Желаем вам здорового пилота!
Согласились бы вы лететь в самолете, которым управляет летчик без ноги? А перенесший инфаркт? Казахстанские чиновники, составившие правила прохождения летной комиссии, готовы пустить за штурвал пассажирского самолета людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.
Об этом весьма сомнительном ноу-хау газете “Время” рассказали авиаторы, пожелавшие - по вполне понятным причинам - остаться неназванными. Оказывается, эти нормы были утверждены еще 25 января 2012 года постановлением правительства № 166. Этот документ регламентирует правила проведения обязательных медицинских осмотров. К слову, готовили его специалисты теперь уже упраздненного Минздрава.
Два последующих года авиаторы вели безрезультатные переговоры с правительством о том, что эти правила нужно менять.
И вот недавно они узнали: Министерство здравоохранения и социального развития (“наследник” Минздрава) совместно с мажилисом разрабатывает поправки в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Авиакомпании Казахстана обратились к депутатам с просьбой включить в кодекс новые нормы врачебно-летной экспертизы авиационного персонала гражданской авиации. При этом авиаторы настаивают: в кодексе должно быть прописано, что требования к здоровью авиационного персонала должно разрабатывать не Минздравсоцразвития, а уполномоченный орган в области гражданской авиации, то есть Комитет гражданской авиации (КГА).
Впрочем, перейдем к действующим правилам медосмотра. Согласно их 166-му пункту, работники управления воздушными судами могут быть допущены к производству при следующих диагнозах.
1. При полной глухоте, глухонемоте. В таких случаях допуск осуществляется индивидуально - с переосвидетельствованием не реже чем каждые два года.
2. При ампутации одной голени, если ампутационная культя составляет не менее 1/3 голени и подвижность в коленном суставе ампутированной конечности полностью сохранена.
3. При травматической деформации с наличием неврологической симптоматики и дефектами костей черепа (тут допуск осуществляется также индивидуально с переосвидетельствованием каждые 2 года).
4. При укорочении нижней конечности более чем на 6 см. В таких случаях летчики могут быть признаны годными, если конечность не имеет дефектов со стороны костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, а длина конечности более 75 см.
5. При заболевании, вызывающем ограничение движений или болезненность при движении. Вопрос о допуске к полетам в этом случае решается индивидуально - после операции.
6. При деформации грудной клетки и позвоночника со значительным нарушением функции органов грудной полости. Вопрос о допуске решается индивидуально.
7. При врожденном или приобретенном пороке сердца и сосудов любой этиологии при наличии компенсации (тут летчики допускаются к полетам индивидуально с переосвидетельствованием через год).
8. При имплантированном искусственном водителе ритма сердца - кардиостимуляторе (допуск индивидуальный).
9. При болезни сердца, нарушении ритма, хронической ишемической болезни сердца, состоянии после перенесенного инфаркта миокарда. Вопрос о допуске решается индивидуально с ежегодным переосвидетельствованием (за исключением лиц со стенокардией покоя).
В общем, летай не хочу! Путь в кабину пилотов закрыт разве что слепым...
Услышав об этом от нашего корреспондента, авиатор с 40-летним стажем Нурлан АХМУХАНОВ не скупился на эмоции:
- Я просто в шоке! Это недопустимо! Такие, с позволения сказать, “пилоты” - угроза безопасности пассажиров. Ведь и у здорового летчика в полете может прихватить сердце (вы знаете, такие случаи были недавно и в Казахстане). А что уж говорить про перенесшего инфаркт?! Да, мы все знаем Героя Советского Союза Алексея МАРЕСЬЕВА, который в годы войны летал без ног. Но то была война - летчиков не хватало. Не хочу обидеть людей со слабым здоровьем и ограниченными возможностями, но им же можно найти работу и на земле. А для неба хватает здоровых!
Словом, все это было бы смешно, когда бы не было... другого документа, регламентирующего медосмотр летчиков, под названием “Правила медицинского освидетельствования в гражданской авиации”, утвержденного год назад приказами Минтранскома (№ 666 от 28.8.2013 г.) и Минздрава (№ 532 от 17.9.2013 г.). Здесь уже - никаких вольностей, скорее наоборот: требования к здоровью “летунов” ужесточены настолько, что так же, как и в первом случае, вызывают, мягко говоря, удивление в авиационном сообществе. Впрочем, вопрос о том, какой документ легитимнее, отпадает: в иерархии нормативно-правовых актов правительственное постановление стоит выше министерских приказов. А стало быть, запретить летать можно только вынужденным ползать.
С просьбой прокомментировать эту дикую ситуацию мы обратились в авиакомпанию “Эйр Астана”. Вот что нам письменно сообщила PR-служба национального авиаперевозчика, отвечая на наши вопросы:
“Во всем развитом мире прохождение медкомиссии занимает 2-3 часа, у нас - несколько дней, а иногда и неделю. Нынешнее противоречие нормативно-правовых документов привело к полной неразберихе. В одном указано, что пилотам можно летать без ноги, тем самым приравняв их к водителям троллейбусов. В то же время бывший Минздрав издал приказ, при котором медицинские требования к здоровью пилотов остаются очень жесткими, как в СССР, когда летчики были резервом для (подготовки) космонавтов.
По мнению наших специалистов, бывший Минздрав не должен был прописывать медицинские требования для пилотов. Сомневаемся, что среди тех, кто готовил документ, были авиационные врачи! А по стандартам Международной организации гражданской авиации, правила прохождения медкомиссии - это прерогатива уполномоченного органа, в нашем случае - Комитета гражданской авиации. Требования к пилотам во всем мире одинаковые, и нам просто их надо перенять”.
Остается только ждать соломонова решения депутатов, которым в скором времени предстоит рассмотреть поправки в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”.
Хочется верить: парламентарии не подмахнут правительственный законопроект, как это нередко бывает. Хотя бы потому, что пользоваться самолетами им приходится, по крайней мере, не реже, чем “простым” казахстанцам.
Стало быть, у нас есть все основания рассчитывать: наши избранники сумеют выписать тормоза полету чиновничьей фантазии.
Виктор БУРДИН, Алматы