О бедном Гафуре замолвите слово
Громкий скандал в спортивном мире Казахстана: по словам Гафура Камалова (на снимке), мастера спорта международного класса, его тренер Айбат Рахман предложил поделиться квартирой, земельным участком и другими подарками, которые обладателю черного пояса по карате в свое время торжественно вручили областные чиновники и бизнесмены за высокие достижения на ринге. А нынче Гафура выставили мошенником и даже подали заявление в правоохранительные органы. Некоторые атырауские газеты, не дожидаясь процессуального решения, растиражировали сведения о том, что Камалов - преступник. Забегая вперед, скажем: следователь уже вынес постановление о прекращении уголовного дела, не найдя состава преступления.
Увы, несмотря на это, спортсмен не может вернуть себе ни собственность, ни честное имя.
Гафур рос слабым и хилым мальчиком. Его часто обижали сверстники, и он, смывая с лица кровь и слезы, мечтал о том, что когда-нибудь станет чемпионом. В десять лет начал заниматься классической борьбой при школьной секции, но в драках все равно получал. В 1989 году в Атырау открылась полулегальная школа карате (в советское время этот вид спорта был запрещен). Гафура туда не приняли: худощавый пацан со слабой мускулатурой не впечатлил первого тренера Есима. Камалов допоздна торчал под дверьми секции и после тренировок умолял Есима принять его, но тренер был непреклонен. Возвращаться домой Гафур не хотел: во-первых, боялся темноты, но еще больше боялся сверстников, которые били мальчишку там, где поймают.
В один из таких вечеров крепыш, занимавшийся у Есима, заметил у пацана огромный фингал и подошел к нему. Позже, поговорив с тренером, каратист привел Гафура в зал. Спустя всего два года 13-летний Камалов неожиданно для всех занял второе место на чемпионате Атырау по карате. В 18 лет он таки стал чемпионом Казахстана. А когда в Атырау открыли секцию по кикбоксингу, перешел туда. И на первых же соревнованиях стал чемпионом области и бронзовым призером Казахстана. А в 2000 году Гафур Камалов возглавил областную Федерацию тайского бокса. Приказ о его назначении подписал президент Федерации РК по тайскому боксу Карим МАСИМОВ.
В этот же год атырауские спортсмены впервые приехали в Алматы на Кубок президента страны. Нефтяную столицу представляли два парня - Гафур и Саламат БАХТИГАРЕЕВ. Соперником Камалова был чемпион мира из Ташкента. На ринге все четыре раунда узбек колотил Гафура, но вырубить так и не смог. После боя Гафур пошел в душ и, выйдя в коридор, упал: ноги отказывались ходить. Позже прибывшие медики сказали, что у Камалова отбиты мышцы ног и молодому спортсмену необходимо длительное лечение. Но Гафур вместо лечения добился личной аудиенции у главного тренера Федерации тайского бокса Смета УСЕНОВА. Камалов признался, что влюбился в этот вид спорта, и попросил Усенова позаниматься с ним. Тот честно предупредил: в тайском боксе все предельно жестко и бескомпромиссно - с ринга уходит на своих двоих только один боец...
В 24 года Гафур впервые едет на чемпионат мира в Таиланд. Там проводит четыре поединка, два из которых завершает досрочно - нокаутом. В полуфинале Камалов схватился с китайцем и, “заработав” сильнейшее сотрясение, сумел-таки вырвать победу. Так он стал вторым в мире. Позже, в 2003 году, на чемпионате мира по тайскому боксу в Алматы - первом за пределами Таиланда - Гафур подтвердил свой “серебряный” статус. Узнав об этих достижениях, тогдашний глава Атырауской области Аслан МУСИН подарил Камалову 10 соток земли в центре Атырау - в те годы весьма лакомый кусок, стоимость которого и ныне колеблется в районе 200 тысяч долларов. Заместитель акима нефтяной столицы Асхат БИКЕНОВ вручил ключи от двухкомнатной квартиры - до этого прославленный спортсмен с женой и тремя детьми ютился у родителей. Вдобавок ко всему руководитель нефтяной фирмы подарил ему новенький “фольксваген”. Тогда же - в 2003 году - Камалов стал мастером спорта международного класса.
Казалось бы, жизнь удалась. Но с тех пор у прославленного спортсмена началась черная полоса. По мнению Камалова, его тренер Айбат Рахман теперь претендует на часть полученного его воспитанником, что тот получил за спортивные достижения, - земельный участок, квартира и машина. Тренер собрал местных авторитетных спортсменов и провел с ними своеобразный сход, на котором решили: Гафур должен отдать Рахману квартиру и машину, а землю поделить. Камалов, хотя и был обязан своими победами Усенову, а не Рахману, не стал перечить и снял машину с учета. Но Айбат в самый последний момент позвонил: мол, не по понятиям забирать машину, это твой подарок - лучше отдай землю. В ответ Камалов рассказал тренеру о своих планах: он хотел построить на своем участке спортивный комплекс для занятий тайским боксом. Рахман тут же подтянул своих родственников, братьев Ержана и Рамазана ДАИР, владельцев местной строительной компании.
- Мы создали фирму “Кайсар-Даир”, я вошел в соучредители со своим земельным участком, братья Даир вложили деньги, а Рахмана я взял в долю - все-таки он несколько лет был тренером областной федерации, которой я руководил, - рассказывает Гафур Камалов. - Аким Атырау ТАСЫБАЕВ меня заверил: есть указание Мусина приватизировать тебе квартиру через три года. Позже Мусин ушел на повышение. Я же, когда подошло время, пошел в акимат. Там меня как обухом по голове огрели: мол, сейчас у нас новая власть, поэтому придется заплатить за приватизацию. И назвали далеко не смешную для меня сумму - 25 тысяч долларов.
В конце концов Камалов нашел людей, согласившихся занять ему эти деньги, приватизировал квартиру и... тут же продал ее, чтобы рассчитаться с долгом. Все эти годы, рассказывает Гафур, он мечтал о том, как подготовит бойцов экстра-класса, которые поднимут флаг Казахстана на мировой арене. Однако на это требовались деньги, которых у возглавляемой им областной федерации не было. Правда, в 2008 году Гафур нашел спонсоров и пригласил из Таиланда тренера. Иностранный специалист пробыл в Атырау около полугода, подготовив за это время несколько чемпионов Казахстана, Азии и Европы. Таец готов был работать и дальше, но тут у областной федерации закончились деньги.
Неугомонный Гафур вновь отправился на поклон к нефтяникам, получив под свое имя 200 тысяч долларов на подготовку спортсменов. Вот тут-то, как уверяет Камалов, его тренер заявил: передай мне чековую книжку и все учредительные документы областной федерации. Махнув на все рукой, Гафур уехал в Алматы - его как раз пригласили работать в департамент финансовой полиции южной столицы. Провожая его, Рахман сказал: “Смотри, кто не со мной, тот против меня!”.
- Тогда этим словам я не придал никакого значения, - вспоминает Камалов. - Строительство клуба заморозили: братья Даир отказались финансировать проект, потому что Рахман, купив у них квартиру, не рассчитался за нее. Дальше - еще интереснее. Моим родителям пришла повестка о том, что я обязан явиться к следователю - по делу о мошенничестве! Я, конечно, в шоке! Лечу в Атырау и там узнаю: Рахман и директор ТОО “Кайсар-Даир” Сансызбай ТУРГАЕВ сообщили полицейским и прокурорам, что я мошенник, незаконно завладевший земельным участком, выделенным областной федерации. Позвольте, вот госакт за землю: правообладатель я, а не федерация!
Пока Камалов доказывал следователям и прокурорам, что он не преступник, в местных газетах появились “разоблачительные” публикации о нем. Гафур говорит: он не раз встречался с редакторами изданий и авторами этих статей, и они в приватных беседах признавались: материалы готовились по звонкам заинтересованных людей. Акулы пера даже называли конкретные фамилии, однако дать официальные показания отказывались - боялись. 15 апреля 2013 года следователь УВД Атырау А. КИМ приступил к расследованию уголовного дела.
Из постановления следователя А. Кима
“31 января 2013 года неизвестное лицо путем обмана пыталось завладеть имуществом ТОО “Кайсар-Даир”, однако, не доведя свои действия до конца, скрылось с места происшествия. Необходимо возбудить уголовное дело по статье “мошенничество”, о принятом решении уведомить заинтересованных лиц, а копию постановления направить прокурору города Атырау...”
Спустя еще четыре месяца следователь прислал “неизвестному лицу” - Камалову - уведомление: уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Однако выдать на руки копию постановления о прекращении дела Ким отказался, сообщив, что дело сдано в архив прокуратуры. Камалов пошел к прокурору города, но и там ничего не добился. Вскоре спортсмен-правдолюбец получил от прокурора Атырау Р. АБИРОВА письменный ответ:
“Прокуратурой установлено, что УВД Атырау возбуждено уголовное дело по статье 177 УК РК. По результатам расследования дело прекращено за отсутствием состава преступления. Вы допрошены в качестве свидетеля, а поскольку не являетесь подозреваемым, обвиняемым, их защитником, потерпевшим или его представителем, копия постановления о прекращении дела не может быть вам вручена. В случае несогласия с данным ответом можете обжаловать его вышестоящему прокурору либо в суд...”.
- Я 18 лет провел на ринге и ни разу не был нокаутирован, - горячится Камалов. - А тут меня просто вырубили: сначала возбуждают на меня уголовное дело, позже прекращают его. А потом вдруг оказывается, что я проходил свидетелем, хотя меня не раз допрашивали в качестве подозреваемого. Обращаюсь в суд, чтобы восстановить свое честное имя - бесполезно! Журналисты пишут про меня всякий вздор, а в глаза говорят: мы не можем написать правду - вас заказали. И называют громкие фамилии людей, некоторые из “заказчиков” мне известны: это “тяжеловесы” бизнеса и политики. Что мне делать, где искать правду? Хочу записаться на прием к Масимову, но опасаюсь, что и ему наговорят про меня разные небылицы. По моему мнению, проблема в том, что я не захотел отдавать свою землю под различные бизнес-проекты Рахмана и его агашек. Но я готов поклясться: на этой земле будет стоять спортивный комплекс! Я не позволю возвести там торговый дом или ресторан! Возможно, если бы я согласился - был бы в шоколаде. Понимаю, что денег много не бывает: у меня пятеро детей, которых нужно одеть, накормить, обучить. Но даже ради них я не стану коммерсантом. Да, мне не раз предлагали уйти в криминальные структуры и зарабатывать кулаками десятки тысяч долларов, вышибая лавэ для братвы. Такие предложения поступают до сих пор. Но у меня свой путь. Из финполиции я тоже уволился - не мое это. Ушел и из федерации, не выдержав интриг и козней. И кто я теперь? Безработный, без крыши над головой, безуспешно пытающийся вернуть себе честное имя, которое не раз звучало во славу Казахстана на спортивных аренах разных стран. У меня не осталось ничего, кроме несправедливо поруганного честного имени. Когда-то я не раз защищал его на ринге. А как сделать это теперь - не знаю. Ведь я боец - и больше ничего не умею...
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы