21118

Теракт с последующим отпуском,

или О странной логике генерал-полковника Касымова

Утро минувшего понедельника началось с двух новостей. Одна - трагедия: в отделении реанимации больницы скорой неотложной помощи в южной столице скончались еще двое полицейских - старший сержант местной полицейской службы ДВД Алматы Серик АБИЛЬДАЕВ и участковый инспектор УВД Алмалинского района лейтенант Мейрамбек РАХМАТУЛЛАЕВ. Кровавый список жертв алматинского стрелка Руслана КУЛЕКБАЕВА вырос до девяти человек… Вторая, честно говоря, не укладывается в голове: несмотря на объявленный по всей стране “желтый” уровень террористической угрозы (что подразумевает усиленный вариант несения службы), министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ (на снимке) внезапно ушел… в отпуск!

Тем временем сотрудники департамента специальных прокуроров Генпрокуратуры РК уже приступили к расследованию уголовного дела Кулекбаева, возбуж­денного по шести статьям Уголовного кодекса РК. Напомним: алматинскому стрелку инкриминируют убийство двух и более лиц, совершенное способом, опасным для жизни других людей; вооруженное нападение на здание государственных органов; применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти; хищение огнестрельного оружия с применением насилия; неправомерное завладение автомобилем без цели сбыта и, наконец, терроризм (см. “Руслан Кулекбаев: “Имею навыки охотника...”, “Время” от 28.7.2016 г.). Кроме того, сыщики проверяют его на причастность к еще четырем разбойным нападениям и двум грабежам.
Первичные материалы уголовного дела собирали сотрудники ДВД Алматы. Однако позже наверху решили: более объективное и всестороннее расследование могут провести именно спецпрокуроры. И для этого есть веские причины.
Нападение на УВД Алмалинского района продемонстрировало, что полицейский гарнизон, мягко говоря, не был готов к отражению теракта. В различных материалах, связанных с этим событием, имеются радиоперехваты дежурного РУВД: сначала он объявляет о нападении на полицейское управление, спустя минуту подтягивает к зданию ближащие патрули, предупреждая их о том, что необходимо надеть бронежилеты, в РУВД началась перестрелка. Но зачем собирать по городу патрульные экипажи, если в здании находятся десятки полицейских, включая во­оруженную дежурную смену? Кроме того, здание ДВД, находящееся по соседству с РУВД, охраняют помимо обычных постовых 10 бойцов спецназа. Снайпер, сапер, минер и семь штурмовиков (эту систему безопасности в южной столице ввели после первых терактов). Бойцы спецподразделения - участники контртеррористических операций - имеют боевой опыт и в совершенстве владеют оружием. Что помешало руководству МВД поднять по тревоге этих профи, способных за считаные секунды добежать до Алмалинского РУВД и обезвредить стрелка-одиночку (по версии силовиков, озвученной сначала президенту страны на экстренном заседании Совбеза, а затем журналистам на брифинге 18 июля, Кулекбаев был один)?! Своевременная команда из МВД - и сегодня нам не пришлось бы оплакивать убитых полицейских и пограничника…
А вот что увидел своими глазами алматинский пенсионер Валерий ШИНКАРЕНКО, в это роковое утро приехавший в Алмалинское РУВД писать заявление о краже у него мобильника. Нам доподлинно неизвестно, был ли он допрошен в качестве свидетеля, но его рассказ в эфире республиканского телеканала, как минимум, заслуживает внимания следствия. Вот полная версия (на языке телевизион­щиков - исходник) его рассказа:
- Я пришел в РУВД, на посту стоял молодой лейтенант. Я еще удивился: офицер стоит в бронежилете и с автоматом. У меня был пакет, он попросил показать содержимое. Проверил все досконально, потом мне объяснил, как пройти в дежурную часть. Меня отправили на пятый этаж - к следователям. Я поднялся, разговаривали минут сорок. Спускаюсь вниз по лестнице и только выхожу на порог дежурной части, в это время крик по громкоговорителю: “Захват РУВД!” Рядом со мной были двое в гражданском, я так понял, они офицеры. И мы втроем побежали наверх (здесь и далее выделено мной. - Т. К.)... Я сильно испугался. На пятом этаже повернул направо, за мной бежали сотрудники РУВД. Один кабинет был приоткрыт, там находились трое полицейских, один с оружием в руках. Мы выглянули в окно. Постовой офицер лежал, его лицо было в крови… Насколько я понял, его ранили в голову. Спустя некоторое время офицеры ушли, я вышел за ними. Наверх поднимались сотрудники в бронежилетах, с автоматами. Они стали зачищать помещение. Я осторожно пошел вниз, дошел до первого этажа. Только спустились - опять крик, мы быстро побежали наверх. И опять какой-то выстрел. Мы добежали до третьего этажа. Было несколько женщин, они нас в комнату канцелярии впустили, там железная дверь. Там мы находились часа два. Мы слышали выстрелы и крики, он (Кулекбаев. - Т. К.) находился на территории РУВД. Честно говоря, страх сильный...
Получается, сотрудники, сидевшие в здании РУВД, услышав выстрелы, стали прятаться по кабинетам и ждать, пока в здание войдут патрули?! Понятно, ребята испугались. Понятно, не ожидали вооруженного нападения на РУВД. Но все же они не простые обыватели, а офицеры полиции! Пока стрелок разгуливал по городским улицам с автоматом в руках, а полицейские гонялись за ним, появились новые жертвы. Сначала Кулекбаев расстрелял патрульный экипаж, охранявший здание департамента КНБ Алматы, потом - офицера пограничной службы. И только сотрудник “Кузета” Аян ГАЛИЕВ, охранявший здание департамента государственных доходов Алматы, ценой собственной жизни обезвредил террориста. Страшно подумать, скольких мог положить террорист, если бы старшина Галиев не выскочил ему навстречу, а просто передал информацию в ДВД…
Позже, когда стрелка уже задержали, на заседании Совета безопасности в Астане министр Касымов доложил президенту хронологию событий.
- В 10.54 неизвестный произвел два выстрела из пистолета в постового Алмалинского РУВД, когда тот потребовал у него документы, - доложил глава МВД Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. - Ранив его и завладев автоматом, произвел несколько выстрелов в сторону дежурной части, а также несколько выстрелов в стоящих во дворе РУВД людей. При этом четверо полицейских и один гражданский, пенсионер, получили ранения. После этого преступник выбежал на улицу, остановил автомашину, сел в нее. По дороге произвел несколько выстрелов в сторону ехавшей на вызов патрульной автомашины. Подъехав к зданию департамента КНБ, подозреваемый открыл огонь еще по одной патрульной машине, ранил двоих наших сотрудников. Подозреваемый остановил еще одну автомашину, где сидел старший лейтенант Пограничной службы Комитета нацбезопасности. Вместе с ним он хотел доехать до проспекта Абая, но тот оказал сопротивление. Ну и когда он к третьему адресу подъехал, там уже вступил в перестрелку с нашими полицейскими, которые дежурили на посту. Один получил смертельное ранение, второй смог его ранить и надеть ему наручники…
Итак, по словам генерал-полковника, на все про все Кулекбаев потратил 24 минуты. После этих слов министра соцсети взорвались спорами: одни считали, что у террориста были сообщники, другие уверяли, что за это время он физически не смог бы преодолеть расстояние в несколько кварталов, периодически останавливаясь, чтобы стрелять в людей в форме. Казалось бы, лучшим аргументом в пользу (или не в пользу) министра могут стать записи видеокамер, установленных как на перекрестках улиц, так и в здании РУВД. Однако среди фрагментов видеозаписей, размещенных в Интернете, мы так и не нашли видео, в какое именно время Кулекбаев заходит на территорию РУВД и когда конкретно покидает здание с автоматом в руках. Нет сведений и о том, сколько всего сотрудников РУВД забежали в оружейку, чтобы вооружиться, и вооружались ли они вообще. Между тем дежурная часть и примыкающая к ней оружейная комната оснащены круглосуточным видеонаблюдением.
…20 июля страна провожала в последний путь погибших стражей правопорядка. Аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ приехал из Талдыкоргана в село Каракыстак на похороны сержанта Максата САЛИМБАЕВА. Оттуда глава региона поехал в село Болек Енбекшиказахского района, где прошли похороны старшего инспектора службы специализированного батальона дорожно-патрульной полиции лейтенанта Тимура БЕГАСИЛОВА (расстояние между двумя этими поселками - около 200 километров). Семьям погибших Баталов вручил ключи от квартир в жилищном комплексе “Асыл Арман” со словами:
- Конечно, это не восполнит утраты, но жизнь не стоит на месте, желаем долгих лет жизни детям, родным и близким…
В этот же день аким Алматы
Бауыржан БАЙБЕК выступил на панихиде по погибшим и выразил соболезнования семьям, потерявшим своих близких. От имени Нурсултана Назарбаева аким Алматы вручил ключи от двухкомнатной квартиры семье Галиева. Позже мэр южной столицы приехал в больницу навестить тяжелораненых полицейских.
А вот главы МВД ни в больнице, ни на похоронах своих товарищей по полицейской службе не было. Хотя его - на том самом экстренном заседании Совбеза - командировал в Алматы ЛИЧНО президент Назарбаев. Неужели Калмуханбет Нурмуханбетович не мог найти немного времени, чтобы приехать в больницу и пожать руки смотревшим смерти в глаза подчиненным, сказать слова скорби на траурной пахиниде?! Хотя бы в Алматы, если уж не было возможности ездить по аулам области…
А вот у молодого акима южной столицы эти слова нашлись.
- У Аяна Галиева остались десятилетняя дочь и семимесячный сын. Когда мы были у него дома, его родные рассказали, что десять лет они ждали рождения долгожданного сына. Аян каждый день занимался им, хотел, чтобы он стал батыром. У Гани Нуриманова два сына, у Бауыржана Нурмуханбетова - дочь, Максат Салимбаев воспитывал дочь, а Тимур Бегасилов - сына. Они погибли на посту, выполнив свой долг, - едва сдерживая слезы, произнес Байбек.
Разве не должен был в это время министр внутренних дел стоять рядом с мэром Алматы? Хотя бы молча стоять, если уж ему нечего сказать, провожая своих подчиненных в последний путь! Спрашивается, чем занимался глава МВД в Алматы? И почему столь стремительно бежал (у меня нет другого слова) из южной столицы! Ведь не кто иной, как он, Калмуханбет Касымов, на ночном брифинге сразу по приезде в Алматы заявил:
- Преступник, устроивший стрельбу по полицейским, решил отомстить сотрудникам правоохранительных органов за годы лишения свободы, к которым он был приговорен за грабеж и хранение оружия. Зная, что его все равно арестуют за убийство женщины, совершенное накануне, он пошел на еще одно преступление...
Тем временем председатель КНБ Владимир ЖУМАКАНОВ нашел время, чтобы подписать приказ о награждении (посмертно) старшего лейтенанта Азамата АЗИМЖАНОВА медалью “Ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз етудегі γлесі γшін” (“За вклад в обеспечение национальной безопасности”). А хоронить своего подчиненного со всеми воинскими почестями в поселок Пинджим Алматинской области приехал директор Пограничной службы КНБ генерал-майор Дархан ДИЛЬМАНОВ. Хотя вполне мог ограничиться официальной теле­граммой с соболезнованием, как это сделал глава полицейского министерства.
И последнее. После разбора полетов, связанных с терактом в Актобе, начальника ДКНБ по Актюбинской области Нурлана КЫДЫРБАЕВА сняли с должности. Расстался с креслом и первый замначальника ДВД Актюбинской области Рахат АХАНОВ. Эта информация тут же была растиражирована в СМИ. А вот в случае с алматинским терактом почему-то решили по-тихому: начальник Алмалинского РУВД Аскар БОЛАТОВ написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой долж­ности по собственному желанию. На днях был назначен начальником отдела одного из управлений ДВД. Еще два погонных бастыка - начальник местной полицейской службы и адмполиции ДВД Алматы и замначальника этого подразделения - отделались строгими выговорами. Но в МВД эту информацию афишировать не стали. Как, впрочем, и скоропостижный отпуск генерал-полковника Касымова.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть