Худой союз
Умирбек ЖубанияЗов показывает проект нового центра.
В союзе художников Казахстана - раздрай. В конце октября на очередном пленуме объединения необходимо было избрать нового председателя, но случилась такая свара, что выборы перенесли на полгода.
Творческие союзы переживают смутные времена. По словам их членов, внутри кипит большая работа (а не только чествование юбиляров и помощь в скорбные моменты ухода в мир иной кого-то из корифеев, как утверждают злые языки). Но наружу с завидной регулярностью выплескиваются именно скандалы. Так случилось и в Союзе художников Казахстана. Подошло время выбирать нового лидера - а из кого?
Сейчас руководит союзом Умирбек ЖУБАНИЯЗОВ, но он лишь исполняющий обязанности - с тех пор, как два года назад действовавший председатель подал в отставку. И свою кандидатуру на выборы Умирбек не выставлял:
- Такая работа отнимает слишком много времени, да я и не хотел, чтобы возникло ощущение, что я, пользуясь своим положением, рвусь к власти.
В качестве кандидатов рассматривались Жанарбек БЕРИСТЕНОВ и Жамбыл НАТАБАЕВ, а в последний момент в соцсетях раздались голоса о том, что пора бы молодым взять союз в свои руки, и возникли предложения выбрать председателем Алмаза МУСТАФАЕВА.
- Сейчас новые технологии, соцсети, юношеский максимализм, - говорит Умирбек. - Они развернули кампанию по выдвижению буквально накануне пленума. Хотя никто не мешал Алмазу вовремя подать документы на занятие поста председателя. Мы же должны обсудить кандидатуру, принять решение на пленуме!
Пока старшее поколение доказывало молодому, что есть некие процессуальные нормы, как и в какие сроки должен выдвигаться кандидат, разразился новый скандал. Не успел Оразбек ЕСЕНБАЕВ заявить, что тоже хочет выдвинуть свою кандидатуру, как один из кандидатов - Жанарбек Беристенов - обратился в суд с заявлением, что Есенбаев три года назад незаконно рулил молодежной организацией при Союзе художников. Мэтры опешили. Подняли протоколы (а все бюрократические тонкости здесь соблюдаются строго!) и напомнили, что, собственно, и поручали Оразбеку работать с молодежью. И даже дали возможность пользоваться счетом и печатью своего профильного союза. И Беристенов лично голосовал за это!
- Все было легитимно. Зачем вообще надо было устраивать скандал, а не разобраться, если тебя что-то возмутило? - недоумевает Жуманиязов. - Беристенов начал создавать нездоровую атмосферу, распространяя информацию о нечестности. Дело даже дошло до суда...
Поэтому мы и решили перенести съезд союза на полгода, разобраться во всем и сделать выборы максимально честными, - продолжает Умирбек. - Что же касается Алмаза Мустафаева, мы удивляемся, почему он, будучи одним из членов правления союза, не подал документы вовремя в рабочем порядке? Кто ему мешал? Более того, теперь мы видим, что многие идеи, которые он озвучивает в соцсетях, мы обсуждали в свое время в союзе, и он мог бы претворять их в жизнь. Зачем он намекает, что неизвестно куда деваются деньги, которые он платит за аренду мастерских? Союз художников на два года вообще освободил его от арендной платы, сейчас у него большая скидка, и он поднял на этой площади свое производство народных инструментов.
Сам Алмаз открещивается от желания властвовать. Говорит, что его выдвижение - это инициатива молодых коллег, которые верят, что на посту председателя предприниматель сможет в корне изменить и осовременить работу Союза художников.
- Сейчас все делается по-старинке, нет координатора, нет специалиста по IT-технологиям, нет контент-менеджера, - говорит Мустафаев. - Совершенно в заброшенном состоянии помещение мастерских художников, расположенное на проспекте Рыскулова. Его бы отремонтировать, провести туда газ, создать творческую ауру - тогда бы дела пошли по-другому. Я уже построил собственную мастерскую, поэтому я не за аренду борюсь.
Получается, что интересы замыкаются на красной корочке, удостоверяющей звание художника, причастность к республиканскому цеху, и на полузаброшенное здание раздора на проспекте Рыскулова. Правда, у нынешних лидеров худсоюза есть еще один козырь в рукаве - план реконструкции пристройки к высотке на улице Панфилова, где раньше были мастерские, постепенно ставшие частной собственностью художников. Здание находится в так называемом “золотом квадрате”, выходит на пешеходную улицу Панфилова, и руководители союза верят, что если бы нашлись спонсоры, то там можно было бы сделать современный выставочный зал и оборудовать площади под мастерские. Но опять же - если найдутся спонсоры...
А пока есть 15-й пункт резолюции пленума СХ: “Вызывает тревогу моральный климат в Союзе художников, когда коллегами, членами СХ РК выдвигаются необоснованные обвинения друг против друга, насаждается хаос и анархия в соцсетях, что создает неблагоприятный имидж организации”. Точнее не скажешь.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы