Ограбление по-евразийски
История менеджера “Евразийского банка” Галины КОРНЕЛЮК достойна экранизации: в течение трех лет молодая женщина умудрялась пользоваться счетами клиентов как своими собственными. Она свободно снимала деньги с чужих депозитов, время от времени совершала переводы и иногда даже частично возвращала взятые суммы. Поймать ее за руку удалось только благодаря бдительной клиентке, заметившей нехватку средств на своем счете. В общей сложности вкладчики “Евразийского” недосчитались двух миллионов долларов.
...Карагандинке Галине Корнелюк было всего 22 года, когда она устроилась на работу в “Евразийский” и сразу же получила место ведущего специалиста в отделении “Желтоксан”. Интересно, что служба безопасности банка не обратила внимания на то, что ранее девушка трудилась в... игорном бизнесе! Если быть точнее - раздавала карты в казино “Зодиак”. Секьюрити, видимо, сочли, что карьере финансиста это не должно мешать.
В своем отделении “Желтоксан” алматинского филиала №6 Галина оказалась единственным сотрудником по обслуживанию VIP-клиентов. Понятно, что к такому контингенту нужен был особый подход. И Корнелюк сделала все возможное, чтобы, как говорится, не ломать кайф серьезным людям. Дабы уважаемые вкладчики не стояли в очередях вместе с простыми смертными,
менеджер сама оформляла всю документацию и даже получала за клиентов наличные. “Випу” достаточно было просто заехать в нужное время, чтобы поставить подпись и забрать определенную сумму. Как рассказал один из них, Корнелюк сообщала по телефону о совершенных операциях, без проблем передавала крупные суммы присланным своими боссами водителям, отчитывалась о проделанной работе, рассылая клиентам SMS. Надо сказать, что и вкладчики не особо досаждали расторопному менеджеру. Среди них были такие, кто годами не появлялся в филиале №6. В этом и заключается прелесть долгосрочных депозитов: привез один раз крупную сумму - а через год или два она сама по себе увеличилась! С одной стороны, проверять счета нужно хотя бы время от времени. А с другой - какой смысл держать деньги на депозите, если не доверяешь банку? Тем более такому солидному - с акционерами, давно прописавшимися в “золотом” списке журнала “Форбс”!
Очаровательной девушке Гале с лихвой хватило чуть больше года, чтобы досконально разобраться в особенностях своей работы. И понять: ее профессиональные навыки плюс доверие клиентов открывают захватывающие дух возможности.
В начале сентября 2009-го Корнелюк впервые попробовала, что называется, злоупотребить служебным положением - взять немного денег клиента для себя любимой. Снять с одного из счетов чуть более миллиона тенге оказалось легко и просто. Кассиру Корнелюк предъявила расходно-кассовый ордер с поддельной подписью клиента Х. И объяснила: за деньгами он не пришел, потому что у человека в банке другие дела - подписывает важные бумаги. После того как коллеги-кассиры обналичили первую сумму, смышленая девушка стала регулярно “нырять” в депозит Х. Благо сроки размещения вклада позволяли - ничего не подозревающий клиент оставил деньги на 37 месяцев, как того требовал тарифный план “Казына”. Надо отдать должное Галине - она не только снимала крупные суммы, но и частенько возвращала их. Депозит Х. сначала “похудел” на восемь с лишним миллионов тенге, а потом “поправился” на четыре с копейками. Еще почти четыре “лимона” стали добычей “талантливого финансиста”.
По всей видимости, этого Галине показалось мало. Не прошло и полгода, как она положила глаз на депозит клиента У. Причем опробовала на нем новую схему - не снимала деньги, а перечисляла их другому лицу. Суммы по первости были небольшими - сначала 7 тысяч долларов, потом еще 900 “зеленых”. Когда и эти “прогулки” денег внутри банка никто не заметил, она вновь самостоятельно расписалась в расходно-кассовом ордере и получила наличку за клиента.
Трудно точно сказать, что происходило в жизни молодой девушки в первой половине 2010 года, но за несколько месяцев она “окучила” еще двух вкладчиков. Гражданка А. лишилась “всего” тысячи долларов, а вот гражданину С. повезло меньше - его Корнелюк “облегчила” на вдвое большую сумму. И вновь банк никак на это не отреагировал. К лету 2010-го Галина, окончательно уверовав в свою звезду, взялась за дело с размахом. И тут ей в руки упал депозит клиента В. Скажем прямо: денег на нем было очень много. С июля 2010 по ноябрь 2011 года Корнелюк сняла со счета более 130 миллионов тенге! Причем были периоды, когда транзакции
она совершала ежедневно. Только в апреле 2011-го это случалось пять раз - 12, 13, 20, 21 и 29-го числа. То же самое - в мае, июне, июле. Месяц за месяцем девушка приносила в кассу поддельные ордера и без проволочек получала наличку. Иногда деньги ей выдавали вообще без автографа держателя депозита - под обещание занести их позже, “когда клиент сможет расписаться”. А сейчас, дескать, “ему очень срочно требуется нал”. И представляете, ей верили на слово! В общей сложности только с одного депозита деньги уходили 45 (!) раз. Ни коллеги, ни начальство, ни служба валютного контроля не придали столь активному движению денежных средств значения, ведь владелец депозита волен распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению...
Интересно, что клиент В., открывший счет в банке еще в 2007 году, лишь спустя пять лет обнаружил: с депозитом происходит что-то неладное. В отделении “Желтоксан” он появлялся редко, деньги забирали два его водителя, они же привозили менеджеру Корнелюк подписанные шефом документы. И вот однажды В. обнаружил: его платежная карточка заблокирована... Стал разбираться и выяснил: со счета пропали 132 миллиона!
...Тем временем Галина Корнелюк, продолжая заниматься своим “бизнесом”, получила повышение по службе. В начале июля 2012 года она стала старшим специалистом банка. Правда, в этой должности проработала недолго. В конце того же месяца на пороге филиала появилась вкладчица М., пожелавшая узнать, в каком состоянии находятся ее сбережения (четыре года назад она положила на депозит весьма солидную сумму). Поначалу возникла неразбериха: клиента с такой фамилией в базе данных не оказалось. Не удалось найти ее и по ИИН. Согласитесь, странная ситуация: человек отдал на хранение банку огромные деньги, а среди клиентов не значится! С большим трудом удалось установить, что такой счет действительно есть. Вот только две буквы в фамилии владелицы изменены, как и цифры в ИИН. А на депозите не хватает... 159 миллионов тенге! Только после поднятого М. шума банк наконец-то соизволил начать проверку работы отделения “Желтоксан”…
Ее результаты повергли аудиторов в шок: к уже упомянутым облапошенным вкладчикам добавились еще несколько человек. В общей сложности VIP-менеджер Галина использовала в своих интересах 9 счетов, распечатывала расходно-кассовые ордера на своем рабочем компьютере и печать ставила личную. Ну и сама расписывалась за своих подопечных.
А потом был суд. Клиенты банка, выступавшие в зале судебных заседаний, отзывались о Корнелюк как о хорошем работнике, оперативно выполнявшем все поручения и просьбы. Кассиры, дававшие показания, даже предположить не могли, что невольно способствовали хитроумной воровке. И лишь одна из свидетельниц объяснила, что именно могло толкнуть девушку на преступления. Оказалось, что еще со времен работы в казино “Зодиак” Галина... подсела на азартные игры. Она регулярно выезжала в Капшагай, где в игорных заведениях “Астория” и “Аладдин” ее встречали как... VIP-клиента! Еще бы - ведь эта дама регулярно проигрывала десятки тысяч долларов! Часто вместе с ней отрываться в местный “Лас-Вегас” ездили ее подруги. Никого не удивляло, что обычная банковская служащая может за раз проиграть пару миллионов тенге. Может же клерк из акимата ездить на “Рейндж Ровере”! Да что там сотрудники казино, если даже коллеги Галины, выдававшие ей деньги, не подозревали, что все операции совершаются по поддельным документам! Не чувствовали подвоха и сотрудники службы безопасности, ни одна
аудиторская проверка не усомнилась в подлинности бумаг. Не один год молодая девчонка в одиночку водила за нос целый банк и продолжала бы делать это, кабы не одна бдительная клиентка...
Суд приговорил Галину Корнелюк к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества. “А что же с деньгами клиентов?” - спросит читатель. Ущерб в размере 309 миллионов тенге “Евразийский банк” вкладчикам уже возместил, а выплачивать долг своему бывшему работодателю предстоит теперь осужденной. Другой вопрос, как она это сделает. Ведь ни банковского отделения с доверчивыми VIP-клиентами, ни даже захудалого казино, где можно сорвать куш на удачу, в местах не столь отдаленных нет.
От редакции Немало усилий и рекламных бюджетов потратили банки, чтобы приучить казахстанцев к мысли: отложенные на черный день деньги лучше всего держать на банковских счетах. Действительно, депозитные ставки в Казахстане неплохие - сейчас почти 10 процентов, да к тому же вклад застрахован. О том, что казахстанцы доверяют банковской системе, свидетельствует статистика: в общей сложности граждане республики сдали на хранение более 30 миллиардов долларов. Вот только случай в “Евразийском” показывает: человеческий фактор может оказаться сильнее любой банковской гарантии.
К этой беспрецедентной афере мы вернемся в ближайших номерах газеты “Время”.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА