11536

О спорт, ты - нал!

В Западно-Казахстанском специализированном межрайонном уголовном суде начинается рассмотрение дела о спортивной мафии. На скамье подсудимых - вся бывшая верхушка областного управления туризма и спорта. Основное обвинение - хищение около 200 млн. бюджетных средств.

Обвиняемых четверо - бывший руководитель областного управления туризма и спорта Муслим УНДАГАНОВ (на снимке слева) и трое его воспитанников: Мендихан ДЖАКЕНОВ, Коныс ЖЕТПИСОВ (на снимке справа) и Турарбек БЕКАРЫСТАНОВ. Все они до момента ареста занимали ключевые позиции не только в западноказахстанском спорте, но и в ОПГ, созданной Муслимом Ундагановым. 

В нашем распоряжении оказалась копия обвинительного заключения, с которым дело было передано в суд. Множество любопытных особенностей казахстанского спорта и секретов подготовки наших спортсменов всплыли из материалов этого дела.
Муслим Ундаганов был назначен на должность начальника Западно-Казахстанского областного управления молодежи, туризма и спорта 16 июля 2002 года. Практически одновременно с Ундагановым началось блестящее восхождение по карьерной лестнице и его ученика - чемпиона мира по самбо Коныса Жетписова. В 2002 году 27-летний самбист стал директором ГККП “Центр подготовки олимпийского резерва”, затем руководил ГККП “Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва”, был заместителем начальника и какое-то время даже начальником облспорта. Главным спортсменом ЗКО Коныс Жетписов пробыл несколько месяцев, пока Муслим Ундаганов пробовал себя в роли заместителя акима города.
После того как карьерные метания Муслима Ундаганова закончились и он окончательно утвердился в кресле руководителя облспорта, для спортсменов ЗКО наступили суровые времена. Прежде всего Муслим Ундаганов окружил себя своими учениками или коллегами по борцовскому цеху, а также выходцами из родного поселка Тайпак. Из тринадцати руководителей спортивных школ, назначенных Ундагановым, десять оказались бывшими борцами и жителями Тайпака. Причем пятеро в свое время занимались непосредственно у Ундаганова.
“Подобрав и расставив на ключевые должности приближенных лиц, Ундаганов распределил среди части из них роли при совершении преступлений, - сказано в обвинительном заключении. - Эти лица, достоверно зная о совершенных и готовящихся преступлениях, добровольно согласились вступить в организованную группу и участвовать в ее преступной деятельности, получая часть преступного дохода”.
Самыми приближенными к Ундаганову кроме Коныса Жетписова стали директор ГККП “Детско-юношеская школа подготовки олимпийского резерва” Мендихан Джакенов и начальник учебно-спортивного отдела облспорта Турарбек Бекарыстанов. Первый был определен в качестве теневого кассира: собирал и держал у себя денежные средства, которые удалось добыть с помощью афер, расходовал их по указанию Ундаганова, а также занимался легализацией этих денег. Второй отвечал за безопасность махинаций: он возглавлял службу внутреннего контроля областного управления спорта, поэтому в его функции входили проверки финансово-хозяйственной деятельности управления и контроль за командировками. Фактически для безопасности всех мошенничеств ему достаточно было просто закрывать глаза на фиктивные документы. Кроме этого все трое приближенных “к телу” чиновника занимались оформлением фиктивных командировок, подписывали счета, фиктивные приказы и отчеты.
Как только стало ясно, что группа единомышленников, в общем-то, состоялась, начались пробные заигрывания с бюджетом.
Первое хищение, во всяком случае, официально выявленное следователями, произошло 28 апреля 2008 года. В тот день Муслим Ундаганов “отправил” женскую волейбольную команду в Анапу для участия в 10-дневном международном турнире. Анапа - город курортный, дорогой, поэтому для 14 участниц команды были выделены вполне приличные командировочные суммы. 26 июня 2008 года по этой командировке был предъявлен авансовый отчет со всеми необходимыми документами, подтверждающими расходы на 1 млн. 872 тысячи тенге. Однако, как выяснило следствие в 2013 году, ни в какую Анапу никто из волейболисток не ездил. А деньги, выделенные на поездку, осели в кармане главного спортсмена области.
Большинство других преступлений ундагановская группировка проводила по аналогичной схеме. Судя по заявкам, сметам и авансовым отчетам, западноказахстанские спортсмены очень часто бывали в ближнем и дальнем зарубежье, причем ездили не только на соревнования, но и на тренировочные сборы. После каждой поездки в бухгалтерию сдавались все необходимые документы. Правда, как выяснилось, все они были фиктивными.
Средств на спорт в ЗКО никогда не жалели, соревнований и в РК, и за ее пределами проходит множество, так что поле деятельности у мошенников было обширное. В лучшем случае на заявленные соревнования выезжала часть группы, но средства выделялись как на целую, да к тому же с завышенными суточными расценками. В худшем случае юные волейболисты, хоккеисты, шашисты, водники и конники сидели в родном Уральске, пока взрослые дяденьки отрывались на их суточные на дорогих курортах.
В качестве примера в обвинительном заключении приводится увеселительная поездка в ОАЭ. С 9 по 15 июля Муслим Ундаганов вместе с директором ДЮСШ №2 Виталием МАЗУРЕНКО, директором ГУ “Областная специализированная школа-интернат для одаренных в спорте детей” Валентином КАРАКУШИЕВЫМ и генеральным директором АО “Футбольный клуб “Акжайык” Рашидом ХУСНУТДИНОВЫМ провели незабываемые каникулы в пятизвездочном отеле Atlantis The Palm в Арабских Эмиратах. За получение посольских виз, дорогу, проживание и питание компания выложила 1 199 942 тенге. И еще около 700 тысяч “спортсмены” прокутили наличными. В общей сложности поездка обошлась в 1 млн. 900 тысяч тенге. Разумеется, никто свои кровные на это не тратил. Просто за месяц до этого семеро западноказахстанских шашистов в очередной раз “съездили” на соревнования в Оренбург.
Однако ездить по курортам было, видимо, все же занятием утомительным, и Ундаганов стал задумываться о других способах легализации финансов. В течение нескольких лет он покупает, перепродает и снова покупает землю и дома, начинает строить новый особняк. Ежемесячные выплаты по кредитам, оформленным Ундагановым в 2012 году, составляли сумму 566 тысяч тенге. При этом, судя по официальной декларации, за весь 2012 год доход Муслима Ундаганова составил всего 1 млн. 843 тыс. тенге. Аналогичный показатель его супруги Ляззат УТАРБАЕВОЙ и того меньше - 1 млн. 051 тыс. тенге. Выходит, ежемесячный совокупный доход семейства Ундагановых был меньше выплат по кредитам более чем в два раза. Такие математические парадоксы объясняются просто. Следствие считает, и, видимо, небезосновательно, что с сентября 2008-го по февраль 2013 года все кредиты Муслима Ундаганова погашал его личный кассир Мендихан Джакенов. А средства для этого он брал из денег, похищенных из вверенных бюджетных средств.
В соответствии с отчетами ТОО BAGALAU ORTALYGY SENIM об оценке недвижимого имущества Муслима Ундаганова 4 мая 2012 года предметы залога оценены на общую сумму 220 480 789 (двести двадцать миллионов четыреста восемьдесят тысяч семьсот восемьдесят девять) тенге. Неплохо для чиновника с зарплатой в пределах 200 тысяч тенге.
Аппетиты мошенников росли, и постепенно к ним в сеть попадало все больше руководителей спортивных организаций и старших тренеров.
Все, кто выезжал в командировки по Казахстану должны были отстегивать наверх от 15 до 25 процентов, за заграничные поездки - от 30 до 50 процентов командировочных средств. В случае несогласия с такими условиями Ундаганов со товарищи принимали меры, чтобы непослушный тренер на соревнования дальше райцентров больше не ездил.
Вообще-то привлечь к ответственности следовало бы всех, кто помогал спортивным чиновникам проворачивать их мошеннические схемы, однако большинство из них начало активно сотрудничать со следствием, и ввиду деятельного раскаяния практически всех из разряда подозреваемых перевели в разряд свидетелей.
Неизвестно, как далеко зашли бы действия группировки, если бы весной этого года Муслима Ундаганова не арестовали по инициативе финансовой полиции. Это произошло 27 апреля, через неделю после того, как взяли под арест его воспитанника, чемпиона мира по самбо Коныса Жетписова. Именитого самбиста подозревали в том, что он похитил из бюджета 7,9 млн. тенге. Потянув за ниточку, финполовцы совместно с ДКНБ распутали увесистый клубок ценой почти в 200 млн. тенге. На скамью подсудимых вместе с руководителем ОПГ “Тайпакские” Муслимом Ундагановым сели Коныс Жетписов, Мендихан Джакенов и Турарбек Бекарыстанов. Всем четверым вменяются в вину ст. 176 УК РК (“Присвоение или растрата вверенного чужого имущества”), ст. 235 УК РК (“Создание и руководство организованной группой в целях совершения одного или нескольких преступлений, а равно участие в ней”) и ст. 314 УК РК (“Служебный подлог”). Муслим Ундаганов обвиняется еще и по ст. 193 УК РК (“Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем”).

Дом, который построил  Ундаганов на скромную зарплату чиновника: справа жилая пристройка, слева - гараж.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

10.10.2013

 



Поделиться
Класснуть