6623

Кинокартина маслом

Не утихает скандал вокруг очередного провального проекта “Казахфильма” - фильма “Феникс”, который частично профинансировало государство. Научно-фантастическая лента должна быть посвящена неизвестному нечто, имеющему непредсказуемые свойства - именно так написано в сценарии. Однако вместо того чтобы снимать это самое нечто, режиссер Талгад ЖАНЫБЕКОВ (на снимке слева), уже освоив 100 миллионов тенге, обвинил министра культуры Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке справа) в коррупционных преступлениях. На прошлой неделе на страницах “Времени” мы рассказали всю подоплеку этого кинопротивостояния (см. “Вот это кино!”, “Время” от 16.7.2016 г.). Но спустя некоторое время появились новые подробности этого скандала.

Признаемся честно: мы не ожидали, что первая публикация о “Фениксе” вызовет такой ажиотаж в мире казахстанского кино. Редакцию и автора завалили звонками - деятели киноискусства рассказывали, что они знают о картине и ее авторах, смакуя детали многолетней давности. Конечно, это может быть связано с громкими обвинениями, выдвинутыми в адрес министра. Не каждый день целого члена правительства публично обвиняют в попытке выбить откат. Но, как оказалось, дело тут далеко не в Талгаде Жаныбекове.
На самом деле за фильмом “Феникс” стоит совсем другой человек - известный актер и театральный режиссер Тунгышбай ДЖАМАНКУЛОВ. Аксакалы часто вспоминают, какие вещи творились в Казахском театре драмы имени Ауэзова, когда Тунгышбай Кадырович был назначен его директором. Главные женские роли достались его супруге, а некоторых актрис, как Меруерт УТЕКЕШОВА и Рахила МАШУРОВА, он просто-напросто уволил. Из театра “ушли” корифеи сцены, в том числе и художественный руководитель Азербайжан МАМБЕТОВ, при котором Ауэзовский драматический гремел на всю страну. Но это так, лирическое отступление…
И вот лет этак пять назад Джаманкулов вместе с Жаныбековым задумали снять фантастическую картину. Первым делом они начали пробивать финансирование. Для этих целей, например, был задействован космонавт Талгат МУСАБАЕВ. Еще в 2012 году он написал письмо премьер-министру Кариму МАСИМОВУ с просьбой рассмотреть вопрос о поддержке картины. Возможно, именно поэтому в том же году проект был одобрен “Казахфильмом” и его поставили в очередь. Сами авторы определили, что им на съемки нужно 550 миллионов тенге. По всем документам прошла именно эта сумма. Тогдашний министр культуры и информации Дархан МЫНБАЙ был не против картины. Тем более что денег на тот момент на киноиндустрию выделяли гораздо больше, чем сейчас. Да и экономическая ситуация в стране была не в пример лучше.
Первые деньги упали на счет “Феникса” во второй половине 2014 года - 100 миллионов тенге на подготовку и предподготовку съемочного процесса. И тут же в Министерство культуры полетели первые письма: Тунгышбай Джаманкулов попросил скорректировать бюджет в связи с девальвацией, случившейся в начале года.
И вот с того самого момента министерство, которое уже возглавил Арыстанбек Мухамедиулы, попало под плотный прессинг со стороны народного артиста Джаманкулова. Т. Джаманкулов жаловался во все инстанции - главе государства, премьер-министру, генпрокурору, руководителю администрации президента, в Счетный комитет и другие органы. Правда, к тому времени главный космонавт страны Мусабаев перестал поддерживать проект - он прочитал сценарий и понял, что фильм вовсе не о космосе...
В 2015 году “Фениксу” должны были перечислить еще 450 миллионов, но шумиха вокруг ленты привела к тому, что проект решили изучить еще раз. А все из-за бесконечных скандалов создателей “Феникса”. Чиновники решили не рисковать - возникли сомнения, что авторы сумеют довести картину до конца. Также им посоветовали пригласить в свою команду опытных киношников. Тунгышбай Джаманкулов, при всем к нему уважении, больше известен как актер и театральный режиссер, а не как кинопродюсер. А Талгад Жаныбеков, как оказалось, является и режиссером, и продюсером, и композитором, и в конечном итоге даже исполнителем одной из главных ролей “Феникса”!
В проекте появились “иностранные инвесторы” в лице россиянина Алексея СЕВОСТЬЯНОВА. Он представлял компанию “Альдамиса Рус”, которая якобы является филиалом голливудской студии Aldamisa Entertainment, снявшей ряд успешных фильмов. Действительно ли “Фениксом” заинтересовались в Голливуде, сказать трудно. К слову, из Aldamisa Entertainment в гос­органы или в “Казахфильм” не было отправлено ни одного письма. Все переговоры вел Севостьянов. Но, что любопытно, в своих первых посланиях Тунгышбай Джаманкулов указывает: он нашел инвестора в лице компании Aldamisa, без всяких “Рус” (у которой уставной капитал составляет 10 тысяч рублей!!!). То ли ошибается, то ли вводит в заблуждение…
Как бы то ни было, в апреле 2015 года “Казахфильм” заключает с “Альдамиса Рус” и ТОО “Turan Universal Business” трехстороннее соглашение о софинансировании фильма. Стороны договариваются вложить в картину по три миллиона долларов, Севостьянов обещает прокат и рекламу по всему миру, в воздухе витает запах успеха. Но есть один маленький нюанс. Согласно договору директор “Альдамиса Рус” получил право распоряжаться всеми деньгами, попавшими на счет фильма! Так чиновникам и говорят: перечисляйте все деньги нам, а мы уже разберемся, как снимать.
Кроме того, именно россиянину достаются авторские права на картину, хотя ранее они были переданы “Казахфильму”. За них уже даже деньги заплатили. И именно из-за авторских прав начинаются новые разборки. Ну не может государство выделять деньги по госзаказу, если в итоге не владеет тем, за что платит! Грубо говоря, нельзя построить больницу за бюджетные средства, чтобы потом какие-нибудь частники получили здание и все оборудование в свою собственность. Так же и с кино: если картина финансируется государством, то ему и принадлежит. Но авторы картины уперлись: права у “Альдамиса Рус”, и все! К слову, “голливудская” компания из обещанных трех миллионов на счета фильма не перечислила ни копейки. Знают ли руководители головного офиса Aldamisa Entertainment, что являются соинвесторами фильма в Казахстане и даже взяли на себя многомиллионные обязательства? Трудно дать точный ответ на этот вопрос. На сайте aldamisa.com последняя новость была размещена осенью 2014 года. Сейчас название фирмы встречается разве что в судебных хрониках - режиссер “Мачете” Роберт РОДРИГЕС собирался взыскивать с настоящей “Альдамиса” более семи миллионов долларов…
Итог многолетних жалоб и разборок неутешителен - финансирование “Феникса” заморожено. Будет ли картина доснята - большой вопрос. И, честно говоря, выглядит вся эта затея с фильмом мутновато. Непонятные инвесторы, настойчивые требования о выплате денег, отказ от привлечения сорежиссеров и сопродюсеров. И в результате - ни кино, ни 100 миллионов. Лишь один бесконечный скандал...

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Комментарии в тему

Сергей АЗИМОВ, режиссер, продюсер:
- Свою правоту нужно доказывать, основываясь на фактах и в правовом поле. Пока мы видим только ничем не подтвержденные заявления. Обвинения во взятке должны выдвигать правоохранительные органы. Заявления, что фильм поддерживает голливудская компания, должны подтверждаться на самом высоком уровне, договор должны подписывать первые руководители компании, кого хорошо знают в мире кино. Да и вообще, действителен ли договор, подписанный “Казахфильмом”? Пока же есть только один факт - фильму выделили 100 миллионов тенге, но куда пошли эти деньги, никому не известно, говорят: девальвация, инфляция… Мы сейчас закончили работу над фильмом “Однажды в детском доме”. Тоже потеряли на девальвации крупную сумму, но все равно закончили картину. Дайте мне 100 миллионов, я сниму вам фильм за эти деньги!
Асанали АШИМОВ, актер, режиссер, народный артист СССР:
- Боюсь, что Тунгышбай Джаманкулов не потянет такой фильм. Он же не кинорежиссер, не кинопродюсер. Выглядит это все непонятно. Вообще вопрос странный - уже выделили 100 миллионов, на что потратили? Теперь просят еще огромную сумму. Вообще, это скандал, который может повредить всему казахстанскому кино. Там, где Джаманкулов, всегда скандалы. Рядом еще какой-то непонятный человек, тоже скандалит постоянно. По-моему, весь этот проект - деньги на ветер.
Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ, режиссер:
- Мы вообще в обиде на Астану. Они оттуда спускают такие сценарии, которые читать невозможно. Вот этот сценарий “Феник­са” я вообще не читал, не видел. Фильм этот в работу приняли, когда я лежал в больнице. Сможет ли Джаманкулов снять такую картину? Я не знаю. В каждом из нас сидит мастер-гигант, чужая душа - потемки, и я не оценщик. Тунгышбай - мой современник, гениальный актер. Как режиссера я его не знаю, ни одной картины его не видел. Но плохого ничего говорить о нем не буду, зачем мне его топить? Пусть судятся, разбираются сами.



Поделиться
Класснуть