7228

Летательный исход

На обучение одного пилота Казавиаспаса МЧС потратило 100 тысяч долларов, за эти деньги летчики шесть дней изучали теорию и ни разу не сели за штурвал вертолета.

Конец января стал для отечественной авиации тяжелым периодом - сразу два вертолета потерпели крушение, погибли пять человек и один получил тяжелые травмы. Оба аппарата - и тот, что сгорел во время коммерческого полета прокурора Жамбылской области, и другой, похоронивший под собой врачей и младенца, - использовались для спасательных работ.
По предварительным версиям, причиной обеих катастроф могли стать неверные действия пилотов в экстремальных ситуациях. Так как же учили летчиков, если они совершают роковые ошибки? История нашего героя Валерия СЕВОСТЬЯНОВА (на снимке) проливает свет на подготовку отечественных авиаторов.

Житель алматинского пригорода Валерий Севостьянов всю свою жизнь посвятил авиации, а летчиком-спасателем работал последние десять лет. Работа, как многие могут догадаться, не самая простая. Вертолеты поднимают в небо в любое время суток и в любую погоду. Как, к примеру, было на прошлой неделе в Талдыкоргане: поступила команда привезти ребенка из Ушарала - нужно выполнять. А метель за бортом или ясное небо - это никого не интересует. Были в работе и негативные моменты - задержки зарплаты, не самые лучшие условия труда. Ну а в 2011 году открылись приятные перспективы: Казахстан подписал международное соглашение на поставку новеньких вертолетов EC-145. Среди тех, кому доверили управление еврокоптерами, оказался и Севостьянов.
- На учебу в Германию отправили четырех пилотов и 15 техников, - вспоминает Валерий. - Перед отъездом все подписали контра­кты, где была проставлена сумма обучения - поч­ти 20 миллионов тенге. Тогда это было около 100 тысяч евро. Мы, конечно, удивились, откуда такая большая сумма. Но условия были жесткие: хочешь летать -подписывай. К тому же нам объяснили, что после пяти лет отработки вся сумма будет списана.
Обучение проходило в небольшом немецком городке Донауверте. Казахстанских школяров поселили в маленькой гостинице, а большую часть дня они проводили в центре подготовки.
- У нас было шесть дней теоретических занятий, - рассказывает Валерий Севостьянов. - Мы должны были вдоль и поперек изучить еврокоптер, а затем начать на нем полеты. К тому времени Казахстан уже выкупил первые вертолеты, и они стояли там же, где мы учились. Мы ждали разрешения, чтобы начать полеты именно на принадлежащей нашей стране технике. Как нам объяснили организаторы, это гораздо дешевле, чем летать на арендованных вертолетах. В итоге переговоры затянулись, и мы две недели просидели без дела, после чего нас отправили домой. Практические занятия прошли уже в Казахстане.
Первые еврокоптеры начали летать в Казахстане с 2012 года. Прикрепили их к Казавиаспасу и использовали по прямому назначению - спасательные операции, полеты санавиации, работа с другими ведомствами. При этом условия труда оставляли желать лучшего - задержки по зарплате достигали трех-четырех месяцев, да и EC-145 оказался агрегатом капризным, не приспособленным для казахстанского климата с резкими перепадами погоды.
- Мучались мы постоянно, без денег сидели месяцами. Помню, что стало последней каплей - в Балхаше приземлились, вертолет надо в ангар загонять, а мы вдвоем с напарником. Холодно, ветер, мы по всему аэродрому людей просим помочь. Ради чего это все? Позвонил начальству и сказал, что ухожу. Увольнялся я по вине работодателя, допустившего нарушение трудового договора, - подчеркивает Севостьянов.
Работу Валерий сменил в начале 2014 года, а спустя полтора года ему пришла повестка в суд. Работодатель потребовал вернуть половину из потраченных на обучение Севостьянова средств - более 10 миллионов тенге, затем снизил претензии до 8 миллионов. “Откуда такая сумма?” - удивился летчик и попросил полностью расписать, сколько именно было потрачено на повышение его квалификации. И тут появились интересные подробности переподготовки пилотов.
Как оказалось, заказ на обучение летчиков поступил от Министерства по чрезвычайным ситуациям. В связи с этим ведомство перечислило исполнителю в лице нацкомпании “Казахстан Инжиниринг” более 280 миллионов тенге. Из “Казахстан Инжиниринг” ровно такая же сумма ушла на счета дочернего предприятия - АО “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг”, а уже оттуда немецкой компании Eurocopter Deutschland GmbH перевели 1 миллион 298 тысяч с небольшим евро. Представитель “Казахстан Инжиниринг” и “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” Нурсултан АЛЫБАЕВ предоставил суду и все расчеты, и акт выполненных работ. Правда, в акте цифры оказались уже больше - 1 миллион 900 тысяч евро. В эту сумму вошло обучение летчиков и техников, перелет и проживание в гостинице.
- Мы с адвокатами начали считать: обучалось нас 19 человек. Потратили на все про все почти 2 миллиона евро. Это получается, по 100 тысяч на брата? - разводит руками Валерий Севостьянов.
Представитель истца в лице АО “Казавиаспас” в суде раскрыл расходы на переобучение персонала: более 161 миллиона тенге заплатили собственно за обучение летчиков и техников, еще 80 с небольшим миллионов тенге ушло на проживание и перелет сотрудников.
- Мы взяли калькулятор и начали считать, - говорит Севостьянов. - Питание, перелет и гостиница - это более 4 миллионов тенге на человека. По курсу того времени - 20 тысяч евро! 160 миллионов поделить на 19 - это еще около 8 миллионов, или 40 тысяч евро. Суммы огромные, но все равно получается меньше, чем 19,5 миллиона, которые нам прописали в договоре. Потом откуда-то они вывели цифру моего долга. Поскольку я отработал только 2,5 года контракта из пяти, то должен отдать ровно половину от всех затрат, то есть 8 миллионов 155 тысяч тенге. Как объяснили в суде, сумма уменьшилась, потому что немцы какую-то часть денег вернули, поскольку мы не летали. Но все равно 15 миллионов - это, считай, 100 тысяч долларов по курсу 2011 года!
Так откуда взялись такие странные цифры? Адвокаты сделали несколько запросов, чтобы выяснить, какова рыночная стоимость оказанных Севостьянову услуг. Как официально сообщила компания “Казтур”, если бы Севостьянов поехал прямо сейчас отдыхать в тот же отель, где он останавливался во время курса переподготовки, то ему бы это обошлось в 2268 евро за 11 ночей - с перелетом, трансферами из аэропорта Франкфурта в Донаверт (а это 300 километров), страховкой и другими услугами. Правда, в эту сумму не вошло трехразовое питание, но все равно разница получилась огромной - заплатили-то 20 тысяч евро, а тут чуть больше двух! Интересную информацию по перелету экономклассом предоставила компания “Трансавиа”. Оказывается, билеты по направлению Алматы - Франкфурт - Алматы в сентябре 2011 года стоили от 610 до 955 евро на человека! Так куда пошли тогда 20 тысяч евро?
Не менее интересным получился другой документ - коммерческое предложение от компании LifeFlightGmbH&Co - еще одной фирмы, которая занимается переподготовкой пилотов для еврокоптеров. В прайс-листе черным по белому указано: наземная подготовка, то есть теория без полетов, как это и было в случае с Севостьяновым, шестерых пилотов стоит 6811 евро. Если же добавляется практика с полетами на тренажерах и вертолете, то цена возрастает до 14 574 евро. Можно добавить тест на профпригодность - это еще 1622 евро. Как указывает фирма в своем предложении, полное обучение шести пилотов обошлось бы в 104 470 евро, то есть по 17 411 евро на брата. А Министерство по чрезвычайным ситуациям через “Казахстан Инжиниринг” заплатило за обучение каждого пилота более 60 тысяч евро!
Но и это еще не все. На сайте компании Airbus Helicopters Deutschland GmbH (так сейчас называется Eurocopter Deutschland GmbH) расписаны стандартные условия приобретения вертолетов EC-145. И там есть любопытный пункт, касающийся обучения летного персонала. Так вот, если клиент приобретает один вертолет, то продавец готов бесплатно обучить двух пилотов и двух техников! Главное - успеть это сделать в течение 12 месяцев после покупки. Казахстан договорился на покупку сразу 45 машин, но при этом почему-то не воспользовался выгодным предложением по обучению персонала, а зачем-то заплатил еще почти
2 миллиона евро за переподготовку специалистов! И теперь эти деньги перекладывают на плечи обычных летчиков и техников.
- Суд проигнорировал все наши доводы, а судья Акмарал КУШЕРБАЕВА даже не стала зачитывать решение, его нам передали через секретаря, - удивляется Валерий Севостьянов. - В итоге получается, что за шесть дней теоретических занятий и две недели безделья я должен вернуть Казавиаспасу
8 миллионов тенге. А ведь не я один уволился - многие ушли, потому что работать невозможно. Кто-то согласовал крайне невыгодный для Казахстана контракт на обучение летчиков, а крайними, получается, остаемся мы...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции  Заинтересуют ли эти удивительные цифры хотя бы один из многочисленных контролирую­щих государственных органов? Ведь деньги, вылетевшие в трубу вертолета, заплатило МЧС...

Поделиться
Класснуть