1979

Зальём каток - и дело в шляпе

Сколько нужно построить спортивных объектов, чтобы провести в Алматы зимние Олимпийские игры-2022? Этот вопрос сейчас активно обсуждается в околоспортивных кругах. Правда, многие спортивные функционеры считают, что благодаря Азиаде в Алматы уже почти все арены для Белой Олимпиады готовы. Осталось построить только две ледовые площадки, которые уже запланированы к Универсиаде-2017, затем смонтировать санно-бобслейную трассу, и все - дело в шляпе! Но так ли это на самом деле?

По мнению специалистов, полностью соответствует международным стандартам лишь комплекс трамплинов “Сункар”. Остальные имеющиеся в Алматы стадионы (а их не так уж и много) даже сейчас нуждаются в реконструкции, а к 2022 году уже точно морально устареют. А что касается двух будущих катков, на которых собираются проводить соревнования по самым популярным зимним видам спорта - хоккею и фигурному катанию, а также по заморским диковинкам - шорт-треку и керлингу, то и здесь не все так гладко, как выходит на бумаге у наших чиновников.

Все будет хоккей!
- К Универсиаде обещают построить один 12-тысячный стадион и один 3-тысячный. А с учетом того, что в Алматы есть Дворец спорта им. Балуана Шолака, думаю, ледовых арен для олимпийского хоккейного турнира, причем как мужского, так и женского, будет достаточно, - считает президент ХК “Енбек” Сергей ШАВЕРНЕВ (на снимке). - А если вдруг не хватит места для фигуристов, то после Универсиады возведут еще одну арену: к тому времени Олимпиада будет для нас большим стимулом. Страна и город сделают все возможное и невозможное - я за это даже не переживаю. Уже сейчас вовсю обсасывают эту тему: кто будет делать холод, вентиляцию, освещение… После Азиады у нас появился определенный опыт: обожглись на некоторых фирмах, наделали кучу ошибок и сейчас все пытаются сделать правильно. Другой вопрос, как потом будут использоваться эти стадионы? Возьмите Дворец спорта им. Балуана Шолака. Делали его, делали, а он на спорт как не работал, так и не работает. Включили холодильники, показали для отмазки, что они есть, господин ТЕН с компанией прокатился - и все. А хоккей туда так и не пустили. Почему? Так надо для этого ставить шайбоотражающие стекла, матрацы. Этим должна заниматься специальная служба. С другой стороны, аренда льда во дворце самая дорогая в Казахстане - 60 тысяч тенге в час. Я понимаю, что у этой цены есть экономическое обоснование. Но все равно это очень дорого даже для нас - взрослых любителей хоккея, ветеранов. А что тогда говорить про детей! Родители юных хоккеистов вынуждены арендовать лед в 6 часов утра, потому что так чуть дешевле получается - на пять тысяч тенге. А дальше занимаются те, кто побогаче. Это мы так гонимся за массовостью? Но думаю, что новый 3-тысячник все-таки будет работать на спорт, а что касается 12-тысячника, то его, скорее всего, сделают культурно-развлекательным. Такую огромную площадь надо как-то содержать, она должна работать. В этой связи, может быть, встанет вопрос о создании в Алматы команды для Континентальной хоккейной лиги. Такой мегаполис однозначно заслуживает этого. Правда, нам потребуются настоящие спортивные менеджеры, знаю­щие хоккей изнутри, а не те специалисты, которые только в ладоши хлопают. А вообще, считаю, что нам сейчас нужно строить не монументальные глыбы, а разборные конструкции. Расстелили сэндвич-ковер, включили - и все. Другое дело, что качество льда будет зависеть от того, какую мы установим холодильную трубку: китайскую, польскую, российскую или австрийскую.

Заграница нам поможет

- Сегодня ни Алматы, ни даже Астана не готовы к проведению олимпийского турнира по фигурному катанию, - уверена главный тренер сборной Казахстана по фигурному катанию Куралай УЗАРОВА (на снимке). - Это слишком большая ответственность и работа.

Но если запланированные объекты все же построят, а главное - их будут использовать по назначению, тогда все возможно. Однако на каждом стадионе обязательно должен быть основной каток и раскаточный (а лучше даже два). Потому что во время выступления одних спортсменов другие должны тренироваться. Вот на Азиатских играх в Астане в этом плане все было продумано. У нас было и основное поле, и запасное. Другое дело, что трибуны республиканского велотрека находились далеко от льда, и зрители плохо видели фигуристов. Но все равно болельщиков было много.
- А можно ли проводить на одном катке соревнования фигуристов и хоккеистов?
- Проблематично. Для этих видов спорта необходима разная температура льда. Для фигуристов нужен более мягкий лед, для хоккеистов - более жесткий. Кроме этого хоккеисты такие ямы после себя оставляют… А вот фигурное катание и шорт-трек можно совмещать. Но при условии, что на стадионе будет и тренировочный лед.
- Успехи Дениса Тена на меж­дународной арене подняли интерес спортивных властей к фигурному катанию?
- Мы надеялись на это. Но, увы, все объекты, которые были построены к Азиаде, для нас остаются чужими. Мы по-прежнему катаемся в гипермаркетах. Конечно, мы доводим детишек до определенного уровня, и они успешно выступают на международных соревнованиях. Но затем им нужно переходить на стандарт­ную площадку, а ее нет. Арендовать запасное поле Дворца спорта очень дорого - 60 тысяч тенге в час. Считайте, две тренировки по полтора часа. Сколько получается? Ни государство, ни родители фигуристов не могут потянуть такую сумму. И потом, какой смысл? Если на льду одновременно занимаются 20-30 человек, то это уже не тренировка получается, а массовое катание. Дело дошло до того, что родители за свой счет пытались построить мини-стадион и даже привезли из Китая оборудование. Но участок, где можно поставить эту простейшую ледовую площадку, так и не нашли. Земля у нас для этого слишком дорогая…
- А кто у нас тогда будет выступать на Олимпийских играх 2022 года?
- Если тренеры и родители видят, что ребенок талантлив, то уезжают с ним тренироваться в Россию или США. У нас много деток таким образом выступают на чемпионатах мира и на этапах Гран-при. А что делать, если условий для профессионального роста фигуристов в Казахстане нет.

Александр ТРОФИМОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

01.08.2013

Поделиться
Класснуть