одном соревновании.
Павел КОННОВ: планер в небо сам не поднимется...
Злата УДОВИЧЕНКО,фото автора, Уральск
03.09.2013