6060

Культурный шок

В очаге культуры Шымкента разгорелся настоящий пожар. Увольнения руководителя управления и тщательного антикоррупционного расследования требуют 12 деятелей этой сферы, подписавшиеся под письмом президенту страны.

Культурный шок
Ханзада ЕСЕНОВА.

Еще никогда прежде культурную среду мегаполиса не сотрясали подобные скандалы. Период руководства Ханзады ЕСЕНОВОЙ отличился и невероятной щедростью депутатов шымкентского маслихата, выделивших из бюджета города многомиллиардные суммы на отрасль, которая всегда финансировалась по остаточному принципу. Деятели культуры задались резонным вопросом: где растворились эти суммы?

На должность руководителя управления культуры, развития языков и архивов Шымкента Ханзада Есенова была назначена в сентябре 2020 года. И энергично взялась за реформирование этой сферы. Некоторые ее реформы пришлись не по душе тем, кто их, по сути, должен был воплощать. С этими людьми Ханзада Азимхановна, судя по количеству уволенных и получивших выговоры, расставалась легко и без сожаления. За год, утверждают подписанты, работы лишились 13 директоров и заместителей директоров театров, цирка, биб­лиотек. Были уволены десять сотрудников самого управления культуры. В небытие канула и русская труппа городского театра кукол, причем люди ушли тихо, без какой-либо попытки защитить свои интересы.

Тем не менее в учреждениях культуры все же нашлись рискнувшие выступить открыто, собрав пресс-конференцию. Поддержали демарш и в отраслевом профсоюзе, куда теперь обращаются те сотрудники, чьи трудовые права были ущемлены. Председатель профсоюза Бастарбек ПРИМБЕТОВ дважды возглавлял управление культуры, много лет был директором Казахского драматического театра им. Шанина.

- Мне обидно за тех людей, на чьих плечах вся работа держится, - сетует аксакал. - Конфликтов такого масштаба у нас не было никогда. Массовые увольнения устроила. За полтора года сменила у себя шесть или семь заместителей. Обидно, когда об уровне шымкентской культуры в стране судят по количеству коррупционных скандалов, случившихся за последний год. Больше полугода бухгалтеры управления культуры и дворца “Туркестан” под следствием. Новость о взятке в 80 млн облетела всю страну, как и о том, что заместитель руководителя управления выплатил штраф за нанесение побоев. Это же нонсенс! И бесконечные гонения людям устраивают.

Директор городской библио­теки им. аль-Фараби Анар ЖАППАРКУЛОВА, одна из уволенных, утверждает, что пострадала за свою несговорчивость, отказавшись подписывать смету на выполнение модернизации биб­лиотеки, потянувшую на 400 млн тенге. Сумма, по ее словам, сильно завышена. Подписать - значит отвечать потом по закону за такие деньги, решила директор. Уволили ее задним числом, пока она лежала в больнице. Восстанавливаться в должности Жаппаркуловой пришлось через суд. Оснований для ее увольнения в ходе судебного процесса не нашли, решение вынесено в ее пользу. Положенную ей за шесть месяцев вынужденного прогула зарплату - 1 млн 300 тыс. тенге - директор ждет до сих пор.

Анар Жаппаркулова и Игорь Вербицкий.

- Больше 40 лет я служу в сфере культуры нашего города. И за все эти годы не встречал такого, - заявляет директор Русского драматического театра зас­луженный деятель культуры Шымкента Игорь ВЕРБИЦКИЙ, которого Есенова не единожды пыталась уволить, но тщетно. - Первым делом Есенова потребовала перевести охрану и уборку театров на аутсорсинг. Уволить техперсонал и заключить договоры с клининговой компанией. Но это финансово невыгодно. Запросили ценовые предложения, сделали расчет. Вдвое дороже выходят услуги фирмы, да и людей, которые работают много лет, увольнять не хочется. Когда я отказался, появился приказ о сокращении наших сотрудников.

- На постановку восьми спек­таклей в этом году нам выделили 3 млн 343 тыс. тенге. Остальное доберем из доходов театра. Мы не просим лишние деньги из бюджета города. Да и в пандемию стыдно было просить, - добавляет Игорь Владимирович. - Ну почему-то нашему управлению не стыдно. Нам впервые навязали KPI, который в принципе не может быть применен к учреждениям культуры, и значительно увеличили ежегодный план. Нам, к примеру, подняли с 10 млн до 69 млн тенге. При этом русскоязычных зрителей, которые ходят на наши спектакли, в Шымкенте больше не становится.

Подписанты.

При такой ситуации Русский драматический театр все же умуд­рился найти спонсоров на участие в фестивале после того, как деньги на поездку управление выделить отказалось. Но даже при поддержке извне Ханзада Есенова не разрешила выезд, хотя спектакль уже был заявлен в программе фестиваля. Вербицкий принял самостоятельное решение и повез своих артистов. На фестивале получил успех и признание, а дома по приезде - выговор. Еще один выговор заслуженный деятель схлопотал за то, что заменил один спектакль другим, потому что актер сломал руку и не мог выйти на сцену.

К лирике творческих людей, переживающих настоящую драму из-за создавшейся ситуации, юрист Русского драматического театра Кайрат БИТАСОВ добавил конкретики. Тщательно изучив все документы, приказы, госзакупки и договоры, он пришел к неутешительному выводу: с приходом Есеновой на сферу культуры из бюджета выделили рекордные суммы, но на что конкретно они потрачены, доподлинно неизвестно.

Кайрат Битасов.

- Для сравнения: в 2019 году на сферу культуры из бюджета города было выделено 3,5 млрд, в 2020-м - 3,7 млрд, в прошлом году с приходом Ханзады Есеновой сумма рекордно выросла до 37 млрд 350 тыс. тенге! - поясняет юрист, обложившись выписками из портала госзакупок. - Как гражданин Казахстана, я имею право запрашивать отчет у госорганов о трате бюджетных средств. Запросил. Ответа не получил. И подал в суд за отказ в предоставлении информации. Только на проведение различных мероприятий в прошлом году управлением культуры и его подведомственными организациями было потрачено 1 млрд 381 млн тенге! И это в тот период, когда массовые мероприятия были под запретом санврача. На модернизацию библиотек за полгода потратили 1 млрд 377 млн тенге. По факту это был капитальный ремонт, который требует составления ПСД и госэкспертизы. И только при сроке эксплуатации 20 лет. Но гораздо легче модным и красивым словом ввести в заб­луждение депутатов маслихата, которые, не разобравшись, выделили деньги.

Вопросов к руководителю управления у выступивших против нее накопилось много, только вот приглашение пообщаться напрямую Ханзада Есенова проигнорировала. Мнениями со своими оппонентами она предпочитает обмениваться через СМИ. Поэтому на следующий день в интервью изданию Elitar.kz всем недовольным главная по культуре в Шымкенте за­явила: “Не дождетесь!”

- Кадровые решения у нас принимает аким, и я буду находиться в этой должности ровно столько, сколько он посчитает нужным, - подчеркнула она. - Думаю, коллеги слегка погорячились и изменят свое мнение. Я пришла, чтобы поднять культуру Шымкента на новый уровень, и медленно, но верно мы этого добиваемся. Моя задача как человека, который имеет ученую степень (я 15 лет возглавляла в ЮНЕСКО комитет нематериального культурного наследия), не уничтожать то, что есть, а открыть второе дыхание. Это не революция, это эволюция. Все и делается во благо города.

KPI-показатели, по ее мнению, всего лишь ключевые показатели развития. Дополнительные бюджетные заявки, которые всегда находят поддержку у депутатов, помогают добиться лучших результатов, а сокращение штатных единиц, наоборот, экономия бюджета.

Объяснила она и траты на прошлогоднее празднование Наурыза в Шымкенте, которые многие не могли увидеть по причине ограничений, связанных с пандемией.

- В 2021 году в свет вышла рабочая презентация новой концепции празднования Наурыза на десять дней. Сделать десяти­дневный праздник на 24 млн тенге на уровне мегаполиса невозможно, - уверена Ханзада Есенова. - К выделенным деньгам мы попросили еще 570 млн тенге на мероприятия до конца года. И на Наурыз, проведя практически сто мероприятий, потратили всего 217 млн тенге.

Однако, дотошно изучив портал госзакупок и подсчитав все оплаченные заявки, юрист Русского драматического театра Кайрат Битасов насчитал сумму почти втрое больше. Всего через шымкентский городской Дом культуры, заявил он, было заключено девять договоров на общую сумму 616 млн тенге.

Одним словом, сферу культуры Шымкента продолжает штормить. Однако власти города делают вид, что ничего не происходит.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть