Скелеты в отцовском шкафу
Нурланбек ЖУМАГУЛОВ демонстрирует фото сына.
“Дело Алиби” - конфликт между предпринимателем Кайратом ЖАМАЛИЕВЫМ и 24-летним юристом Алиби ЖУМАГУЛОВЫМ - вышло на государственный уровень: ход расследования взял под личный контроль уполномоченный по правам человека РК Аскар ШАКИРОВ.
Казахстанцы продолжают обсуждать самый громкий скандал апреля - столичный бизнесмен Кайрат Жамалиев вместе с двумя подчиненными избил молодого юриста Алиби Жумагулова. Конфликт, по одной из версий, произошел из-за женщины - гражданской жены предпринимателя Айнур ИСИНОЙ, а история стала достоянием общественности благодаря отцу потерпевшего Нурланбеку ЖУМАГУЛОВУ. Это именно он разместил в Интернете призыв о помощи, набравший бешеную популярность в социальных сетях. Только в Инстаграме на страничку alibisoskz подписались более 128 тысяч пользователей, а в Фейсбуке пост про Алиби перепечатали более десяти тысяч раз (см. “Живи, Алиби!”, “Время” от 27.4.2015 г.).
В этой мелодраме с признаками триллера нет полутонов - “главный злодей” Жамалиев уже находится под арестом, один из соучастников также водворен в СИЗО, а второй объявлен в розыск. Все трое подозреваются в совершении тяжкого преступления - вымогательстве, которое карается лишением свободы сроком до 15 лет. Потерпевший Алиби Жумагулов проходит лечение и дает показания о том, кто именно его бил и в чем причина конфликта. Не до конца понятной остается лишь роль главного источника информации - отца Алиби Нурланбека Жумагулова. О Нурланбеке Сахиевиче известно немного: инженер-строитель, 47 лет, родился и учился в Кызылординской области, постоянно проживает в Астане и очень любит своих детей. Однако и у него, как выясняется, есть свои скелеты в шкафу.
Мало кто знает, что еще совсем недавно Нурланбек Жумагулов работал на госслужбе. А потом случилось сразу два неприятных эпизода - отец Алиби был уличен в коррупции. В 2008 году сотрудники Комитета национальной безопасности (!) установили, что Жумагулов-старший совершил служебный подлог - то есть внес в официальные документы заведомо ложные сведения. Впервые он это сделал еще в 2006 году, а во второй раз - в 2008-м. Были возбуждены уголовные дела, которые передали в финансовую полицию. При этом сам подозреваемый признал свою вину и пошел на сотрудничество со следствием, то есть оказал полное содействие расследованию. Его деятельное раскаяние было оценено следователем по достоинству - дела были закрыты по так называемым нереабилитирующим основаниям (по не тяжким статьям следствие имеет право не передавать материалы в суд, а принять решение самостоятельно). В данном случае Жумагулов был прощен, хотя и уволен с госслужбы за совершение коррупционного преступления. Ему запрещено работать в государственных органах и квазигосударственных национальных компаниях.
Вскоре Жумагулов-старший понял: прежние грехи не прошли для него даром. Он долго не мог найти нормальную работу, а уголовные дела из прошлого стали оказывать влияние на будущее его сына. Дело в том, что Алиби Жумагулов после окончания вуза решил работать в прокуратуре. Юноша успешно прошел тестирование в надзорном органе, но после собеседования ему объяснили: запятнанная репутация отца помешает его карьере в правоохранительных органах. Причина проста - при запросе в управление комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры система выдавала ответ: Жумагулов-старший привлекался к уголовной ответственности за коррупцию. А это в нашей стране - самое “несмываемое” преступление.
Нурланбек Сахиевич пытался бороться за свое честное имя и в 2012 году подал в суд на управление с требованием убрать его фамилию из базы данных. Аргументы его были просты: поскольку судимости на нем нет, постольку и “желтая карточка” на него заведена зря. Представители Генпрокуратуры в суде объяснили: те, кто был уличен в коррупции, находятся в системе пожизненно, их данные еще какое-то время хранят даже после смерти. Это сделано в первую очередь для того, чтобы человек не мог больше “просочиться” на госслужбу.
Конечно, к конфликту между бизнесменом Жамалиевым и семьей Жумагуловых те два неприятных эпизода из прошлого никакого отношения, скорее всего, не имеют. Как говорил сам Нурланбек Сахиевич на суде, “всякое бывает, судьба так распорядилась”. Однако с учетом его “заслуг” многое в истории с избиением Жумагулова-младшего начинает приобретать несколько иной смысл. К примеру, удивляет, что Жумагулов-старший дает разные пояснения по поводу отношений Алиби и Айнур Исиной, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Сначала он заявляет, что у сына и этой женщины были серьезные отношения, а затем вдруг меняет “показания” - теперь выясняется, что Айнур сама домогалась Алиби. Непонятно также, какие именно повреждения получил парень - по словам отца, ему “разбитым бокалом отрезали ухо, жестоко избивали, порвали щеку”. Но на страшных фотографиях не видно, чтобы у потерпевшего отсутствовало ухо и была разорвана щека. Многочисленные гематомы, отеки - все это есть. Но отрезанное ухо и порванная щека - очень серьезные травмы. Не ясно и то, кто же “давил на следствие”, если практически сразу после подачи заявления главный подозреваемый был задержан, а впоследствии арестован на два месяца. Остается открытым вопрос о том, какую роль в этом конфликте сыграл заместитель руководителя администрации президента Габидулла АБДРАХИМОВ, который публично заявил, что не имеет к преступлению никакого отношения. И почему вообще выплыла его фамилия? Наконец, для чего отец пострадавшего начал сбор денег, если сразу два известных адвоката согласились представлять интересы его семьи совершенно бесплатно? Впоследствии вдруг было объявлено, что деньги будут переданы нуждающимся. Выходит, Жумагулов-отец их собирал из альтруистических побуждений, а не для помощи избитому сыну?
Конечно, все эти нестыковки можно списать на стресс, возникший из-за непростой конфликтной ситуации. Но самый главный вопрос в этой истории: чем в итоге завершится противостояние - реальным наказанием для преступников или деятельным раскаянием и примирением сторон? Вряд ли 128 тысяч подписчиков в Инстаграме будут рады, если преступники уйдут от наказания.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из социальных сетей, Алматы
От редакции В течение двух дней мы пытались достучаться до Нурланбека Жумагулова, чтобы задать ему вопросы о прошлом и настоящем - передавали просьбы о разговоре через адвокатов, звонили на его мобильный. Он обещал перезвонить, но на связь так и не вышел...
P.S. Как сообщил вчера Zakon.kz, суд №2 Есильского района Астаны санкционировал арест имущества К. Жамалиева - автомобилей Lexus LX570, Mersedes Benz S500, Lamborghini Gallardo, а также недвижимости - квартиры и дома в Астане.