18319

Смешались в кучу кони, люди...

Вернут ли Бахытжан КЕНЖЕБАЕВ и его супруга Сауле ИБРАЕВА отнятое у народного фонда? 

Куда ушли 5 000 000 000 тенге из Единого накопительного пенсионного фонда и как их можно вернуть

На этой неделе в Алматы начался судебный процесс по громкому делу об исчезновении 5 млрд. тенге из ЕНПФ. По официальной информации, деньги по указанию руководства фонда были вложены в ценные бумаги компании “Бузгул Аурум”, планировавшей добывать золото на своем месторождении, где, к слову, не была проведена даже нормальная разведка. Как установило следствие, решение об инвестировании огромной суммы в сомнительную фирму принимал бывший председатель ЕНПФ Руслан ЕРДЕНАЕВ, получивший за это взятку. Вместе с ним на скамье подсудимых находятся его бывшие коллеги - зампред фонда Дабыр МЕДЕТБЕКОВ, начальник управления рисками Муса БАХТОВ, а также учредитель ТОО “Бузгул Аурум” Бахытжан КЕНЖЕБАЕВ, директор этой фирмы Азат НАЙЗАРАГИН и коммерсант Талгас ТУРТАЕВ. Сотрудники КНБ, расследовавшие это дело, сумели размотать всю цепочку преступления: один бизнесмен нуждался в деньгах, поэтому попросил своего знакомого найти выход на пенсионных начальников, после чего договорился с ними об инвестициях в обмен на откат. Невыясненными остаются лишь два вопроса: куда, собственно, подевались те самые 5 “ярдов”, ушедшие из ЕНПФ в ТОО “Бузгул Аурум”, и как можно вернуть пенсионному фонду эти деньги? Газета “Время” предлагает свою версию ответов на эти вопросы.

1 января 2017 года бизнесмен Бахытжан Кенжебаев отметил свой 57-й день рождения, но настроение у него явно было непраздничным. Аккурат под Новый год в стране разгорелся страшный скандал вокруг денег пенсионного фонда, вложенных в компанию “Бузгул Аурум”, единственным владельцем которой как раз был господин Кенжебаев. Его вместе с главой ЕНПФ Русланом Ерденаевым и другими фигурантами уголовного дела отправили в следственный изолятор. И вот с того момента и вплоть до минувшего четверга, когда начался судебный процесс, все шестеро подозреваемых находятся под арестом.
Государственные деньги в нашей стране исчезают, увы, регулярно. И так сложилось, что подозреваемые в хищениях стараются сразу же погасить нанесенный ущерб, чтобы смягчить наказание или вообще его избежать. Однако в случае с деньгами ЕНПФ этого не произошло - ни бизнесмен Кенжебаев, ни финансист Ерденаев их не вернули. И только теперь (!) адвокат Бахытжана Сагиндыковича пообещал, что его доверитель сможет отдать все
5 млрд. тенге, если его выпустят из СИЗО на свободу. Но что мешало коммерсанту найти эти деньги, пока шло следствие? Дело в том, что денег тех как бы нет.
Началась вся эта история в августе 2015 года, как раз перед обвалом национальной валюты. Еще при курсе 185 за бакс Бахытжан Кенжебаев умудрился оформить заем в Asia Credit Bank - почти
9 млн. долларов! В первых числах августа ему выдали 3 млн. “вечнозеленых”, а спустя неделю он получил еще почти 6 “лимонов”. На тот момент это было порядка 1,6 млрд. тенге. А 20 августа тенге отпустили в свободное плавание, курс скакнул до 255 за доллар, а затем мягко поплыл к 350. И долг Кенжебаева банку в нацвалюте тут же почти удвоился…
Предприниматель попал в очень сложную ситуацию: ведь в качестве банковского залога он выставил семь объектов недвижимости - возможно, все, что имел в Казахстане: три алматинских особняка площадью 300, 400 и 600 квадратов, две квартиры в элитных жилых комплексах, базу отдыха в Капшагае Алматинской области, а еще одним лотом оказался бизнес-центр “Мунайшы” площадью 2000 квадратов, принадлежащий Талгасу Туртаеву. Все это имущество стоило гораздо больше 9 млн. долларов, и в том случае, если бы Бахытжан Кенжебаев отказался гасить кредит, банк легко бы восполнил свои потери за счет залога.
Наверняка понимал это и Кенжебаев. Потому и начал искать вариант высвобождения столь дорогого имущества. Осенью 2016-го бизнесмен, целый год не погашавший долг, попросил в Asia Credit Bank новый заем - уже в размере 5 млрд. тенге. А в качестве залога коммерсант на этот раз предложил деньги - без малого... 5 “ярдов” в той же нацвалюте! Откуда “дровишки”? Они пришли из... ЕНПФ, но через другой банк. То есть отследить происхождение денег было невозможно. Asia Credit Bank одобрил новый кредит, благодаря чему Кенжебаев сумел погасить первый заем - к тому моменту это было уже 3 млрд. тенге, а оставшиеся 2 “ярда” (или 6 млн. долларов) бизнесмен забрал наличными. И самое главное - банк освободил все объекты недвижимости, поставленные Бахытжаном Сагиндыковичем в качестве залога по первому кредиту.
Другими словами, имуществом Кенжебаев уже не рисковал, зато на депозите в том же Asia Credit Bank лежали деньги из ЕНПФ, упавшие ему - едва ли не в буквальном смысле слова! - с неба. Не для этого ли и замышлялась вся операция с продажей облигаций пенсионному фонду? Уж слишком подозрительно совпадают цифры…
Правда, одно не просчитал Кенжебаев: после того как он целый год не платил по первому кредиту, в Asia Credit Bank к нему поменялось отношение. И, выдавая второй кредит, банк, возможно, решил не дожидаться, когда бизнесмен придумает новый спасительный вариант погашения долга: в октябре прошлого года он просто списал весь депозит в счет задолженности! Причем, нужно отметить, он поступил абсолютно законно, в соответствии с кредитным соглашением. А в конце года за бизнесменом пришли из Комитета нацио­нальной безопасности…
Оказавшись в СИЗО, коммерсант попытался вернуть деньги, списанные банком. Он подал иск в Бостандыкский райсуд Алматы по гражданским делам, требуя вернуть ему депозит, но проиграл дело. В мае это решение поддержала апелляционная инстанция горсуда. Наверняка бизнесмен будет судиться и дальше, но вероятность возврата денег таким способом близка к нулю.
Так где же господину Кенжебаеву теперь найти 5 млрд. пенсионных тенге? С одной стороны, почти 9 млн. долларов первого кредита плюс еще 2 млрд. тенге из второго кредита - а вместе это 15 млн. долларов, то есть как раз требуемые 5 млрд. тенге по нынешнему курсу - ушли в неизвестном направлении. С другой стороны, выставлявшиеся в качестве залога в банке объекты недвижимости (три коттеджа, две квартиры и база отдыха), по нашей информации, родственники подсудимого успели продать до того, как на них был наложен арест...
Впрочем, у семьи Кенжебаевых должно быть и другое имущество. Например, супруга Бахытжана Сагиндыковича Сауле ИБРАЕВА не так давно рассказывала в интервью “Форбсу” о своей любви к лошадям, конному спорту и планах построить свою собственную конюшню. Наверняка все это стоит хороших денег и все это можно продать, чтобы вернуть должок пенсионному фонду. Если, конечно, Бахытжан Кенжебаев на самом деле хочет погасить ущерб государству...

Дословно

“- И сколько у вас своих лошадей на сегодняшний день?
- Сейчас семь. Я постепенно входила во вкус - покупала, покупала. Некоторых привозила из-за границы. И, надо сказать, это так сложно!
- Родные разделяют вашу страсть к лошадям?
- Да, мой муж тоже катается, хотя меньше, чем я. Сын, признаюсь, к этому остыл. Но вот в этом году начну возить на тренировки своих девятилетних племянниц. Недавно привезла им из Германии всю необходимую форму: маечки, бриджики, каски, обувь, перчатки - все такое красивое, специально для девочек. У нас ведь такое не купишь.
- А что с конюшней? Планируете покупать лошадей и дальше?
- Пожалуй, это неизбежно. Как раз в следующем году, скорее всего, будем с мужем строить свою конюшню. Уже хочется сделать все красиво. Как в Европе, где конюшни - это особая роскошь, особая красота. Будем нанимать для этого специального архитектора”.
Из интервью Сауле Ибраевой журналу Forbes Woman, май 2014 г.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из социальных сетей, Алматы

Поделиться
Класснуть